Капельдинеры — о любимых спектаклях и тонкостях своей профессии — Балет 24

Капельдинеры — о любимых спектаклях и тонкостях своей профессии

ИСТОЧНИК: https://itsmycity.ru/

В Екатеринбургском театре оперы и балета уже четвертый год  существует школа  театральных капельдинеров — людей, которые работают со зрителями. Они проверяют билеты, продают программки, рассаживают на места, но кроме этого — создают в театре домашнюю атмосферу. Капельдинеры знают в лицо постоянных зрителей и называют их «родными людьми». В антракте они готовы поддержать разговор на любую тему, касающуюся театра. Всему этому обучают в школе капельдинеров. По словам автора проекта Ольги Абрамович, это единственная в мире школа театральных капельдинеров при оперных театрах. IMC поговорил с людьми, которые связали свою жизнь с этой профессией и с теми, кто только пришел учиться, об их любимых спектаклях и тонкостях работы. 

Байрам Сапаров, 51 год

Работает капельдинером с 2013 года 

В оперный театр я пришел в 2000 году. Работал в пожарно-сторожевой охране. Думал, будет у меня такая подработка года на три-четыре. В 2013 году мне предложили пойти работать капельдинером. Я сам по образованию педагог, а в этой профессии уже заложено общение с людьми. Здесь меня обучали тонкостям работы. Например, после премьерного спектакля у нас проходит большая цветочная церемония. Мы репетируем, кто как должен выходить, кому будем вручать цветы.

Каждую премьеру мы смотрим  спектакль на генеральном прогоне — нам нужно вникнуть в содержание, чтобы быть подготовленными к общению со зрителями. Во время премьерных спектаклей в театре ажиотаж — и у зрителей, и у сотрудников. Прошлой  осенью у нас поставили оперу «Турандот», после премьеры  был такой восторг! Смотришь на восторженные лица и чувствуешь, что спектакль удался, «попал» в зрителей. «Вы — молодцы!», — вот так говорят зрители, выходя из зала. 

У капельдинеров есть дресс-код — форма бордового цвета

У капельдинеров есть дресс-код — форма бордового цвета

В большинстве случаев зрители подходят к нам сами, у них много вопросов, начиная от истории театра и заканчивая тем, какую партию исполняет артист. Зрители, особенно молодые, часто спрашивают: «На каком этаже "Снежную королеву" показывают?». Они путают нас с кинотеатром в торгово-развлекательном центре. Отвечаем, что на всех этажах дают только «Снежную королеву».

Рабочий день капельдинера начинается за полтора часа до спектакля. В течение получаса готовимся, переодеваемся. Потом администратор проводит оперативку, затем мы проверяем ложи, как зал подготовлен к приему зрителей. В ложах у нас передвигаются стулья, их надо по порядку расставлять, чтобы не было путаницы.

Средняя наполняемость театра — 92%. Капельдинерам нужны помощники, чтобы работать со зрителями

Средняя наполняемость театра — 92%. Капельдинерам нужны помощники, чтобы работать со зрителями

Мне иногда говорят: «За столько лет  тебе, наверно, надоели уже эти спектакли?». Но я вам честно скажу, нет, из репертуара нашего театра мне ни один не надоел. 

Мой любимый спектакль? Топовые балеты — «Лебединое озеро», «Щелкунчик» — это понятно. Я в восторге от последней постановки оперы «Турандот». В последний раз в нашем театре ее ставили в 1984 году. Я знал, что она идет в других театрах мира, в Европе, но когда я здесь услышал музыку Пуччини, я просто не ожидал, что эта музыка, этот спектакль заденет меня так сильно. 

Наталья Пузырева, 55 лет 

Работает капельдинером с 2016 года 

Вообще я по образованию инженер-конструктор. Окончила УПИ, механико-машиностроительный довольно-таки серьезный, «мужской» факультет. Работала в НИИ «Тяжмаш», потом родилась дочь и пришли наши «прекрасные» во всех смыслах 90-е годы. НИИ «Тяжмаш» развалился, все инженеры ушли в свободное плавание. У меня и ИП было, и я даже работала Снегурочкой в новогодней кампании. Вот как-то так выплывали.

Когда выросла дочь и подросла внучка, у меня освободилось вечернее время. Я прочитала объявление о вакансии капельдинера в оперном театре — и у меня что-то щелкнуло внутри и потянуло сюда. Моя дочь хореограф-постановщик, сейчас внучка танцует. Оперный — это что-то родное, свое. Сразу начала работать в партере — это у нас самая передовая часть, где проходит больше всего зрителей. Я пришла 2 января и начала работать с новогодней эпопеи. 

Многие зрители очень хотят пообщаться с нами. Постоянные зрители — это как  близкие родные люди, ведь привыкаешь же к определенному кругу общения. А зрители [Оперного театра] — это, условно говоря, такая каста. Обсуждаем с ними спектакли, кому-то что-то не нравится: «Сегодня скрипка не так звучала!» или «Не докрутила фуэте». Вот прямо такие нюансы подмечают.

Или наоборот: «[Александр] Меркушев (ведущий солист балета — прим.редактора) наконец-то распрыгался», «Сегодня [Игорь] Булыцын (солист балета, постановщик— прим.редактора) такую постановку сделал!», «Томоха (Терада, солист балета— прим.редактора) — это бог». Так что есть, о чем поговорить. Скучать точно некогда. 

Дарья Воложанина, 21 год

Первая выпускница школы капельдинеров

Мне было 18 лет, когда я пришла на кастинг. Я тогда училась в 11 классе. Меня расспросили, где я учусь, почему пришла в театр оперы и балета. Если честно, я до этого я никогда не посещала это заведение, но подумала, что опыт волонтерства (школа капельдинеров является волонтерским проектом, ученики работают в театре бесплатно — прим.редактора) пригодится в будущем. Так и получилось: это помогло мне определиться с выбором будущей профессии и всем сердцем полюбить оперу и балет. Обучение длилось несколько лет, сейчас я официально работаю в службе проведения спектаклей контролером-билетером. В дальнейшем планирую попытать счастье в других отделах театра — репертуарном, литературной части или  отделе продаж.

Вот так проходит кастинг в школу капельдинеров. Чтобы стать участником, необходимо знание английского языка и любовь к театру. А возраст может быть любым, от 18 до 75 лет

Вот так проходит кастинг в школу капельдинеров. Чтобы стать участником, необходимо знание английского языка и любовь к театру. А возраст может быть любым, от 18 до 75 лет

Сейчас для меня важно набраться опыта общения с артистами, зрителями, научиться решать конфликтные ситуации. Редко, но бывает, что зрители приходят на спектакли нервными — они едут после работы, застревают в пробках. Если раньше я была слишком вспыльчивая и могла ответить грубостью на грубость, то сейчас я могу сдерживать эмоции и спокойно разрешить ситуацию.

Главное правило — не опаздывать, иначе весь день не задастся. Еще одно  требование к  капельдинерам — аккуратный внешний вид. У всех капельдинеров единая форма — юбка, жилет или пиджак бордового цвета и белая блузка. 

Я работаю на входе, встречаю зрителей и отвечаю за билетный контроль, цвет нашей одежды отличается, он черный. Первый человек, которого видят зрители, — это я. 

Анна Мрыхина, 23 года

Участница  последнего кастинга в школу капельдинеров

Когда я окончила Архитектурную академию, у меня было два направления. Выбрать что-то, связанное с производством, или заняться изучением  художественного костюма. Я понимала, что больше тяготею к чему-то, что несет эмоцию, цепляет глаз. Мне хочется в этом разбираться, больше смотреть. У меня было желание поработать в театре, впитать в себя специфику создания художественного костюма. Я пыталась пробиться в Оперный, но поняла, что нужно сейчас набраться опыта и потом с каким-то осознанным пониманием прийти и сказать: «Да, я могу». Этот театр стал для меня вдохновением, поэтому, когда я увидела, что требуются волонтеры, поняла, что должна быть здесь.

У волонтеров есть шанс перейти в штат театра. Два воспитанника школы работают на входе и встречают гостей

У волонтеров есть шанс перейти в штат театра. Два воспитанника школы работают на входе и встречают гостей

Ольга Абрамович: «Наш театр всегда был предельно индивидуальным. В других федеральных театрах очень дистантное отношение: “Отвечаем только на вопросы”. Мы же идем навстречу зрителю»

Ольга Абрамович: «Наш театр всегда был предельно индивидуальным. В других федеральных театрах очень дистантное отношение: “Отвечаем только на вопросы”. Мы же идем навстречу зрителю»

Так как  по профессии я  дизайнер одежды,  то обращаю  большое внимание на костюмы. С этой точки зрения спектакль «Приказ короля», я считаю, должен увидеть каждый. Даже если вы ничего не поймете, то, что вы будете видеть на сцене — это потрясающе. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *