Вечер в честь Екатерины Максимовой — Балет 24

Вечер в честь Екатерины Максимовой

     Роман Володченков

Фото Елены Фетисовой / Большой театр 

На исторической сцене Большого театра состоялся гала-концерт, посвященный 80-летию со дня рождения выдающейся русской балерины Екатерины Максимовой. Вечер собрал многих почитателей творчества этой артистки, поклонников блистательного танцевального дуэта Максимовой и Владимира Васильева.  

Особое элегическое настроение повлияло на весь балетный вечер, который по сути не мог быть радостно-торжественным. Ясный, светлый образ балерины с лучезарной улыбкой стоит перед глазами, а самой Максимовой нет с нами почти десять лет. Время беспощадно к красоте, и даже самые яркие театральные таланты, одарив землю своим искусством, уходят, оставляя живущим лишь воспоминания. Но воспоминания о танце Максимовой, о том, каким замечательным она была человеком, еще способны согреть немало сердец и сделать нашу суетную жизнь более содержательной.   

С первых школьных выступлений Максимова обратила на себя внимание привлекательной внешностью, прекрасными пластическими данными, артистизмом, а позднее и профессиональным танцем, академизмом школы. В ней практически не было недостатков, и все говорило о том, что Максимова со временем будет танцевать только лучше и лучше очень многих.

 С детства танцуя рядом с Владимиром Васильевым, вместе с ним она пришла и в Большой театр. И самая громкая слава балета Большого оказалась неотделима от имен Максимовой и Васильева.

Много станцевав и пережив немало драматичных моментов в жизни, Максимова ушла со сцены, когда балет стал занимать ее в другом качестве, а молодым и талантливым танцовщицам оказались нужны ее опыт и помощь уже как педагога. И здесь магия таланта Максимовой проявилась с не меньшей действенностью, чем в пору ее артистической карьеры. Вокруг Екатерины Сергеевны сразу же появились одаренные ученицы. Их Максимова примечала, и они сами тянулись к ней, как к значительной творческой личности, способной отдать, воспитать и приумножить. И никто не думал, что в один момент линия жизни Екатерины Максимовой так неожиданно прервется.

Вечер в честь Максимовой, подготовленный и срежиссированный Владимиром Васильевым, стал негромким проникновенным посвящением. Камерный по идее, но масштабный по смыслу, он отразил, наверное, все чувства и переживания души великого танцовщика, отдавшего дань памяти своей жены и балерины, чтимой во всем мире.  

Гала-концерт, более походивший на драматургически выстроенный спектакль, в чем большое его достоинство, проиллюстрировал наиболее значимые моменты артистической жизни Екатерины Максимовой. Благодаря звучавшим воспоминаниям балерины (в исполнении Ксении Алфёровой и Егора Бероева), показанные хореографические номера соединились в одну, смонтированную как кинофильм историю. Настроение и атмосфера вечера во многом зависели от сценического оформления Владимира Васильева, использовавшего в качестве декорационного фона видеопроекции со своими живописными работами.

С открытием занавеса на большом экране зрители увидели Золушку-Максимову. Ее танцу уже на сцене проаккомпанировали артисты театра «Кремлёвский балет» (фрагмент из балета «Золушка), где еще в 1991 году и состоялась премьера прокофьевского балета в постановке В. Васильева. Именно в «Кремлёвском балете» продолжилась и развилась активная педагогическая деятельность Максимовой (параллельно с Большим театром). За 1990 – 2009 годы в этом коллективе она воспитала не одно поколение учениц, ставших солистками и прима-балеринами. Здесь, являясь старшим педагогом-репетитором, Екатерина Сергеевна не только вела отдельные репетиции, но и проводила прогоны спектаклей, влияла на становление художественного уровня труппы.  

Солисты Большого театра Кристина Кретова и Иван Алексеев, запомнились в темпераментных танцах из одноактного балета «Фрагменты одной биографии» Владимира Васильева на музыку аргентинских композиторов. В этом произведении Максимова – исполнительница центральной партии – увлекала зрителей виртуозным, магическим танцем. Созданный ею пленительный женственный образ дополнял белоснежный костюм, «подыгрывавший» ее то утихавшим, то расстилавшимся по кругу сцены па.   

В своеобразном дуэте «Леда и лебедь» Татьяна Предеина и Дмитрий Гуданов откликнулись на чувственную, импрессионистичную музыку К. Дебюсси, хорошо знакомую по балету В. Нижинского «Послеполуденный отдых Фавна» (соло на флейте – Николай Попов). Постановщиком номера выступил сам Гуданов, который очевидно обладает хорошим вкусом и стремится к хореографической образности, подчиняя отдельные движения единому пластическому решению.

Трагико-комический номер «Все ветер» на музыку Ж. Массне (хореография Александра Могилева) в исполнении Аманды Гомес и Михаила Тимаева из Татарского театра оперы и балета точно совпал с настроением трогательного воспоминания-посвящения.

В «Элегии» С.В. Рахманинова (хореография В. Васильева, партия фортепиано Екатерина Мечетина) Элиза Карийо Кабрера и Михаил Канискин (Государственный балет Берлина), показали наполненный сильными чувствами русский дуэт. В танце артистов отразились разные интонации музыки: порывистые, волнующие, печальные, патетичные…

В «Вальсе-фантазии» на музыку М. Глинки (хореография В. Васильева) на сцене можно было увидеть сразу несколько танцующих учениц Екатерины Максимовой. Каждая из них (Наталья Балахничева, Анна Никулина, Татьяна Предеина, Марианна Рыжкина) своим танцем внесла особый штрих в образный портрет Екатерины Максимовой, многогранный талант которой был способен отразить лирическое и романтическое настроение, трагедию или комедию с множеством оттенков. Галантным кавалером балерин, чей ансамбль дополнила Кристина Кретова, выступил Владислав Лантратов.  

Обойтись без «Дон Кихота» Л. Минкуса, самого популярного московского балета, где дуэт Максимовой и Васильева имел особый успех, в концерте, конечно же, не могли. И взятая из балета сюита заметно оживила действие вечера. Среди ее участников: Евгения Образцова и Маргарита Шрайнер (Китри), Вячеслав Лопатин и Артемий Белков (Базиль), Руслан Скворцов (Тореро), Янина Париенко (Уличная танцовщица).

Балет «Онегин» Джона Крэнко – один из самых любимых в репертуаре Екатерины Максимовой, в нем балерина была готова танцевать в любом театре мира. Но, станцевав «Онегина» за рубежом, она так и не смогла показать его у себя на родине – в России. Знаменитый дуэт из третьего действия этого спектакля Максимовой посвятили Ольга Смирнова и Дэвид Холберг.   Высокий уровень мастерства артистов проявился в драматически наполненном танце-рассказе, поведанном зрителям с неподдельной искренностью и в полном соответствии с предлагаемыми музыкально-хореографическими обстоятельствами.

Живой, пылкий и эмоциональный дуэтный номер о быстротечности и сезонности жизни «Весна, лето, осень, зима» в хореографии Раду Поклитару показали солисты театра «Киев модерн-балет» Елена Салтыкова и Артем Шошин.  

А завершился вечер сценой из балета В. Гаврилина – В. Васильева «Анюта» в исполнении артистов Большого театра. Если в других спектаклях (классических и современных) Максимова была одной из выдающихся исполнительниц, то в «Анюте», созданный ею образ чеховской героини и поныне, несмотря на целую плеяду талантливых последовательниц, остается непревзойденным.

Екатерина Максимова – подлинная звезда московской балетной сцены, танцовщица многогранного таланта и яркой индивидуальности. Вечер, организованный в честь Максимовой, выразил теплые чувства и сердечное отношение к ней близких, коллег и поклонников. Еще теплится надежда на то, что появятся близкие ее масштабному дарованию современные молодые балерины и напомнят зрителям о глубине и силе воздействия искусства классического балета.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *