Ромео и Джульетта. Из дневника театрала (1979-1981). — Балет 24

Ромео и Джульетта. Из дневника театрала (1979-1981).

ИСТОЧНИК: https://nicolaitroitsky.livejournal.com/

На сей раз Большой театр. Гениальный балет Сергея Прокофьева. Версия Григоровича. Почему-то она вызывала споры, уже, честно говоря, не помню, какие и о чем. Но мне тогда очень понравилось.
Балеты долго я терпелНа балеты я часто ходил, но мне нравилось не просто глядеть на балеринок - кстати, весьма сомнительное удовольствие, а смотреть такие балеты, которые представляли собой настоящие драматические спектакли. Вот вроде этого.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.

На уровне Шекспира

С. Прокофьев. Ромео и Джульетта
Балетмейстер - Ю. Григорович, художник - С. Вирсаладзе, дирижер - А. Жюрайтис

Наталия Бессмертнова и Александр Богатырев - Ромео и Джульетта.

На уровне Шекспира - и образы Джульетты, Меркуцио, особенно Тибальта.
И мир трагедии точен. Умная расстановка контрастов, единая декорация - фиолетово-синяя. Цветовая гамма философски продумана. Много розового цвета - платье Джульетты, платья ее подруг, появляющихся во все кульминационные моменты. Цвет мечты, юности, поэзии.

Первый акт. Под знаком вражды. Центральная фигура - Тибальт, предводитель, знаменосец всех темных сил. Энергичен, легок, гибок, пружинист. Каждый прыжок и жест - осмыслены. 
Годунов - Тибальт - злой гений трагедии, по характеру близок Яго, истинно шекспировского размаха.
Бал у Капулетти - динамичнее, мускулистее, чем в прежней постановке (имеется в виду знаменитая постановка Леонида Лавровского, которую мне тоже посчастливилось посмотреть, она была по-своему прекрасна, но к 80-м годам несколько устарела по фактуре). Капулетти в балетном костюме, ярок.
Хорошо выполнен кульминационный взрыв первой битвы. Ведущий - снова Тибальт, смелый, воинственный, безжалостный.

Эффект борьбы насмерть

Меркуцио - веселый акробат (М. Цивин), богатая пластика, танец по-ренессансному жизнерадостен и отточен. Много современных хореографических элементов, стоит на голове, припадает на одно колено в шествии.
Воинственная, враждебная музыка бала перемежается нежными аккордами знакомства Ромео и Джульетты.
Н. Бессмертнова более психологична, последовательна, чем в прежнем спектакле (в партии Джульетты я ее видел второй раз).
Сначала шаловливое дитя - штрихом, потом любящая девушка, но развитие продолжится.
Уже в первом акте - чередованием сцен на едином фоне и постоянным присутствием враждующих сил, поэтичности и любви (Меркуцио, Джульетта) и и тибальтовской кровожадности - создан эффект борьбы насмерть, конфликт назревает.

Вот так танцевал Михаил Цивин

В ожидании разрядки

Второй акт. Апофеоз и гибель бесчеловечных сил войны и вражды.
Сцена обручения напоминает "Ангару", в духе трагедии, прозрачная, хрустальная музыка.
Веселящаяся толпа сложно мизансценирована, жесткий рисунок, напряжение растет, дрожаще-нагнетающий ритм. Все время ожидание разрядки (Erwartung).
Бой на площади, смерть Меркуцио, смерть Тибальта психологичнее, естественнее и этим сильнее, эффектнее, чем в балете Л. Лавровского (опять сравниваю с прежней постановкой балета, ставшей классической).
Танец раскованный, живой. Пластика спортивна и классична. Легкость и строгость построений помогает выявлению актерских способностей танцоров.

Ромео вообще заслонен Меркуцио и Тибальтом. Упрощенный танец, А. Богатырев однако подходит к Джульетте Н. Бессмертновой.
Джульетта в основном пассивна, хотя чувствуется разница с первым актом.
Финал - грозная, скорбная, воинственная песнь о смерти. Среди железного великолепия - фигурка Джульетты. Она своею любовью покончила с распрей - жестокой ценой.

Бессмертный танец Бессмертновой

Третий акт. Лиричный, порой камерный, хотя всякий момент камерности в силу оформления становится масштабным и широким. Мысль о цене за конец вражды развита.
Акт состоит в основном из монологов Ромео (В. Гордеев) и Джульетты.
Н. Бессмертнова достигает истинной трагедийности, мужественной и решительной. Она грациозна, воздушна, и одновременно сильна, непоколебима.
Мятущийся танец перед ее мнимой смертью, грезы, сон Джульетты, окруженной розовым облаком ее подруг, и могильный темнеющий свет, звуки смерти.

Ромео В. Гордеева, вдруг заменившего Богатырева (он сломал ногу в тот вечер, и произошла замена, как в футболе), более энергичен, но тоже слаб и не достигает уровня своих партнеров.
Введенные аравийские пляски, шуты задерживают действие. Если они для контраста комического и трагичного, то этот контраст уже был очень мило и тонко подан (сцена Меркуцио и кормилицы, эпизоды с меланхоличным Ромео и его веселым другом).
Момент мнимой смерти - очень внутренне, штрихом, через Париса (М. Габовича). Хотя смерть Джульетты уже состоялась, по-моему. Финал - это смерть Ромео. Уже принявший яд, он несет Джульетту, пошатываясь, но не роняя.

Освобождение в духе Вагнера

Они умирают, их тела, прижавшиеся в последнем объятии, подняты над толпой. Но особого оптимизма не чувствуется, конец спектакля задумчив, Григорович не хочет говорить последнее слово, он объективно показал эту трагедию.
На мой взгляд, есть печать освобождения через смерть - в духе Вагнера. Но поэзию случившегося не заслоняет никакой назойливо указующий перст интерпретатора.
Поэзия и драматизм в очень совершенной, гармоничной форме - вот основные черты балета.
И еще этот спектакль, как всегда у Григоровича, личностен, резко индивидуализирован каждый исполнитель. Наиболее же мощная и темпераментная индивидуальность у А. Годунова - Тибальта, самого запоминающегося персонажа.

Наталья Бессмертнова - Джульетта 

Ромео и Джульетта. Из дневника театрала (1979-1981).: 2 комментария

  • Январь 30, 2019 в 4:31 дп
    Permalink

    Очень интересные заметки очевидца.
    Как-то,набравшись терпения, пересмотрел много редакций . Предлагаю свой доморощенный обзор.

    В принципе этот балет одним названием притягателен. Что касается рейтинга,то,действительно,по размаху,колориту, внятности балет Л.Лавровского однозначно лидер. И всё же рядом,я бы поставил редакцию Майо, где воистину шекспировский уровень эмоций и абсолютная музыкальность хоеографии. Остальные известные редакции имеют удачные эпизоды, но в целом вторичны .
    Ромео и Дж. Ноймайер –хорошо балкон, где большое соло у Ромео. Питер Мартинс-малобюджетная редакция, очень хорошо поставлены бои. Запоминается смерть Меркуцио у Нуриева… Меня всегда интересует,как разберётся хоеограф с 15ью барабанными ударами в эпизоде дрки Ромео и Тибальда. Читал у Михаила Лавровского,что,когда отец спросил , что с этим делать,то композитор ответил — Что хотите. Мне это педставляется,как бег курицы с отрубленной головой… С этой точки зрения удачным был вариант Мартинса в АБР. Самым слабым ,для меня, видится вариант Григоровича-ни своего ни чужого. Вариация Ромео вместо Бега … Балкон как заурядное падеде. Никак не развивающие действие пляски Меркуцио, дивертисментная тарантелла — т.е. тот самое,распиаренное когда-то Вансловым умение хореографа создавать пир в танце обратилось в заурядные танцы на пиру… Музыкальное крошево. Удручающая пустота сцены…. Короче – горькая пилюля,а не редакция.
    Что же касается варианта Василёв-Касаткина. К сожалению не порадовал. Невразумительное,убогая по хореографии интродукция/площадь/..Скучнейшие, просто вымученные,дуэты с Ромео. Буквально достали алясегоны и арабески… Много статики,поддержки зримо готовятся.Самые слабые бои.К удачам я бы отнёс дуэт с Парисом в эпизоде танца рыцарей, хорошая идея на Бег появление Ромео,стремление к нему,но кондовые,повторяющиеся флажки смазали сцену… К сожалению, не могу поддержать автора воспоминаний. Много воды утекло…

    Ответ
  • Уведомление: Сравнение балетов «Ромео и Джульетта». Мнение зрителя — Балет 24

Добавить комментарий для ватка Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *