«Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица» Эдгара Дега — Балет 24

«Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица» Эдгара Дега

ИСТОЧНИК: https://www.facebook.com/

Может ли столь, мягко говоря, мало обворожительное произведение искусства трогать сердца публики на протяжении более ста лет? Да! Если это не просто скульптура, а воплощение истории и реальности своего времени.

"Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица" Эдгара Дега, одно из самых реалистичных произведений современного искусства, история маленькой танцовщицы кордебалета, которая повергла в шок Париж...

 

Скульптура, нарушившая все существующие правила того времени. Это не попытка изобразить прелестную девочку, а попытка показать девочку, которая занимается самым тяжелым искусством на свете - она хочет стать балериной! Девочка не отвечает зрителям взаимностью, она, похоже, вовсе не просит, чтобы ею восхищались. Она в своих мыслях. Слушает и думает...

Давайте обратимся к истории. Балет в Париже того времени - это не позитивный балет сегодняшних дней, куда отдают детей из обеспеченных семей. Он был сосредоточением порока, сплетен и интриг. В балетные школы принимались девочки с 5 лет, принадлежавшие к низшим классам. У балерин была репутация проституток, а их клиентами были богатые мужчины, обладавшие сезонным абонементом в оперу, которые имели право видеть танцовщиц за кулисами.

Дега прожил в Париже всю жизнь, город был его холстом. Он писал то, что видел: сценки в кафе, жизнь на ипподромах, работниц в прачечных, но основной темой его картин был Балет. Его не интересовал балет как спектакль, его интересовали возможности выразительного изображения балетной танцовщицы во время движения.

Дега исполнилось 45 лет, когда он начал работу над "маленькой танцовщицей". При создании своего произведения он поставил очень амбициозную цель - создать реалистичную скульптуру, которая бросит вызов всем представлениям зрителей об искусстве.

Четырнадцатилетняя танцовщица - это реальный подросток Мари ванн Гётем из бедной семьи, средняя из трех сестер ванн Гётем. Ее отец был портным, а мать зарабатывала стиркой. Работа художника над скульптурой началась в 1879 году, когда Мари исполнилось 14 лет. Перед созданием скульптуры он рисует свою модель в 17 видах и в итоге ставит ее в четвертую балетную позицию.

Дега до этого никогда не занимался скульптурой и решил сделать ее из воска - мягкого и хрупкого материала, который наиболее реалистично передает все черты, которые художник хотел вложить в свою скульптуру.

Самая удивительная идея Дега - одеть танцовщицу в настоящую одежду - пачка была настоящей, каркас был покрыт желтым воском. "Танцовщица Дега постоянно балансирует между предельно реалистичным и странно искусственным" - и это по словам критиков.

Размер скульптуры - 2/3 натуральной величины. Эдгар Дега как будто говорит: "Смотрите! Это очень реально!.. Но в то же время необходимо помнить, что это искусство, имитация..."

Дебют Дега как скульптора состоялся в 1881 году на выставке импрессионистов в Париже. "Маленькая танцовщица" привела зрителя в ужас. В то время люди привыкли к изображению лучшего, что есть в натуре человека, в скульптурах из бронзы и мрамора, к изображению гладкого тела, без морщин и дефектов, отметин тяжелой жизни.

Дега же вступил в противоречия с традициями глянцевой женской красоты. В его скульптуре зритель увидел не девочку в балетном классе, а девочку, лицо которой отмечено чертами порочности. Говорили, что она похожа на обезьяну, чудовище, цветок трущоб, грубого и вульгарного ребенка. Работа Дега показала то, о чем зрителю не нравилось думать.

Художник сам помещает "танцовщицу" в атмосферу порока. В 1881 году на выставке он также вывешивает портреты преступников. Если бы он разместил скульптуру среди изображений балерин и балетного зала, возможно, она казалась бы вышедшей из картин. Но с самого начала о "танцовщице" судили по ее "окружению". Для одних это было откровением, для других загадкой. Это не просто произведение искусства, это сама жизнь.

"Четырнадцатилетняя танцовщица" находилась в мастерской художника всю его жизнь. Ему не раз предлагали отлить копии в бронзе, на что Дега отвечал: "Оставлять после себя что-то отлитое в бронзе - слишком большая ответственность - этот материал вечен". Но его танцовщице была суждена вечная жизнь. После смерти Дега его наследники подписали контракт о переводе скульптуры в бронзу. 28 бронзовых отливок с оригинала Дега попали в крупнейшие музеи мира. Оригинал из воска в настоящий момент хранится в Национальной Художественной Галерее в Вашингтоне.

 


 

 

 

Прима-Балерина NYCB Тайлер Пек в 2014 сыграла и спела в новом мюзикле Стивена Флаэрти и Линн Арэнс "Маленькая танцовщица" о Мари фон Гетем, юной балерине из Парижской Оперы, позировавшей для знаменитой скульптуры Дега "Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не пропустите самое важное из жизни балета - подпишитесь на наш телеграм канал - https://t.me/balet24

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *