ГРУСТНАЯ ИСТОРИЯ ЛЮБВИ: РЕЦЕНЗИЯ НА БАЛЕТ «ЭСМЕРАЛЬДА» — Балет 24

ГРУСТНАЯ ИСТОРИЯ ЛЮБВИ: РЕЦЕНЗИЯ НА БАЛЕТ «ЭСМЕРАЛЬДА»

ИСТОЧНИК: https://vk.com/

В первые дни лета всем поклонникам балета Ростовский государственный музыкальный театр дарит подарок — балет «Эсмеральда» по роману Виктора ГЮГО «Собор Парижской Богоматери». Премьера балета открыла II Международный фестиваль балета им.Ольги Специвцевой, который пройдет в Ростове с 31 мая по 7 июня. Корреспонденты «РИНХбург» сходили на предпоказ постановки и готовы рассказать о ростовской трактовке парижской истории любви.

 

МЕЖДУ ДОЛГОМ И ЧУВСТВОМ

Поклонником Эсмиральды я считаю себя уже восемь лет: перечитала и пересмотрела все, что только возможно о грустной истории горбуна и цыганки. Так, в принципе, может сказать почти каждый современный человек от мало до велика — для каждого возраста есть своя интерпретация сюжета: для детей — красочный мультфильм с хэппи эндом, для взрослых — книга, фильмы и мюзиклы с финалами намного драматичнее. Но до балета лично мои руки (или ноги) никак не доходили. От того было вдвойне интересней окунуться в любимую историю в версии местного музтеатра, который, как оказалось позднее, выбрал этот спектакль для постановки не случайно.

В интервью телеканалу «Дон 24» народный артист России, хореограф-постановщик балета «Эсмиральда» Михаил КРАПИВИН признался, что только людям с хорошим чувством юмора могла прийти в голову такая идея.

 
  

— На сегодняшний момент, любой руководитель труппы думает только об одном — взять какой-нибудь шлягерный балет с Запада, не обязательно качественный, и «прокатать» его под лозунгом «мировая премьера» в нашей стране, — рассказал Михаил нашим коллегам. — Ростовские постановщики же сделали очень правильно — поставил качественный спектакль, ставший в свое время достоянием России. Приятно, что это достояние выходит за границы столиц и появляется в регионах.

Что имеется в виду под «достоянием» понять сложно до тех пор, пока не увидишь представление целиком. Оказалось, что существует две постановки балета «Эсмеральда»: классическая версия Мариуса ПЕТИПА, которая и получила широкую популярность и ставится во всех театрах, и версия Владимир Павлович БУРМЕЙСТЕР, которая исполнялась только в Москве. И, когда возник вопрос какую из существующих версий ставить, не раздумывая было принято решение в пользу Владимира Павловича и его эксклюзивного видения сюжета.

 

Постановки Петипа и Бурмейстера отличаются финалом и расстановкой акцентов на главных героев балета

Сюжет постановки построен вокруг жизни средневекового Парижа конца XV века. Главная героиня — цыганка Эсмиральда, в которую влюбляются капитан королевских стрелков Феб, звонарь Собора Парижской Богоматери Квазимодо и архидьякон Клод Фролло. Вокруг этого запутанного любовного пятиугольника (ведь у Феба есть невеста Флер де Лис) и разворачивается три акта балета.

Дополнительным персонажем балета является город со своими законами и правилами. В нем, охваченным послушанием религии и общественного долга, едва хватает места для любви и нежности, которую олицетворяет цыганка Эсмеральда.

Команда ростовского музтеатра проделала большую работу, в результате которой получилась цельная постановка с целым рядом особенностей и мелочей, на которые необходимо обратить внимание каждому зрителю.

 
 

Первую особенность не пришлось долго искать и высматривать — это декорации. Как только занавес открылся зритель увидел гигантскую ширму, на которую вывели один из витражей собора. А затем перед нами открылась сцена и взгляд побежал рассматривать разные мелочи: горгулий, массивные колонны, вензеля и арки. Музтеатр и раньше удивлял всех декорациями, но в этот раз они, похоже, превзошли себя: использовали максимально возможное пространство сцены, превратив его в настоящие парижские улочки. Даже задник, на который обычно просто выводился видеоряд для создания необходимого настроения, превратился в активный элемент декораций — он изображал вход в собор и являлся важным смысловым центром. Причем, он был не тканевый, а взаправдашний. Когда открывались двери собора, зритель видел зажженные свечи и проход дальше. Создавалось впечатление, что на сцене существует свой отдельный от нашего мир, а ты просто случайный наблюдатель.

Каждая новая сцена показывала мастерство постановщиков: появлялись и исчезали лестницы, массивные колонны меняли расположение, создавая новое пространство. Зрителю оставалось только успевать следить за собственными перемещениями то на площади перед собором, то в шикарном готическом замке, то в кабаке, то на крыше собора.

 

Остается только представить какую работу проделали постановщики и вся команда декоративного цеха. Браво!

Не отстали и художники по костюмам, создав уникальные наряды для каждого участника труппы. Все — от цыганок и простого люда до высокопоставленных вельмож и придворных дам — были одеты в красивые и воздушные наряды, стилизованные под эпоху, но с современными флером. Возможно, кому то покажется, что современность в костюмах преобладала. Спешим успокоить — для нынешней молодежи это именно то, что нужно!

Отдельно стоит отметить профессионализм не только огромную команду поставщиков, но и танцоров труппы. Эсмеральда в исполнении Мари ИТО получилась ранимой и искренней, по-детски непосредственной, но в то же время взрослой. Актерские данные дополняли прекрасные хореографические: Мари очень технично выполняла все па. Как и ее партнер, Анатолий УСТИМОВ, исполнивший партию Феба. Этот дуэт прекрасно вжился в свои роли: казалось, что они не играют, а живут ими. Высокими профессиональными навыками отличился и кордебалет, который порхал по сцене, выполняя сложные па.

 

Балету «Эсмеральда» в этом году уже 175 лет, но история цыганки каждый раз воспринимается, как в первый. Все потому, что все мы не прочь послушать истории о любви, пускай и грустные. А если их рассказывает умелый рассказчик, как ростовский музтеатр, ее можно слушать еще и еще.

Елена Медведева и Дарья Сергеева (фото) специально для #РИНХбург

 

Не пропустите самое важное из жизни балета - подпишитесь на наш телеграм канал - https://t.me/balet24

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *