Пермская сказка о взрослении: Чайковский был бы доволен — Балет 24

Пермская сказка о взрослении: Чайковский был бы доволен

ИСТОЧНИК: https://www.intermedia.ru/

Музыкальный театр им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко 19 февраля 2019 года принял на своей сцене труппу Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского. В рамках юбилейного 25-го фестиваля «Золотая маска» москвичам представили новую версию балета Чайковского «Щелкунчик». Спектакль номинируется на «Маску» как лучший в балете, в частных номинациях фигурируют Артем Абашев («лучшая работа дирижера»), Алексей Мирошниченко («лучшая работа балетмейстера-хореографа»), Полина Булдакова («лучшая женская роль» – Мари), Павел Савин («лучшая мужская роль» – Щелкунчик/Принц), Альона Пикалова («лучшая работа художника в музыкальном театре») и Татьяна Ногинова («лучшая работа художника по костюмам в музыкальном театре»).

Действие балета перенесено в Петербург 1892 года (когда в Мариинском театре и состоялась мировая премьера «Щелкунчика» Чайковского), отображенный почти с документальной точностью – начиная с Казанского собора с Воронихинской решеткой. Но это не главное новшество, а главное – само либретто Алексея Мирошниченко, который, впрочем, не так уж отдалился от оригинала (как было при работе с «Золушкой» Прокофьева), а расширил его, приблизив к первоисточнику – сказке Гофмана. Это не первая в истории попытка подобного рода, но уж точно самая добрая и более ориентированная на юного зрителя. В первое действие Мирошниченко вписал историю о принцессе Пирлипат, во второе – гофмановскую развязку (переход от сна к яви, знакомство с племянником), избавив финал от известной приторности (почти в буквальном смысле, так как действие происходит в стране сладостей) и однообразия. И превратив знаменитое па-де-де Мари и Принца в драматическую сцену с нежным признанием, а затем душераздирающим расставанием героев (тут-то все и взрослеют – и Мари, и зрители). У Мирошниченко действие нигде не пробуксовывает, и уж точно этого не происходит только потому, что у примы свой выход.

Обновленный балет, наделенный способностью вызывать мириады ассоциаций и реминисценций (а каждый из постановщиков внес в это дело свою лепту, особенно расстарались художники), получает буквально новое измерение, вынуждающее современного зрителя, как бы крамольно это ни звучало, предпочесть версию Мирошниченко классическим постановкам. Дуэты искренни и человечны, пантомимы забавны, а батальные сцены нарочито игрушечно-механистичны (чтобы зритель не принял происходящее за чистую монету). Кажется, что восхищать и радовать – основная задача постановщиков, которые в равной степени отдают должное и радости узнавания, и радости новизны. Шедевр в шедевре – арабский танец – словно долгожданная встреча Лейли и Меджнуна, от которой невозможно оторвать глаз, или танец пастушков – этакие Прилепа и Миловзор в одеяниях галантного века, сбежавшие из пасторали «Пиковой дамы»; гламурные белые мишки с повозкой-корзинкой и прикольные «кислотные» мыши; фантастический мужской квартет цветов и натуралистичная пестрота уличной ярмарки – нескончаемый калейдоскоп образов не дает заскучать ни на минуту.

Кроме того, пермский «Щелкунчик» – тот самый редкий случай, когда музыка в результате переосмысления осталась в выигрыше. Во-первых, постановщикам не потребовались купюры, во-вторых, хореографа на этот раз слух не подвел. В-третьих, дирижер-кудесник Артем Абашев, считая партитуру Чайковского практически импрессионистской, представил ее в таком деликатном, изысканном и подчас даже иллюзорном звучании, какого никогда не доводилось слышать прежде.

Татьяна Давыдова, InterMedia

Пермская сказка о взрослении: Чайковский был бы доволен: 2 комментария

  • Февраль 22, 2019 в 12:55 дп
    Permalink

    Добавлял. И де?

    Ответ
  • Февраль 23, 2019 в 12:41 дп
    Permalink

    Размещаю по новой комментарий годовой давности.

    О Щелкунчике Андрея.
    При массе интересных сценических, и хореографических прелестей,где выделил бы аттракцион Кио-Дроссельмейера и абсолютный перл дивертисмента – Клоуны, в целом эстетика решения выглядит,мягко выражаясь, чрезвычайно несовременной. И хотя постановщик открыто заявил, что ставил балет в манере своеобразного ретро,вопрос Зачем? –не отпускает. Ради внесения подробностей от литературного оригинала, и сделать более осмысленным поведение персонажей? Попытаться объяснить драматические музыкальные кульминации ангелочками, которые толкутся среди снежинок, внося хаос, обмороком Щелкунчика и безмолвным криком Марии… а затем сказку сделать былью. Сама хореография ничего не добавляет и ничем не удивляет в сравнение с другими классическими редакциями. Откормленные мыши вообще отбрасывают зрелище к глухой самодеятельности… Хотя ,возможно, это ирония в адрес сильных мира сего… Короче. Чем ближе к Гофману,тем дальше от композитора,которого, как мне кажется, меньше всего волновала проблема недостатка сала в колбасе,что стало основой сказочной интриги…
    Это ведь музыка не к балету для детей, а, как точно отметил Ю.Н. Григорович, – о Детстве как о самом светлом времени жизни. Когда просыпаешься и точно знаешь,что произойдёт нечто чудесное,а засыпая,уверен,что под кроватью кто-то живёт, а в тёмном углу явно светятся глаза чего-то мохнатого и жуткого… А если копнуть поглубже,то в моменты музыкального драматического накала,явно чувствуется вселенская грусть-тоска о беспощадно утекающем времени,а с ним и жизни… Такое не выразишь ни словом ни движением… Ну на то и существует этот вид искусства. И всё же раз это музыка написана к балету надо стараться ,мне кажется, дружить в большей степени с Чайковским,чем с Гофманом, потому как у самой сказки и без музыки вполне радужные перспективы.

    Ирина Куликова Записки сказкотерапевта. Анализ сказки «Щелкунчик».
    … сказку Гофмана можно использовать для решения множества задач. В сказке существует замечательный образный ряд, который можно оригинально идентифицировать, в зависимости от проблемы клиента. Например, образ мышиного короля можно использовать для работы со страхами и агрессией. Семь голов мышиного короля – 7 конкретных страхов клиента, их перечисление — осознание и затем поиск способов преодоления в психологической песочнице…

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *