Олег Михайлович Виноградов и Новосибирский оперный — Балет 24

Олег Михайлович Виноградов и Новосибирский оперный

ИСТОЧНИК: https://www.facebook.com/

Александр Савин

Олег Михайлович Виноградов-Балетмейстер, писатель, художник, педагог, гуманист
Народный артист СССР.


Так сложилось, был небольшой период в жизни балетной труппы Новосибирского государственного театра оперы и балета, в начале 60-х прошлого века, в период руководства труппой П.А. Гусевым, когда в театр приехало много талантливой молодежи и подросла первая звездная поросль Новосибирских выпускников хореографического училища. И слава о балетной труппе гремела до самой Москвы и Ленинграда!
В то время, в столичных тяжеловесах процветал драм балет. 
В Новосибирске, напротив, шло творческое развитие классического танца. Начинающим и уже известным балетмейстерам было комфортно здесь работать. В труппе было три, четыре равновеликих состава группы солистов.
Мне уже довелось написать о Никите Александровиче Долгушине. Сегодня хочется сказать несколько слов еще об одном великом из числа Российских балетмейстеров- Олеге Виноградове! 
Вообще, судьба этого человека в балете, была очень нестандартной. Переростком он попал в Ленинградское хореографическое училище, в специальную группу-поздних.
Но очень уж велика была любовь к танцу у молодого Ленинградского паренька. Тяжко пришлось маме финансово, что бы Олег догнал своих сверстников.
Приехав в Новосибирск, он очень активно включился в творческую и общественную жизнь театра.
Активно участвовал в подготовке легендарных театральных капустников. В памяти того поколения осталась стенная газета, в которой молодым артистам, задали один вопрос, кем они видят себя в будущем.

Олег написал:
-Буду главным балетмейстером Кировского театра!
Над ним посмеялись. А зря.


В 1977 году Виноградов возглавил балетную труппу Кировского театра!
А пока артист балета Виноградов делает первые шаги в постановочной профессии в Новосибирске.
Начал он…в Центральном парке. Да, именно там, он поставил свою первую постановку о истории развития танца.
От каменного века до наших дней. Постановка с успехом шла несколько лет. Тем временем Гусев доверил ему ставить танцы в операх: «Патетическая оратория», «Пиковая дама», «Война и мир».
Вообще Петр Андреевич, имел дар видеть в молодых ребятах задатки будущей профессии и подталкивал их в этом направлении.
В 1964 году Олег Виноградов ставит в театре свою дипломную работу в ГИТИСе- «Золушку»,
Всем членам группы постановщиков было по 25 лет: дирижеру Б. Грузину, художнику В. Левенталю и балетмейстеру О. Виноградову.
Это был настолько яркий спектакль, что критики из Москвы и Ленинграда поспешили в Новосибирск посмотреть эту работу и писали восторженные отзывы о ней, отмечая индивидуальность постановочного языка балетмейстера. Ярко показали себя и главные герои в исполнении Л.Крупениной и Н.Долгушина.
Постановка «Золушки» показала главное, Виноградов не пошел по модному пути-импровизационной пантомимы. 
А Олег Виноградов уже готовился к своей еще более сложной и серьезной работе, к постановке балет С. Прокофьева -«Ромео и Джульетта»!


Один из самых используемых литературных сюжетов в музыке и театре, партитура Прокофьева является в значительной степени самостоятельным произведением.
Первым, кто создал балет на эту музыку, был Лавровский. Осуществляли и очень удачно, свою постановку, Касаткина и Василев, на сцене Новосибирского театра. (Вообще известно около 20 различных постановок). Но самой резонансной, была работа Виноградова. 
Минимум декораций, не отвлекали внимание от главного-танца. 
Это работа дала фантастические возможности для реализации Долгушина.
С тех пор «Ромео и Джульетта» были поставлены в Ленинграде в Малом театре в 1976 и 2007 годах, в Ереванском и Сеульском театрах. Не менее завидная участь у «Золушки». Более 20 постановок балетмейстера живут своей жизнью.


А еще Виноградов хорошо рисует, оформив целый ряд спектаклей и говорят даже разрисовал свою комнату в театральном общежитии Новосибирска.
Он прекрасный пропагандист и популяризатор балета. Несколько лет назад, приезжав в Новосибирск для постановки новой версии «Ромео и Джульетты» он встречался с учащимися Новосибирского хореографического училища и педагогами, показав ясность ума, отточенность мысли и прекрасные ораторские качества. Остается только учится тому, как он мотивировал детей к учебе!
Виноградов вернулся. К сожалению одним спектаклем. Его « фирменная» «Золушка», поставленная в Новосибирске в шестидесятые, в 2018 не пришлась ко двору, ее поставил Михаил Мессерер, драм балет. Но тем из танцовщиков, кому повезло работать с Виноградовым прошли неоценимую школу работы с человеком, которому удалось вернуть былую славу Кировскому (Мариинскому балету), выведя его на новый ,высокий уровень, которому и должен соответствовать коллектив мировой элиты! Не хочу задаваться треклятым вопросом , почему мастер такого класса, кровно связанный с нашим театром оставался невостребованным в этом театре столько лет?


26 июня 2017 года ЮНЕСКО присудила Виноградову премию за сохранение, развитие и популяризацию классического балета .
Вот так! Теперь все балеты Виноградова находятся под охраной "ЮНЕСКО"!
Как говорят: -Лучше поздно, чем в память! На снимке- фрагмент из балета "Золушка": народная артистка СССР Л. Крупениной и заслуженный.артист России Ю. Гривцов

 

Не пропустите самое важное из жизни балета - подпишитесь на наш канал - https://t.me/balet24

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *