Испытание «Маской» — Балет 24

Испытание «Маской»

Роман Володченков

Фото Дмитрия Дубинского

Воронежский театр оперы и балета привез на «Золотую маску» одну из последних своих премьер – балет «Корсар» А. Адана в постановке Юрия Бурлака. Выдвинутый на соискание Национальной театральной премией в пяти номинациях спектакль (работа балетмейстера-хореографа, спектакль, женская роль, мужская роль, работа художника) воронежцы показали на сцене Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

С большим новым балетным спектаклем на «Золотую маску» Воронежский оперный театр приехал впервые. Показывать себя на высоком уровне в столице долго не решались по весомым причинам: известная некогда на всю страну воронежская балетная школа и сам театр последнее время не числились среди академических лидеров и, порой, усилия накопить профессиональный потенциал и встать в один ряд с лучшими оказывались тщетными. Но любой спад в разных областях, особенно творческих, всегда подпитывается нереализованной молодой энергией и амбициями, что не редко приводит к подъему. О таком подъеме сегодня можно говорить применительно к балетной труппе Воронежского театра оперы балета. Ее возглавляет в недавнем прошлом ведущий танцовщик театра и балетмейстер Александр Литягин. При нем обозначился тот видимый прорыв ведущей танцевальной труппы столицы Черноземья, который и позволил воронежцам рискнуть и «замахнуться» на «Маску» (по результатам отбора экспертного совета премии). Тому предшествовали громкие городские премьеры балета «Руслан и Людмила» (хореограф Андрей Петров), вечеров современной хореографии, двух спектаклей из наследия классического танца «Корсар» и «Спящая красавица» (оба – постановщик Юрий Бурлака). Именно в Воронежском театре в действующем репертуаре «собрались» наиболее значимые постановки Владимира Васильева. Благодаря инициативе Литягина здесь прошел уже четвертый Фестиваль «Воронежские звезды мирового балета» и состоялись продолжительные московские гастроли балетной труппы на сцене РАМТа (в рамках Летних балетных сезонов – 2017).  

«Корсар». Конрад - Иван Негробов

Привезенный на «Золотую маску» «Корсар» Ю. Бурлаки – зрелищный, красочный, богато костюмированный трехактный балет (художник Валерий Кочиашвили) с непритязательным сюжетом и обилием темпераментных танцев. Именно на такие спектакли в Воронеже более всего и подтягивается театральная публика, жаждущая приятно отдохнуть в самом главном театре региона.

Работа над «Корсаром», балетом, рожденным на сцене парижской Оперы еще в 1856 году (балетмейстер Ж. Мазилье) и имеющим длинную сценическую историю в России, для Бурлаки в Воронеже оказалась непростой. В задачи хореографа входило «вместить» небольшую балетную труппу (60 человек) в пространство густонаселенного, многофигурного гран-балета. Понимая, как это выглядит в главных столичных театрах и как может оказаться в Воронежском оперном, постановщик явно шел на риск. Но этот риск оправдался не только амбициями иметь свой «Корсар» в Воронеже, но и желанием через него продолжать врастать в классику и через нее приобщаться к мировому балетному репертуару. А когда Бурлака уже поставил спектакль, то стало очевидно, что он подходит воронежской труппе, у которой есть свое, особое ощущение актерского ансамбля и темперамент в характерных танцах.

Начинается воронежский «Корсар» (дирижер Станислав Вольский) с достаточно мрачного по свету и декорациям пролога. Его действие кажется не совсем ясно срежиссированным: стихийное море и люди, оказавшиеся на суше мало «работают» на внятную завязку сюжета о пиратах. Но уже первое действие, на контрасте, погружает зрителей в атмосферу южного восточного города с множеством минаретов и тесно стоящих каменных строений с балкончиками и арочными перекрытиями. Здесь Бурлака резко не оглушает зрителей шумной, пестрящей яркими красками рыночной площадью, а наоборот, приводит к еще не заполненной суетливым людом городской улочке, где появляется Конрад (Иван Негробов) и постепенно завязывается его любовная интрига с Медорой (Марта Луцко). Действие балета разворачивается постепенно, и герои с персонажами появляются на сцене не четными группами, а естественно, каждый выполняя свою актерскую задачу. По такому принципу «просыпается» в рассветный час и Верона в первой картине «Ромео и Джульетты» Леонида Лавровского.

«Корсар». Pas-desclave. Елизавета Корнеева и Михаил Ветров

По-своему Бурлака выстроил сцены появления на площади Сеид-паши (Олег Рудомёткин), торга Ланкедема (Михаил Негробов) за невольниц и похищения их корсарами. В них пантомима гармонично вплетена в канву действия и совсем не отвлекает от танцевальных фрагментов. Она «берет» живой, не разложенной на сухие знаковые жесты актерской игрой. В первом же отделении идет и вставной хореографический номер Рas d`esclave на музыку П. Ольденбургского в постановке М. Петипа (Невольник – Михаил Ветров, Гюльнара – Елизавета Корнеева).

Второе действие постановщик разворачивает в гроте корсаров, где сохранены узнаваемых танцевальные номера из наследия классического балета (Па-де-де Медоры и Конрада, Dance des Forbans) и актерские мизансцены с ссорой Конрада и Бирбанто (Максим Данилов), а также дурманящим цветком, от которого Конрад погружается в глубокий сон.

Сердцевина третьего действия «Корсара» – изобретательная хореографическая композиция Мариуса Петипа «Оживленный сад» на музыку Л. Делиба (с музыкальными фрагментами А. Цабеля и Р. Дриго), предваряемая танцами трех одалисок. Это своеобразная фантазия на тему идеального мира, рая, где балерина в пачке – солистка или участница кордебалета – олицетворение божественной красоты. Выполненная артистками чисто по рисунку она, тем не менее, проиграла по уровню исполнения предшествующим характерным танцам, где были и раскрепощенность, и подлинное чувство стиля (в чем большая заслуга ассистента постановщика Юлианы Малхасянц).

Затянутый и очень конкретный эпилог с крушением корабля корсаров не смог испортить впечатления от всего спектакля, но явно притормозил возросшую к финалу динамику.

«Корсар». Танец «Форбан». Луиза Литягина и Максим Данилов

Партия Медоры подошла Марте Луцко – яркой, смуглой брюнетке с хорошим шагом и апломбом. Балерина смогла сосредоточиться на точном и грамотном выполнении своих па. Конрад Ивана Негробова, скорее лирический герой, нежели темпераментный авантюрист, готовый поиграть с фортуной. Однако Негробов обладает хорошими данными, нужной подачей и необходимым арсеналом техники для ведущего танцовщика. Нежная, женственная Елизаветы Корнеевой легко и чисто станцевала партию Гюльнары. Ее героиня выглядит на нужном внешнем контрасте с Медорой Луцко. Страстным пиратом Бирбанто предстал Максим Данилов, азартно исполнивший танец Форбан в паре с очаровательной Луизой Литягиной. Недостаточно колоритен образ Сеид-паши Олега Рудомёткина. Комичная роль знающей цену женским прелестям Зюльмы – фаворитки паши – удалась Марине Скомороховой. За счет правильных приемов в прыжках и аккуратной, выверенной манеры в партии Невольника (Рas d`esclave) хорошо показался Михаил Ветров.  

Сегодня Юрий Бурлака один из самых востребованных балетмейстеров-реставраторов не только в России, но и в мире. Опыт работы с ним приносит не мало в профессиональном освоении разного классического материала. И такой опыт воронежская балетная труппа активно использует. Правда, многое артистам приходится осваивать с гарантией последующего качественного развития. Но только так, в реальной работе, преодолевая сложности, можно продвинуться вперед и выйти на высокий уровень.

«Корсар» воронежцев показал, что в труппе сформирован костяк хороших солистов и есть старательное отношение каждого артиста. А внутри театра руководство, художественная часть и педагоги многое делают для того, чтобы сохранить профессиональный уровень исполнения. Для дальнейшего же развития балетной труппы важны активные поддержка и участие местных региональных властей культуры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *