Ида Рубинштейн – новая роль Татьяны Предеиной — Балет 24

Ида Рубинштейн – новая роль Татьяны Предеиной

  Роман Володченков

  Фото Александра Соколова

Театральная жизнь так устроена, что особый интерес зрителей вызывают премьеры спектаклей и дебюты популярных артистов. Однако не каждый известный артист может породить живой и неподдельный интерес зрительного зала, а успех выпадает лишь на долю избранных – любимцев публики, обладающих харизмой и подлинным мастерством. К таким исполнителям, безусловно, относится народная артистка России, прима-балерина Челябинского театра оперы и балета имени М.И. Глинки Татьяна Предеина.

 

Выступления Предеиной в последнее время не часты на родной сцене. Хотя прекрасная форма балерины позволяет ей танцевать в программах концертов в Берлине, Париже, Москве на исторической сцене Большого театра. Особая балеринская стать, целеустремленный характер и физическая выносливость Татьяны выделяют ее в челябинской балетной труппе и убеждают говорить о ее высоком профессионализме. Являясь гордостью челябинской культуры, танцующая Предеина концентрирует в себе качества значимой артистической фигуры (что театр мог бы использовать гораздо шире с творческой и коммерческой стороны). Это, как раз и продемонстрировал апрельский дебют балерины в титульной роли в спектакле «Ида. Любовь и страсть Иды Рубинштейн», собравшем аншлаг в первом театре Южного Урала и подарившем его свидетелям яркие впечатления.

Личность, жизнь и театральные работы Иды Львовны Рубинштейн (1883–1960) – состоятельной непрофессиональной танцовщицы, женщины экзотической внешности давали разным творцам немало поводов для вдохновения. И современный балетный театр оказался к этой теме неравнодушен, на свой лад интерпретировав страницы биографии знаменитой солистки дягилевских сезонов. Так, яркий образ Иды Рубинштейн в роли египетской царицы Клеопатры создала Илзе Лиепа в балете Патрика де Бана («Клеопатра – Ида Рубинштейн»; премьера на сцене Théâtre des Champs-Elysées в 2012 году). Спектакль был специально поставлен для проекта «Русские сезоны XXI века».  

 

Челябинская версия балета об Иде (премьера в 2016 году) – плод фантазии российского хореографа Надежды Калининой. Постановщик мифологизировала события личной жизни танцовщицы, бытовавшей в атмосфере артистической среды первых десятилетий ХХ века. Декорации и костюмы (художники Антон и Елена Сластниковы), вторя замыслу балетмейстера, отразили характерные для того времени черты стилей модерн и ар-деко.

Ради эффектной сюжетной завязки в своем балете Калинина свободно распоряжается действующими лицами. Так, в спектакле появляется некий Художник (Александр Цвариани), ассоциируемый то ли с Львом Бакстом, то ли с Александром Бенуа, создавшими костюмы к знаменитым ролям танцовщицы. Известно, что именно Бакст познакомил Рубинштейн с Михаилом Фокиным, который давал Иде частные уроки танца. В спектакле Фокин трансформируется в условного Хореографа (Алексей Сафронов), ведущего балетный урок не в Петербурге или Париже, а в Барселоне (!), что дало повод балетмейстеру-постановщику обыграть тему с «Болеро» М. Равеля.

 

Равелевское «Болеро», по мысли Калининой, не просто вдохновленный одноименным испанским народным танцем, поставленный на Рубинштейн номер. А гораздо больше. Это фатальный спектакль, принесший славу Иде и лишивший ее возлюбленного Вальтера (Михаил Филатов). Потому музыка «Болеро» и играет особую роль в драматургии балета: в первом действии творчески окрыляя героиню, а во втором – выступая в качестве яркого финального аккорда.

По режиссуре, пластическим приемам и логике развития действия спектакля Надежда Калинина – эпигон Бориса Эйфмана. Столь высокий «образец» встраивает балетмейстера «Иды» в особые рамки образного, масштабного, хореографического мышления, не давая ей уходить от главного выразительного средства в балете – танца.

По физике и динамике «Ида» – испытание на выносливость для солистов и кордебалета. Построенный на сложнейших узловых поддержках, насыщенный действенными пластическими сценами он, однако, не сыграл против Предеиной. Татьяна смогла грамотно разобрать спектакль по частям и, как из разрозненных жемчужин составляют ожерелье, в процессе репетиций собрать их в сквозное танцевальное действо. Ни секунды не усомнившись в своих силах, артистка пришла к финалу уверенно и с чувством творческого подъема.   

Если отстраниться от главной женской партии, то специфика балета «Ида» такова, что его нельзя назвать мужским или женским. Здесь значимы все партии. Но, все-таки, роль партнеров, танцующих с героиней, особенная. Без их внимательного и корректного отношения роль Иды у балерины могла бы не сложиться.

 

Заключительная часть спектакля – «Болеро» – для Предеиной не только   кульминация сценической истории ее героини, но и прямая отсылка к ее нынешней личной истории, когда важно доказать себе и окружающим, что пока Балерина танцует, то ее жизнь по-настоящему наполнена. И эту интонацию, загодя, удивительным образом почувствовал худрук балетной труппы Челябинского театра оперы и балета Юрий Клевцов, доверивший артистке подготовить столь привлекательную знаковую партию, как Ида Рубинштейн.  

Основа репертуара российских региональных академических музыкальных театров – классические спектакли с хореографией М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского, М. Фокина. В обязательную программу здесь входят и выдающиеся творения балетмейстеров советской хореодрамы. Разнообразить же репертуар новыми оригинальными балетами пробуют современные хореографы. «Ида. Любовь и страсть Иды Рубинштейн» Надежды Калининой в Челябинском театре оперы и балета привлекает интересной темой и дансантной музыкой композиторов конца XIX – начала ХХ столетия. Особые положительные качества балета в мобильности и зрелищности. Дебют же Татьяны Предеиной обнаружил значимость «Иды», как крепкого репертуарного спектакля, позволяющего находить иные смыслы и значения в уже освоенном труппой танцевальном материале.

 

 

Не пропустите самое важное из жизни балета - подпишитесь на наш канал - https://t.me/balet24

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *