Созвучие имен — Балет 24

Созвучие имен

  Роман Володченков

  Фото с сайта altapress.ru

Человек, родившийся в России, напитавшийся ее природными богатствами, не только носитель значимой, особой «правды жизни», но и весомая, гармоничная частица целостного русского мира. У этого мира свои живительные источники, просветляющие обыденность будней, дарящие радость соприкосновения с редкими талантами: Валентином Распутиным, Виктором Астафьевым, Георгием Свиридовым, Василием Шукшиным, Валерием Гаврилиным… Все они из России Ломоносова, Пушкина, Чайковского, Шаляпина… Все они наследники культуры места: плодородной и щедрой русской земли всепрощения и воскрешения. И каждому из них был дан особый дар глубинного, художественного отражения действительности.  

В 2019 году именам Василия Макаровича Шукшина (1929–1974) и Валерия Александровича Гаврилина (1939–1999) было суждено сойтись не только значительными юбилейными датами, но и одним творческим вечером, прошедшим в марте на сцене Государственного академического Малого театра (сцена на Ордынке). Его программа сложилась из двух танцевальных отделений, в которых Государственный молодежный ансамбль песни и танца «Алтай» (худрук А. Березиков) представил хореографические произведения, вышедшие из шукшинского литературного наследия и благодаря гаврилинским музыкальным образам. Автором и идейным вдохновителем программы явился выдающийся деятель мировой культуры, народный артист СССР, режиссер, хореограф и художник Владимир Васильев.

В первом отделении вечера известная на всю страну творческая мастерская Владимира Васильева представила пять сюжетных хореографических зарисовок по произведениям В.М. Шукшина. Подобный опыт работы над конкретным литературным материалом для Васильева-наставника четвертый. Молодых одаренных, со своим оригинальным видением хореографов он уже объединял вокруг творчества Н.В. Гоголя (Пермь), В.П. Астафьева (Красноярск), А.П. Платонова (Воронеж). Уроженец Алтая Шукшин закономерно привел Васильева в административный центр края – Барнаул, где на базе местного Ансамбля песни и танца «Алтай» и был реализован его авторский проект «Жил человек».   

Жесткая конкретика и бытовые приемы противоречат сути творчества и уж никак не стыкуются с темпераментом и творческими озарениями Владимира Васильева, чуткого к таланту и свежим идеям. И потому в теме «Шукшин» он никак не собирался ограничивать своих подопечных. Каждый из них, Дмитрий Антипов, Юлия Бачева, Константин Кейхель, Дмитрий Залесский, Елена Березикова, опираясь на литературный источник, старался выйти на широкое поле активности – поле постижения глобальной темы Шукшина и его личности, постижения своеобразия русского характера. В этом им значительно помогли видеопроекции живописных работ Васильева-художника, создавшего особый колорит всем пяти хореографическим работам.

Дмитрий Антипов свой выбор остановил на киноповести В. Шукшина «Калина красная». Ее герой, освободившийся из тюрьмы Егор Прокудин, уже однажды выходил на балетную сцену. Еще в 1978 году в Большом театре СССР оригинальный балет на музыку Евгения Светланова «Калина красная» показал молодой талантливый балетмейстер Андрей Петров. Образ того одноактного спектакля о судьбе совсем не образцового героя сохранился только в воспоминаниях современников. Потому Антипов оказался достаточно независим от сравнений и свободен в выражении авторского восприятия трагической судьбы, порвавшего с воровской малиной и духовно возрождающегося Прокудина.

В «Калине красной» Антипов не стал искать новые смыслы. Повесть Шукшина он взял и талантливо проиллюстрировал пластическими средствами. Опираясь на материал, постановщик сумел проникнуть в суть жизненной ситуации и сделать свою историю по Шукшину достоверной. Но, если, читая повесть, перед глазами встают образы, созданные в одноименном кинофильме самим В. Шукшиным (Егор Прокудин), Л. Федосеевой-Шукшиной (Люба Байкалова) и другими артистами, то наблюдая за развитием балета Антипова, ассоциаций с киногероями почти не возникает.  

В коротких, но емких рассказах Шукшина предстает целая галерея необычных персонажей – так называемых чудиков. Их мысли и поступки не трафаретны, поражают открытостью и искренностью, непосредственной реакцией. Они – деревенские жители, бытующие рядом с обычными, «битыми жизнью» людьми. Один из таких персонажей, не от мира сего чудик, радостно удивляющийся полетам самолета и стал главным действующим лицом мини-спектакля хореографа Юлии Бачевой «Боря, чудик, самолет» на музыку Валерия Гаврилина. Его незабываемый образ создал Станислав Фадеев.

Чудик Фадеева – центр действия балета. Вокруг него суетятся и другие персонажи. Вот он, забавляясь, забрал у кого-то новые, только что купленные ботинки и куда-то их дел. На него не обижаются. Он же чудик – бесхитростный, беззлобный, вольный, по природе странный, к Богу близкий человек.  

По сути страшный, но очень жизненный рассказ «Охота жить» лег в основу одноименной драмбалетной истории, сочиненной Константином Кейхелем на музыку Георгия Свиридова. Двойственная мораль рассказа (человек без Бога в душе – потерянный и «человек человеку волк») перешла и в балетную постановку, где солистами выступили Антон Копилевич и Егор Березиков. Шукшинская история (бегущий по зимней тайге из тюрьмы парень убивает из ружья, пустившего его на ночлег старика) к финалу камерного спектакля вызывает сложные и противоречивые чувства: когда становится понятно, что опасная черта не для каждого человека преграда, а охота до жизни может подкосить самые стойкие нравственные опоры.

«Выбираю деревню на жительство» Дмитрия Залесского (музыка Паскаль Комелад «Lenterrament De Les Sardines») – танцевальная, в ретро тонах, ностальгическая история о прелостях деревенской жизни. Она несколько уводит от конкретики одноименного рассказа о кладовщике Кузовникове, мечтающем переехать из большого города в деревню. Здесь на первый план выходит не герой, а колорит деревенской жизни с ее веничками для бани, необъятными просторами лесов, полей и рек, теплыми летними вечерами с гуляющими парочками.

«Праздники детства» в постановке Елены Березиковой – образное, основанное на народном песенно-танцевальном фольклоре посвящение родине Шукшина. Похожее по форме на сюиту, без развитого сюжета оно явилось закономерным, точным по настроению завершением пятичастного спектакля по рассказам В. Шукшина.

Темы, связанные с Великой Отечественной войной, все реже приходят в репертуар театров и различных творческих коллективов. И уже очень немногим постановщикам удается искренне и проникновенно к ним обращаться. А такое историческое прошлое не может не волновать каждого художника и современный подход к воплощению на сцене трагических событий самой страшной мировой войны нужно продолжать искать.

Еще в 1984 году, откликнувшись на идею Александра Белинского, Владимир Васильев поставил телебалет «Дом у дороги» по одноименной военной поэме Александра Твардовского. В нем же Васильев исполнил и главную партию. Воплотить на телеэкране спектакль о Великой Отечественной войне помогла музыка Валерия Гаврилина, близкого Белинскому и Васильеву по постановке фильма-балета «Анюта». Спустя многие годы «Дом у дороги» обрел сценическую жизнь благодаря сотрудничеству Владимира Васильева с ансамблем «Алтай», для которого постановщик создал свою версию одноактного балета по мотивам поэмы Твардовского. Его алтайские артисты и показали во втором отделении вечера.

Заложенное природой лирическое начало в В. Васильеве помогло ему почувствовать красивый образный поэтичный слог Твардовского и бережно пустить его в русло напевного гаврилинского мелодизма. Словно переживая за каждый момент жизни героев поэмы ставил спектакль Васильев и находил отклик у своих исполнителей, постаравшихся уловить малейшие интонации выраставшей на их глазах драмы одной семьи и всей страны.

Творчество В. Шукшина и В. Гаврилина не нуждается в представлении. Но именно такому творчеству сейчас необходима особая поддержка и действенная энергия, способствующая его продвижению в современной культурной России. Это очень хорошо понимает Владимир Васильев, который, активно использую язык хореографии, напоминает нам о значимых и знаковых представителях русского искусства. Объединяя вокруг себя таланты и направляя их в нужное русло, он способствует расширению гуманитарного пространства. В совместной работе Васильева и самобытного ансамбля «Алтай» над спектаклями по произведениям В. Шукшина и А. Твардовского проявился обоюдный интерес к творчеству, принесший особые положительные эмоции артистам, зрителям и всем участникам театрального вечера.

 

 

 

Не пропустите самое важное из жизни балета - подпишитесь на наш телеграм канал - https://t.me/balet24

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *