В Башкирской опере готовят балет о пещере Шульган-Таш — Балет 24

В Башкирской опере готовят балет о пещере Шульган-Таш

ИСТОЧНИК: https://ufa.mk.ru/

А еще - хореографический триллер...

В Год театра главная академическая сцена Уфы - Башкирский театр оперы и балета - порадует рекордным количеством новых постановок. 17 марта в рамках проекта "Нуреевские дни" состоится премьера одноактного балета "О чем молчат камни", который раскроет неизведанные страницы, связанные со знаменитой южноуральской пещерой Шульган-Таш. А в конце месяца, 30 марта, театр представит необычную постановку на музыку Альфреда Шнитке.

В Башкирской опере готовят балет о пещере Шульган-Таш

фото: архив МК
 

Хранители неразгаданных истин

Балет "О чем молчат камни", приуроченный к 100-летию республики, расскажет о событиях эпохи палеолита, происходящих в пещере, которая хранит редчайшие образцы наскальной живописи. Это совместная работа известного уфимского балетмейстера Рината Абушахманова и члена Союза композиторов России Николая Попова, который не только написал музыку для постановки, но и приложил руку к либретто. Кстати, к работе над либретто авторы привлекли археолога, доктора исторических наук, профессора МГУ Владислава Житенева, который стал научным консультантом балета "О чем молчат камни". Необычным будет и музыкальное оформление спектакля: электронно-акустическое звучание с использованием аутентичных инструментов.

 

- Николай Попов - очень интересный композитор: он сначала собирает различные звуки, а потом создает из них не какой-то микс, а свое собственное произведение, - рассказал балетмейстер Ринат Абушахманов. - У нас будет звучать фонограмма - музыку записывали на студии, используя звуки древних башкирских инструментов - курая, кул-кубыза. Но надо отметить, что композитор использовал только тембр инструментов - они будут звучать так, как звучали изначально. На этих звуках строится весь музыкальный материал.

В записи музыки была задействована этно-группа "Йатаган" и мастер горлового пения и кубызист Роберт Загретдинов. Фонограмма была записана на студии Cinemusic Ufa, в качестве саунд-продюсер выступил лауреат международного конкурса молодых композиторов Марат Файзуллин. В оформлении визуального ряда спектакля принимал участие фотохудожник Олег Меньков. Видеохудожник – лауреат премии "Золотая маска" в номинациях "Лучший спектакль в современном танце", "Лучшая работа художника по свету" Евгений Афонин. Художник-постановщик – Фания Низамова.

- Древние камни – это хранители неразгаданных истин, они способны поведать новые легенды о Шульган-Таш, - уверен Ринат Абушахманов. - В первобытное время пещера служила не только надежным жилищем, защищая людей от сурового климата, опасных хищников, но и являлась своеобразным капищем, где совершались культовые обряды. Она была местом покаяния, смирения человека перед стихиями и силами вселенной. Здесь молились и поклонялись богам, совершали священные обряды. Знаменитые пещерные фрески Шульган-Таш – это не только отражение сцен повседневной жизни первобытного человека, а история о том, как в древнем мире жил и творил художник. Пещера - одно из мест, где зародилось искусство, а первым творцом, живописцем вполне возможно была молодая и прекрасная девушка, подарившая потомкам загадочные образы древнего мира.

 

Главные партии на премьере будут танцевать молодые солисты балетной труппы - лауреат международного конкурса "Арабеск - 2018" Софья Гаврюшина и Айрат Масегутов.

- Моя героиня олицетворяет искусство. Она очень отличается от других людей: ей претит жестокость, с которой приходится сталкиваться, она стремится к прекрасному, - рассказывает Софья Гаврюшина, которой досталась партия самой древней художницы.

Поскольку балет "О чем молчат камни" одноактный, его дополнят хореографические миниатюры " Башкирские легенды", премьера которых состоялась в прошлом сезоне в рамках творческой лаборатории Rudy Dance Lab.

Танец страшного сна

 

Еще одна ближайшая премьера - одноактный балет "Доктор Никто", поставленный молодым уфимским хореографом Саръяном Сулеймановым, несомненно, заинтересует всех любителей современного танцевального искусства. Премьера состоится в конце месяца, 30 марта, но о билетах стоит подумать уже сейчас - и на это есть несколько причин. Во-первых, интригует уже сам жанр постановки - автор называет его "балетным триллером". Но, судя по всему, это будет, скорее, психологический балетный триллер - автор пытается средствами пластики и игрой движений описать состояние героев, загнанных обстоятельствами в угол и находящихся в угнетенном состоянии духа - ничего подобного на уфимской сцене видеть прежде не доводилось. Во-вторых - это первый башкирский балет, целиком поставленный на музыку Альфреда Шнитке – будут звучать фрагменты из его оперы "Жизнь с идиотом" ("Танго в сумасшедшем доме"), "Кончерто-гроссо № 1" для двух скрипок, клавесина, фортепиано и струнного оркестра, "Соната для виолончели и фортепиано №1", а также музыка к кинофильмам "Сказка странствий" и "Агония".

- Я давно люблю музыку Шнитке - она просто гениальная и очень подходит для этой постановки, - уверен Саръян Сулейманов. - Меня цепляет нестандартное мышление композитора, его умение отрешиться от реальности и взглянуть на мир как бы со стороны. И еще в этой музыке есть некий дух демонизма, пессимизма. Слушаешь, вроде приятная, красивая музыка, но на заднем плане идет негатив.

Сулейманов - выпускник Башкирского хореографического училища им. Рудольфа Нуреева, которое он окончил в 2007 году, и Академии русского балета имени Вагановой - ее он закончил в 2015-м с дипломом балетмейстера-постановщика. В качестве солиста балета выступает уже больше десяти лет, а в последние годы проявил себя как талантливый хореограф.

"Доктор Никто" – не первый спектакль Саръяна Сулейманова. В качестве балетмейстера-постановщика он дебютировал еще в 2011 году, поставив на малой сцене Башкирского театра оперы и балета музыкальную сказку для детей "Хрустальная туфелька, или Сказка о Золушке" на музыку Антонио Спадавеккиа. Спектакль до сих пор в репертуаре театра и пользуется успехом у юных зрителей. Кроме того, молодой хореограф уже успел заявить о себе яркими номерами современной хореографии, которые он ставил для всероссийских и международных конкурсов. При этом Сулейманов всегда использует оригинальную музыку. Так, в номере "Либертанго" звучат мелодии Астора Пьяццолы, в "Африканском цветке" - джаз Дюка Эллингтона, "За маской я" - песня в исполнении Барбары Стрейзанд. Саръян Сулейманов также ставил номера для студентов Башкирского хореографического училища им. Нуреева и артистов балетной труппы Башкирского театра оперы и балета театра. В прошлом году его успех как хореографа был отмечен на международном конкурсе "Арабеск-2018" им. Екатерины Максимовой в Перми, где уфимец завоевал бронзовую медаль и звание лауреата.

Идея поставить балет "Доктор Никто" пришла в голову балетмейстеру давно, но вначале это был единственный номер, который Сулейманов поставил для артистов Московского государственного академического театра детского театра им. Сац к всероссийскому конкурсу артистов балета и хореографов.

- Несколько лет назад мне приснился страшный сон, настоящий кошмар. Я проснулся в холодном поту и подумал, что это будет отличный сюжет для постановки, - рассказал Саръян. - Не буду раскрывать всех карт до премьеры, скажу только, что тема, затронутая в балете, актуальная и вечная - это жизнь и смерть. Она волновала людей две тысячи лет назад и будет волновать и две тысячи лет спустя.

Стоит отметить, что на этот раз Сулейманов выступает не только как балетмейстер-постановщик, но и как автор костюмов.

- Это очень удобно - я сразу рисую себе образ, представляю, как он должен выглядеть и в хореографическом плане, и внешне, - поясняет постановщик.

Главный герой постановки - таинственный доктор Никто, который незримо властвует над другими персонажами, внося трагический разлад в их существование, и направляет их к фатальному финалу. Необычный жанр дает зрителям уникальную возможность наблюдать за пластическим движением эмоции, которые испытывают герои.

- Думаю, балет "Доктор Никто" предназначен, прежде всего, для молодых зрителей, - подчеркивает автор. - Хотелось напомнить им лишний раз о скоротечности нашей жизни и о том, что нужно ценить каждое мгновение. Надеюсь, что, посмотрев балет "Доктор Никто", люди задумаются, что не нужно жить одним днем и тратить бесценное время на всякую ерунду. Но насколько у нас это получилось, каждый из зрителей, конечно, решит сам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *