Балерина Наталья Осипова — о том, как создавался мрачный балет «The Mother» по Андерсену — Балет 24

Балерина Наталья Осипова — о том, как создавался мрачный балет «The Mother» по Андерсену

ИСТОЧНИК: https://daily.afisha.ru/

В конце мая в Москве пройдут премьерные показы балета Артура Питы «The Mother» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена. «Афиша Daily» поговорила со звездой постановки, примой лондонского Королевского балета Натальей Осиповой.

 

О вдохновении для постановки

«С этой сказкой Андерсена я раньше не была знакома. Другие, конечно, читала, как все мы, и все они достаточно печальные, многозначные — со вторым, а то и с третьим дном.

Мне доводилось много разных сюжетов играть, много разных любовных дуэтов, но любовь матери к ребенку не испытывала никогда, в том числе и в реальной жизни. Я очень давно работаю с Артуром Питой, и он меня очень хорошо знает. Изначально у нас была некая идея спектакля — совсем другого, на самом деле, — а тут он приходит ко мне и рассказывает, как увидел потрясающие жутковатые иллюстрации итальянского художника AkaB, и вот есть такая сказка Андерсена, — ну и я тоже загорелась».

О сюжете и жанре работы

«Сюжет похож на триллер, на кошмарный сон. Мать в надежде спасти своего ребенка — мы не знаем, то ли это видение, и ребенок жив, то ли он все-таки умер, и она уже беременна вторым ребенком, — во сне как бы путешествует по своей квартире.

Несмотря на жутковатый сюжет, я не могу сказать, что мне трудно этот спектакль танцевать. Есть другие, более тяжелые — где ты умираешь, где сходишь с ума, — их гораздо неприятнее переносить.

У «Матери» все-таки, мне кажется, светлый финал в отличие от сказки Андерсена, где все бесперспективно. У нас было две идеи для финала, и мы решили оставить его открытым — пусть зритель решает, что случилось. Многие зрители, правда, решили, что финал мрачный, но это надо своими глазами все видеть и понять.

По жанру это, конечно, не балет. Это контемпорари-танец, это драматический спектакль, это музыкальный спектакль, это визуальный спектакль. Ближе всего, наверное, к музыкальной драме. Там много декораций красивых и постановочных решений. Много работы вложено разных людей. Очень интенсивный процесс подготовки. Мы на месяц закрылись в студии и работали как сумасшедшие, что‑то сочиняли».

О русских мотивах в постановке

«В спектакле очень много и забавного, на самом деле. В какой‑то момент придумали, что в спектакле будет русская тема. Не напрямую, а хотя бы косвенно. Например, у нас русские имена, все происходит как будто в русской квартире. Звучит русское радио, танцуем русский танец, я пою колыбельную по-русски.

 

В сказке есть эпизод, где Мать поет — и потом отдает за ребенка свой голос. У нас там, понятно, вместо песни танец, и мы решили, что танец будет стилизованно русским, в духе ансамбля Моисеева, «Березки». Я заставляла Артура смотреть записи «Березки», которые он никогда не видел, и все были под большим впечатлением, очень восхищались. В итоге сделали небольшую аллюзию на русский народный танец — длинное платье, бесшовные шаги, движение это плавное. Я же изучала народный танец в школе, мне это знакомо».

О творческой команде артистов и постановщиков

В постановке спектакля приняли участие художник и сценограф Янн Сеарба, композиторы и музыканты-мультиинструменталисты Фрэнк Мун и Дэвид Прайс, а также сценарист Анна Рулевская.

«Музыка тоже написана специально для этого спектакля и всегда исполняется вживую самим композитором. Фрэнк (Мун. — Прим. ред.) — очень интересный артист. Я называю его человеком-оркестром. У него миллион инструментов, некоторые я вообще в жизни не видела: какие‑то погремушки, трещотки, ужасно необычно. Артур и Фрэнк очень давно работают вместе, и постановочный процесс вообще удивительный. Фрэнк сидит с нами на репетиции и тут же на компьютере создает музыку. Каждый акцент и поворот просчитан, можно прямо на месте обыграть любую эмоцию в музыке.

Я никогда такого совместного творчества музыканта и хореографа не видела; по-моему, это очень здорово.

В спектакле есть такой прекрасный момент. Героиня, которая уже отдала свои глаза, волосы, засыпает и слышит песню по радио. Мы хотели обыграть то, что у каждой пары есть своя песня, и как раз под звуки этой песни она начинает вспоминать своего любимого человека — как они познакомились, как полюбили друг друга, от него же она потом и ребенка родила… У меня там большой и очень физический, сексуальный танец, и вот эту музыку мы постоянно меняли, потому что мне все не нравилось. (Смеется.) Я говорила: нет, это не моя музыка, я под такое любовь танцевать не могу. Только с четвертого, кажется, раза удалось попасть».

 

«Мать» — это спектакль для двух актеров. Партнером Натальи Осиповой выступает английский танцовщик Джонатан Годдар. Его персонаж — Смерть — принимает семь различных обличий и по очереди крадет у Матери ее чувственные способности. Годдар — первый в истории неклассический танцовщик, получивший приз британских критиков в номинации «Лучший танцовщик» (2014).

«Джонатан — выдающийся танцовщик. Возможно, в России он не так известен, но в Британии он настоящая звезда. Помню, я увидела его в «Дракуле» и пришла в полный восторг: у него совершенно уникальное сочетание актерских способностей и удивительной пластики. Это наша третья работа вместе. Он принимал участие в моем вечере «Pure Dance» в Sadlerʼs Wells. Это партнер, которому я всецело доверяю и благодаря которому иногда даже могу почувствовать себя ведомой».

Хореограф проекта Артур Пита на заре своей карьеры танцевал у Мэттью Борна в New Adventures, а с 2003 года занимается постановкой и хореографией для опер, мюзиклов, спектаклей и фильмов.

«Артур — один из самых удивительных и позитивных людей в моей жизни. Мне всегда удивительно, как такой светлый человек придумывает такие спектакли. Наверное, сказывается его португальское происхождение и любовь к легендам: он верит в мистику, символы, параллельные реальности, любит вытаскивать наружу черную сторону человеческого характера. Очень любит черную комедию. С ним всегда ужасно интересно разговаривать.

И он потрясающе чувствует артистов. У него такое внимание к деталям, такое интересное видение, что иногда получаются настоящие шедевры. Я, например, обожаю его грандиозные «Метаморфозы» по Кафке, которые он сделал для Королевского балета. Очень люблю черную комедию «Факада» на португальские мотивы, которую он сделал для меня; мы ее еще переделывали с момента первой постановки. «Ветер» тоже очень люблю — хотя это тоже работа со мной, может, нехорошо так говорить: «Люблю все его спектакли, где я танцую»? (Смеется.) Но я и правда большой поклонник этих спектаклей. Меня восхищает его воображение. Для него история, образность и драматическое ощущение от спектакля гораздо важнее самих движений. А я артистка — я люблю работать во всех сферах. Я люблю и физические спектакли, где твоя физика, мощность тела, сексуальность выходит на первый план. Я люблю истории, где драматическая составляющая выходит на первый план. Я счастлива, что моя творческая биография позволяет мне все это охватить».

 
 

Показы «The Mother» пройдут с 24 по 26 мая на сцене МХАТ имени М. Горького.

 

Не пропустите самое важное из жизни балета - подпишитесь на наш телеграм канал - https://t.me/balet24

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *