Балет – дело дорогое: от первой студии до потери «сокровищ» — Балет 24

Балет – дело дорогое: от первой студии до потери «сокровищ»

ИСТОЧНИК: http://sibkray.ru/

Календарь, посвященный балетной истории Новосибирского театра оперы и балета, выпустили к 2019 году. Несмотря на привязку к конкретным датам, авторы проекта уверяют, этот календарь – долгоиграющий, не потеряет своей ценности и может стать особым арт-сувениром, в создании которого приняли участие артисты балета. Календарь был выпущен тиражом в тысячу экземпляров. Выпуск календаря стал поводом еще раз обратиться к репертуарной политике театра и ставках, которые действующее руководство делает не на новосибирскую школу, а на «гастролеров».  

Для любого обладателя первого балетного календаря Новосибирска это издание может стать достойным арт-сувениром. Календарь был выпущен тиражом в тысячу экземпляров, в его издании принимали участие неравнодушные горожане и артисты новосибирского балета Анна Жарова, Роман Полковников, Алексей Тютюнник, Вера Сабанцева, Никита Ксенофонтов, Наталья Ершова, Михаил Лифенцев, Анна Одинцова, Екатерина Лихова, Евгений Басалюк, Ольга Гришенкова.

2019 год указом президента России Владимира Путина был объявлен Годом театра. И выпущенный в Новосибирске календарь можно считать инициативой, выражающей самую искреннюю признательность и благодарность всем, кто причастен к театральному делу. Этот проект удалось реализовать под занавес Года балета в России, и авторы дали ему соответствующее название – «Сокровища новосибирского балета». Авторы проекта надеются, что выпуск календаря станет традицией, отметил один из инициаторов Юри Аннов. 

Есть теория, что балет в столице Сибири появился вместе с театром оперы и балета. Это не совсем верно. Во-первых, театр назывался оперным, и первые семь постановок, осуществленных в театре, были оперными. Первым же балетом поставленном на Новосибирской сцене стал «Корсар», в постановке Моисеева в июле 1946 года.

Подготовку профессиональных артистов балета в Новосибирске начали 1 апреля 1944 года, открыв при оперном театре балетную студию под руководством солиста балета Дмитрия Кирсанова. В нее принимали далеко не всех желающих, коих было значительно больше необходимого. Но это были уже взрослые люди, пришедшие с производства, студены, учащиеся ПТУ.

Театр развивался, расширялся и усложнялся репертуар. Все понимали, что в городе необходимо открывать хореографическое училище. После весьма успешной поездки в Китай, где после спектакля к артистам на сцену пришел руководитель государства Мао Дзе Дун, процесс открытия училища значительно ускорился.

В это время в театре работала ученица легендарной Агрипины Вагановой – Алиса Никифорова. И вот ее и Сергея Иванова, танцовщика, педагога, репетитора, заместитель начальника управления культуры и по совместительству директор училища Эмилия Шумилова в то время и пригласила организовывать Новосибирское хореографическое училище.

Здание школы-интерната по улице Романова, 33 было первым зданием, переданным под нужды училища. Приспособленные комнаты под балетные залы, большие спальни, в которых жили по 15-20 учащихся разных возрастов. 

Сотрудники училища обходили  школы в поисках детей способных к балету. Нередко основным доводом для поступления в училище, был бытовой вопрос. Родители с небольшим достатком пристраивали детей в училище, где они вовремя ели, спали в нормальных условиях и были изолированы от улицы. Ведь еще недавно закончилась война, и страна жила бедно.

Сами дети не понимали, чем будут заниматься в будущем. Ни то петь, ни то танцевать. И при этом стеснялись сверстников.

Народный артист Анатолий Бердышев рассказывал, что ребята в первомайском дворе, где он жил, дразнили его балеруном, а другой народный артист Александр Балабанов вспоминал, что во дворе во время игры в футбол ему нередко специально пинали по ногам.

Тем не менее, училище стало работать, и в нужное время начало выпускать учащихся, которых немедленно за редкими исключениями забирали в труппу театра. Надо сказать, что новосибирскому Оперному театру и его труппе постоянно везло на руководителей балетной труппы.

Так, в 1962 труппу возглавил Петр Гусев, поставивший целый ряд классических балетов. У Гусева была одна особая черта: он безошибочно выявлял среди  танцовщиков способных к хореографии. Именно при нем все свои первые балеты ставил молодой Юрий Григорович. Именно Гусев подвигнул артиста балета Олега Виноградова начать ставить. И именно в Новосибирске он поставил два своих легендарных балета – «Золушка» и «Ромео и Джульетта». Именно Гусев буквально заставил начать ставить Никиту Долгушина, также танцовщика новосибирской труппы.

Геннадий Рыхлов, солист балета, написал либретто балета «Чиполинно», он же и   подобрал из множества произведений Карена Хачатуряна музыку. Так очень скоро Новосибирск стал центром современной хореографии.

Сюда приезжали критики, любители балета. Труппа стала выезжать на длительные гастроли по стране и за ее рубежи: Китай, Австралия, Италия, Болгария. Практически любой интересный балет, созданный на территории СССР, немедленно переносился на Новосибирскую сцену.

Были и знаковые постановки. Так, в 1973 в Новосибирске был поставлен балет Родиона Щедрина «Анна Каренина». И хотя самой Майи Плисецкой на постановочных репетициях не было, но случилось маленькое чудо. Буквально летом после премьеры новосибирская труппа гастролировала в Москве, и вот когда у Плисецкой заболел ее партнер-Годунов, понадобилась срочная замена, вспомнили о новосибирских солистах. В Москву срочно вылетели Анатолий Бердышев, Татьяна Капустина. Они вышли на сцену и покорили зал.

С тех пор обменные выступления солистов новосибирского и Большого театров стали регулярными. А Анатолий Бердышев на ближайшие восемь лет стал партнером Майи Плисецкой. Имея приглашение на постоянную работу в Москве и ключи от квартиры, Анатолий Бердышев со своей женой, примой театра Любовью Гершуновой, остался жить в Новосибирске.

В это время новосибирские танцовщики были нарасхват. Ведущей парой в театре классического балета под руководством Касаткиной и Василева стали выпускники новосибирского училища Вера Тимашова и Александр Горбацевич. 

В декабре 1978 года в Новосибирск, минуя столичные театры, приезжает восходящая звезда французской хореографии Пьер Лякот. Незадолго до этого он с огромным успехом восстанавливает балет Шнейцхоффера «Сильфида» для французского телевидения, а затем и Парижской оперы. Новосибирск был первым городом, куда он поехал переносить свою работу. Было холодно, шли новогодние елки. Пьер попросил собрать всю труппу. Многие участвовали в елочных представлениях в виде разных зверушек. И вот в балетном зале собрались свинки, белочки, собачки. Пьер осмотрел всю труппу и подобрал составы лично, не прислушиваясь к мнению руководства. Спектакль был настолько нашпигован трюками, что даже огромное сценическое оборудование было не способно удовлетворить требования технических служб, пришлось многое делать специально.

Но времена были разные, и новосибирская балетная труппа болела всеми болезнями страны. Был период одного балетмейстера Бударина, поставившего семь балетов и не сработавшегося с группой ведущих солистов. В результате в городе появился камерный театр «Балет Новосибирск-100», которого хватило на пять лет активной работы. 

С труппой работали Никита Долгушин, Май Мурдмаа, Эдвальд Смирнов и другие. Коллектив значительно расширил горизонт любителей балета, ведь впервые классические танцовщики танцевали  под музыку The Beatles. К концу 90-х, после открытия границ, многие артисты балета потянулись за рубежи страны. Это было понятно: в стране была разруха, инфляция. Труппа сократилась до минимума.

В мае 1987 года на конференции новосибирского отделения театральных деятелей, посвященной состоянию дел в Оперном театре, проректор по научной работе Новосибирской консерватории, недавно ушедший от нас Шиндин, сказал: «Если охарактеризовать одним словом положение дел в Оперном, то этим словом будет «катастрофа».

Уезжали все, кто мог уехать. От трехкратного золотого медалиста международных конкурсов Дмитрия Симкина, лауреата международных конкурсов Анны Дорош до юных выпускников училища. Все они были нарасхват в странах Европы и бывшей Югославии. Но труппа выжила. 

Владимир Владимиров, выпускник новосибирского училища, стал первым художественным руководителем труппы. До этого балетом руководил исключительно главный балетмейстер. Ему удалось остановить поток уезжающих за рубеж. Затем – удача. В театр приехал большой мастер Сергей Вихарев, который  в тандеме с Сергеем Крупко провел титаническую работу над восстановлением высокого профессионального уровня труппы.

В 2002 году спектакль «Коппелия», восстановленный Вихоревым, отметился на «Золотой маске», а ведущая солистка Анна Жарова получила заветную награду. В 2007 эта постановка переносится в Большой. И уже в год юбилея Петипа вновь восстанавливается в репертуаре Большого  театра. 

Приход известного танцовщика Игоря Зеленского укрепил эту тенденцию и закрепил труппу на уровне, необходимом для академического театра. Возрождается престиж специальности артистов балета. Особо хочется подчеркнуть большую работу подготовительного отделения училища по подбору детей: в балет пошли дети, которые осознанно выбирали профессию. 

Улучшение жизненного уровня, питания, физической и театральной подготовки привели в труппу большую группу прекрасных артистов, удлинился их активный рабочий возраст. Сегодня в ведущих театрах Европы солисты и солистки в возрасте за 40 – обычное явление. К этому времени они в прекрасной физической и творческой форме.

Начиная с 2000 года в труппе новосибирского театра оперы и балета стала формироваться группа солистов, способных не только отработать обозначенный репертуар, но и  получивших известность среди любителей балета. И эта известность со временем лишь набирает силу. Если в начале века это были единицы, то сейчас это уже весьма солидная группа звезд: Анна Жарова, Роман Полковников, Алексей Тютюник, Вера Сабанцева, Никита Ксенофонтов, Наталья Ершова Михамл Лифинцев, Анна Одинцова, Екатерина Лихова, Евгений Басалюк, Ольга Грищенкова, Максим Гришенков, Николай Мальцев, Анна Гермизеева, Маша Николаева.

И в этот период, когда надо работать над расширением репертуара, усложнением его,  вкладывать в популяризацию исполнителей различные ресурсы, руководство театра начинает приглашать солистов из Михайловского театра, доверяя им премьерные спектакли и ставя новосибирских артистов в двойственное вторичное положение. Репертуар раздваивается, и его заполняет пять-шесть наименований спектаклей, которые и в рекламе не нуждаются.

Было бы понятно, если бы своих сил не хватало или приглашенные значительно были сильней новосибирской труппы. Но ведь все не так! Другое дело, что так называемый художественный руководитель театра, не имеющий ни специальной подготовки, ни специальных знаний своими действиями приводит к тому, что многие артисты выпадают из активного рабочего процесса и, проводя в репетиционном зале время, не выходя на сцену, теряют квалификацию.

Тем не менее, есть большая группа поклонников новосибирского балета. И успешные творческие вечера Романа Полковникова и Анны Жаровой подтвердили эту тенденцию –артисты привели в театр большую группу поклонников. С пониманием, что ждать милости от руководства театра не приходится, запускается проект по изготовлению высокохудожественного календаря «Сокровища новосибирского балета». Это – продукт высокого качества об Оперном театре, из которого давно исчезли портреты исполнителей в фойе, а следом сгинул и музей театра.

Держа в руках календарь, понимаешь, что именно так должна строиться работа с труппой. Что именно так зажигаются звезды, привлекающие в театр новых зрителей, а не за счет назойливой, на всех углах, рекламы одних и тех же наименований спектаклей, которые и в рекламе не нуждаются. 

 

Балет – дело дорогое: от первой студии до потери «сокровищ»: 1 комментарий

  • Январь 20, 2019 в 12:14 дп
    Permalink

    …Другое дело, что так называемый художественный руководитель театра, не имеющий ни специальной подготовки, ни специальных знаний своими действиями приводит к тому, что многие артисты выпадают из активного рабочего процесса и, проводя в репетиционном зале время, не выходя на сцену, теряют квалификацию…

    Вот он Злыдень — Владимир Кехман — Художественный руководитель театра.
    А ниже его команда:
    Татьяна Гиневич — Помощник Художественного руководителя
    Дмитрий Юровский — Музыкальный руководитель и главный дирижер театра
    Вячеслав Стародубце в- Главный режиссер театра
    Денис Матвиенко — Руководитель балета
    Вячеслав Подъельский -Главный хормейстер

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *