Психолог о танцовщиках и для танцовщиков — Балет 24

Психолог о танцовщиках и для танцовщиков

ИСТОЧНИК: https://www.facebook.com/

Прежде чем вы начнёте это читать, хотелось бы сказать пару слов о себе. Я - практикующий психолог и к балету, как и многие, долгое время испытывал лишь чувства благодарного зрителя. Любил его, да, но затем, по мере погружения в предмет, стал всё чаще восхищаться магией Балета, когда языком танца повествуется о таком, что и словами не выразить! Но магия эта, как и любая другая, неотделима от человека, любящего и умеющего делать своё дело. Так в моей жизни появились артисты Балета. По-разному сводила меня с ними судьба, бывало всякое – от жесточайшей депрессии и разочарования в жизни до небольших проблем, вызванных хронической усталостью. Профессиональная этика не позволяет углубляться в детали, но вот что меня в разговорах с ними поразило.... и, признаться, насторожило. Большинство из этих людей испытали, по крайней мере один раз, чувство беспричинного беспокойства по поводу выступления. Например, такое, как страх сцены ...

Ситуация достаточно типичная: вы стоите за кулисами, а ваш разум, ну, никак не может остановиться. В голове целая куча абсолютно дурацких мыслей, галопом носящихся из одного полушария в другое ... Вместо полной концентрации и готовности выйти на сцену – хаос вопросов и ответов, внутреннего диалога, совершенно неуместного в эти, последние, перед началом спектакля, мгновения. Что если после нескольких недель репетиций, вы вдруг забыли порядок танца? Или другое ... а что если этот ужасный худрук даст еще один неловкий отзыв? Могут быть и совсем простые вещи - не забыла ли я правильно шить пуанты? Ну и напоследок - почему мой партнер не перестаёт ломать свой проклятый тазобедренный сустав? Не дай Бог, как говорится, ... здоровья ему на тысячу лет!!! И что толку в том, что вы всё знаете и умеете, и, уж, конечно, помните, что за чем идёт. И худрук вас любит и ставит всегда в первые составы, и всё у вас пришито и завязано крепко-крепко! А уж за партнёра волноваться точно не надо - держать будет, как всегда! Однако почему-то вы всё равно не можете перестать волноваться, а это изматывает почище любых неудач. Почему так происходит?

Сложно ответить сразу, причин тут много ... Вообще, для нас, обывателей, видящих балет из зала, сложно себе представить или даже предположить, что к тому времени, когда балерина достигнет профессионализма, она всё ещё не будет готова к «давлению выступлений». Зрителю такая точка зрения простительна, он пришёл смотреть балет, а не переживать за артиста. Но меня, как психолога, это тревожит и реально настораживает, поскольку фееричное действие на сцене для меня неотделимо от артиста, от его способности выложиться по максимуму. И я отлично понимаю, что всё может сорваться в самом начале, если он или она не справятся с внезапно нахлынувшими чувствами. Тревога по поводу выступлений - это гораздо серьёзней, чем закулисные "бабочки в голове", эти неизменные спутницы творческого процесса. В действительности, это целый комплекс проблем или синдром - так его иногда называют, включающий в себя такие симптомы, как катастрофическое или негативное мышление, страх забыть что-либо, боязнь неодобрения (особенно в сочетании с перфекционизмом), отвлекаемость, несобранность, раздражительность, прокрастинацию (внутренний саботаж, чреватый абсолютным безволием), эмоциональную волатильность, спонтанный выход чувств из-под контроля ... И ещё целую кучу всякого негатива! К сожалению, это отнюдь не пустые слова, облечённые в звонкие научные термины! Все гораздо проще и … трагичней, чем может показаться на первый взгляд. За словами этими – боль артистов, столкнувшихся с непонятными для них явлениями в собственной душе, грозящими зачеркнуть едва начавшуюся или, наоборот, блистательную карьеру. С такими проблемами могут столкнуться ВСЕ и в самый неподходящий момент, как это явствует из довольно-таки продолжительных разговоров с артистами. Но все же вернёмся к главному вопросу - почему это происходит? Могу, как профессионал, сказать, что тревожные расстройства и, тем более, фобии представляют собой сложную комбинацию биологических и психологических факторов, в которой первостепенную роль играют химия мозга и генетика, а также способность человека контролировать себя и свои действия.

Выглядит печально? Как что-то недоступное пониманию простого смертного? Точно такие же чувства, да ещё смешанные с завистью (белой, конечно), посещали меня всякий раз, когда я попадал на Балет. Как они это делают?! Поверьте, искусство владения собой не сложнее тех волшебных па, которые вы демонстрируете на сцене перед замершим от восторга залом. Достигается упражнениями! Есть же удачные примеры, методики или как модно говорить - практики и стратегии, которые артисты могут использовать, чтобы справиться с подобными ситуациями. Но это, как говорится, дело техники. Не следует забывать главного принципа: «Не борись с собой! Победителей здесь не будет. Обними себя, согрей дыханием свои нервы перед выступлением – как согреваем мы руки тех, кто нам дорог». Так просто – скажете вы? Но почему бы не попробовать? Во всяком случае это лучше, чем хлестнуть по оголённым нервам, приказав себе: «Успокойся!!» Это может оказаться контрпродуктивным, доказанный факт! И здесь всё весьма просто объясняется - когда вы пытаетесь подавить свои нервы, вы говорите себе, что что-то не так. А «не так» в жизни может оказаться много чего! Но стоит ли заниматься самокопанием при полном зале? Вряд ли. И приказной тон по отношению к себе совершенно не уместен в творческом процессе, чтобы там не говорили поклонники «жёстких мер». Эффект ограниченный и эфемерный, а вред для самооценки – реальный, не говоря уже о склонности к самобичеванию, откуда один шаг до алкогольной или наркотической зависимости. Мои беседы с артистами показали, что наиболее успешные понимают и принимают свое беспокойство! И, уж, во всяком случае не борются с собой, как с врагом. Бороться стоит с тем, что нам в себе не нравится, себя же лучше любить или, хотя бы, симпатизировать. Всегда же найдётся, за что любить, надо только поискать хорошенько. Опытные артисты черпают в беспокойстве энергию, а волнение заставляет их мобилизоваться – ровно настолько, чтобы не пойти «вразнос». И успех не заставляет себя ждать! Мы видим незабываемое выступление, а потом – ещё и ещё. Видим подлинную магию Балета.

В психологии мобилизацию, адекватную задаче, иногда называют «операциональный уровень напряжённости». Он необходим нам для действия – любого, не только на сцене. Кстати, по схожему принципу работает гидроэнергетика. Когда в водохранилище мало воды, толку не будет. Турбины не будут крутиться. Когда воды слишком много, остаётся молиться, чтобы плотина выдержала. Или сбросить её часть по заранее определённому пути. Так же и с человеком. Или ты постоянно проверяешь на прочность свою «плотину», не зная при этом, куда бежать, если она прорвётся – от себя же не убежишь. Или – сбрасываешь избыточное давление без ущерба для себя и окружающих.

Конечно, всё это все не для новичков. Тут я со многими согласен, первое выступление - это всегда мандраж! Без этого - ну, никак! А если это не первое, а если это уже случалось и не раз? Не хватало ещё доиграться до «панической атаки» и тем самым поставить крест на успешной карьере. К сожалению, призрак паники маячит за спиной даже у великих Балерин ... А что вы хотите? Высокая ответственность и высокие заработки часто конвертируются в боязнь всё потерять. Однако это не значит, что солисты должны оставаться с проблемами один на один – только из-за того, что они слишком на виду. Слава богу, им есть, что предложить – было бы желание. Другие стратегии, другие методики и практики, но также приводящие к положительным результатам! И первое здесь - это громадный, пугающий и притягательный одновременно, Мир за пределами софитов. Искусство жить в нём не менее важно, чем властвовать на сцене, порой даже важнее. Конечно, танец для артистов балета – всепоглощающее действо, иначе лучше не начинать. Горек и сладок труд артиста, но если ничего в жизни больше нет … Лучше, если бы было, поверьте, и это в ваших силах. Что-то равновеликое Балету или даже превосходящее его. Любовь, например, или верность. Родители, друзья и дети, для которых ты кумир не только на сцене. Кощунство? Отнюдь! Однозначно могу сказать, что, по крайней мере, Балерины с позитивной системой поддержки испытывают намного меньше беспокойств в реальной, не сценической жизни. Что в свою очередь сказывается на творчестве и творческом долголетии, всё же взаимосвязано. А если ещё Бог угораздил их влюбиться, то у них вообще нет никаких проблем. Кроме, разумеется, собственного величия, но это отдельная тема. По опыту скажу, что даже у возрастных прима-балерин при наличии «второй любви», кроме Балета, открывается «второе дыхание», и результаты творческих сезонов оказываются гораздо выше и достигаются спокойнее, чем до этого.

Хорошо поговорили, но как же быть с волнением? Не отрывайтесь от своих корней - практикуйте глубокое дыхание прежде, чем вы окажетесь за кулисами. Вы умеете это делать! Регулярная вентиляция лёгких входит в систему физической подготовки артистов балета. Когда это было и уже надоело – скажете вы? Пусть так. Но почему бы не «украсить» этот нехитрый прием позитивными мыслями? Например, о том, кто или что вас ждёт после спектакля. Не знаете, что такое «глубокое дыхание»? Не страшно, этому можно легко научиться. Самому научиться, а значит одной победой в вашей жизни станет больше.

Скажу и ещё об одном - постарайтесь регулярно использовать всевозможные практики и техники релаксации. Можно с уверенностью сказать, что одна из самых больших ошибок, которую совершают артисты, особенно молодые - это забывать репетировать свои техники релаксации. Потренируйтесь снимать напряжение через тот же метод «глубокого дыхания», прежде чем вы попадете за кулисы. Любые длинные глубокие вдохи могут успокоить вашу симпатическую нервную систему, но то же самое в виде отработанной техники будет гораздо эффективней. Владение любым инструментом требует навыка и эта техника не исключение. И уж тем более не стоит бороться с волнением, стоя за кулисами в ожидании выхода, используя методику, которую вы никогда не применяли раньше и которую вам настойчиво советовали друзья и подруги!

Ещё один совет - научитесь отвлекаться! Подумайте о чем-то другом, кроме самого Балета. Вспомните, например, что как только вы выходите на сцену, ваши нервы, как правило, «исчезают» в течение минуты или около того. И это вполне закономерно. Все испытывают наибольшую тревогу в моменты, предшествующие спектаклю - это, в психологии, называется «упреждающей тревогой». Но!!! Но вы можете свести это к минимуму, напомнив себе, что это чувство исчезнет, как только вы окажетесь там, на сцене. Было же такое и не раз. Вы также можете сместить фокус своего внимания! Это ещё проще - начните планировать, что вы собираетесь съесть после спектакля, или поговорить по душам с бестолковым другом о последнем эпизоде, который он, безусловно, не заметил... А зря он был так невнимателен ... кара же неизбежна. Вот и подумайте об этом! Только не увлекайтесь – вам же ещё танцевать.
Теперь о некоем вашем профессиональном. Тут многие скажут, что надо контролировать всё, что вы только можете. Совершенство танца состоит из мельчайших деталей, как тут без контроля. Так что этот навык, как не крути, у вас есть. Поэтому следование той же рутине за кулисами может успокоить ваш разум с комфортом предсказуемости. Беспокойство же чаще всего возникает из-за длинного списка нерешённых (или кажущихся таковыми) дел. И все они необходимы для успеха. Начните с крупного, тогда вы точно ничего не пропустите и хорошо подготовитесь к своему выступлению. Прежде всего, найдите время для репетиций! Заранее соберите все, что вам нужно для спектакля, включая нужные слова, поступки или, на худой конец, обещания от вашего бестолкового, но все же любимого человека (это архиважно). О дополнительных заколках и перьях я уже не говорю, они тоже готовятся заранее. Ещё раз продумайте привычную процедуру «разогрева», которая приведет вас в рабочую форму. И физическую, и психологическую. Это поможет вам быстрее и спокойнее перейти к собственно творчеству. Если в отработанные процедуры подготовки к спектаклю вносятся изменения, зафиксируйте их на бумаге или в любимом гаджете. Просто так эти мысли не приходят, и поэтому заслуживают внимания.

Теперь о самых частых советах. Пропустить чашку кофе перед спектаклем... Не думаю, что это хорошая мысль! Совсем не айс. Хотя привычка распространённая – все проблемы решать с помощью кофе. Я так и говорю кофеманам – «сколько чашек запустил себе в голову?» Не говоря уже о зависимости от кофе, а такое бывает часто и приносит ощутимый вред организму, кофеин сделает только хуже. Он легко может мобилизовать вас сверх меры, что субъективно воспринимается как тревога. Поэтому лучше поэкспериментируйте с кофе в более спокойной обстановке, чтобы чётко знать, когда и в каких количествах его стоит пить. Возможно, от него придётся совсем отказаться в «напряжённые» рабочие дни. Но это ещё самое меньшее зло. Приём алкоголя и уж тем более наркосодержащих препаратов - это, очевидно, никогда не было хорошей идеей перед выступлением. Но слухи об этом гуляют постоянно, что также вызывает мое беспокойство. Если возник соблазн «запустить в голову» что-то посерьёзней кофе, то, скорее всего, тревожность перед выступлением – не самая большая ваша проблема.

В тоже время, нельзя исключать лекарства, если вам это нужно! Лекарства могут помочь и при физических, и при психологических недомоганиях. В любом случае, если ваша психика мешает вашей работе, поговорите с медицинскими работниками. Они помогут правильно (!!!) назначить лекарства и дозировку. Это касается и «народных» средств, и промышленных нейролептиков, которые реально помогают в тревожных состояниях. Но нельзя забывать о противопоказаниях и побочных эффектах, иначе проблем только прибавится! Например, те же бета-адреноблокаторы, которые обычно назначают при тревоге, не могут быть рекомендованы артистам Балета, поскольку они могут влиять на мышечное напряжение. Так что, осторожнее с самолечением! Тем более, если приём химических препаратов стал потребностью, а не редким исключением.

Можно ещё долго говорить на эти темы, Балет, как и Психология неисчерпаемы, но не хочу злоупотреблять вашим вниманием. Скажу лишь напоследок, что волноваться надо! Эмоции делают нас людьми и, в конечном счёте, артистами Балета. Роботам, ведь, такое неподвластно, какая там магия ... Только воноваться стоит в меру, вы же профессионал. Вы же все равно лучший человек! И лучший во всем Балете! Так что глубоко вдохните и смело шагайте на сцену. Там ваша жизнь. И все пройдёт гладко. Удачи!

Михаил АБРАМОВ 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *