Гендиректор Большого театра Беларуси – об итогах театрального сезона, готовящихся премьерах и своем хобби — Балет 24

Гендиректор Большого театра Беларуси – об итогах театрального сезона, готовящихся премьерах и своем хобби

ИСТОЧНИК: http://www.soyuz.by/

Что готовит фестиваль «Балетное лето в Большом», какие премьеры ожидать в новом сезоне. Об этом и не только генеральный директор Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь Владимир Гридюшко рассказал корреспонденту портала Союзного государства.

– В этом году Большой театр Беларуси отпраздновал свой 86 день рождения. Что, на Ваш взгляд, можно назвать главным достижением минувших десятилетий?

– Это очень сложный вопрос. Если рассматривать все минувшие десятилетия, то это одна сторона медали. Если же период новейшей истории, после реставрации театра, то это совсем другая история.

Можно сказать, что театр состоялся. Театр интегрировался в мировое оперное и балетное пространство. Мы стали узнаваемыми, мы стали единым театром, ведь ранее было три театра: театр балета, театр оперы и творческое объединение, которое включало в себя и постановочную службу, и симфонический оркестр. После реставрации мы стали единым коллективом, сохранив все лучшие традиции, которые были у театра до 1992 года и которые появились у трех театров за период с 1992 года до 2008 года. Мы действительны вошли в мировое пространство: своим активным сотрудничеством с другими оперными театрами, своими масштабными проектами. У нас появились Минский международный Рождественский оперный форум, Минский международный Рождественский конкурс вокалистов, Большой новогодний бал в Большом театре, фестиваль «Балетное лето в Большом», фестиваль Большого театра в замке Радзивиллов в Несвиже, журнал «Партер», который уже издается в течение 10 лет – красочный, красивый, яркий, содержательный. Он тоже является нашим новым, своеобразным проектом. Безусловно, большое количество постановок, премьер, и в опере, и в балете. В общей сложности, за последние девять лет мы поставили около 60 новых спектаклей на сцене. И это тоже наше достижение. 

У нас в театре появилось много новых лиц. На высочайшем уровне сейчас работает труппа балета, оперная труппа. О нашем хоре можно говорить, как о хоре с мировой известностью. О нашем симфоническом оркестре тоже можно говорить, как о самом знаковом музыкальном коллективе, не только у нас в стране, но и далеко за её пределами. Об этом свидетельствует и тот факт, что наш оркестр выступал в святом для искусства месте – в Эльбской филармонии. Безусловно, гордимся мы и нашими многими проектами с участием звезд и коллективов других театров. Мы очень много стали и приглашать к себе, и гастролировать. Наши солисты в разовом, частном порядке выступают на других мировых площадках. Мы много совместных, обменных гастролей провели за этот период времени. Можно вспомнить, как мы с Эстонской оперой на целую неделю поменялись театрами. Наша делегация в составе 300 человек выехала с пятью спектаклями в Таллин, а эстонская труппа приехала в Минск. 10 фур одних только декораций и несколько автобусов с артистами! Это было очень знаковым событием для нас.

Вспоминаются и двухмесячные гастроли по крупнейшим городам Великобритании. Мы вывозили туда две оперы: «Богема» и «Мадам Баттерфляй». Также наша труппа полтора месяца гастролировала по городам Германии, Австрии. Подобные гастроли в декабре-январе у нас проходят ежегодно. Вместе с нашими бессменными партнёрами, госпожой Лутошкиной и господином Шеллером, мы работаем уже в течение восьми лет. Можете себе представить: порядка 40 балетных спектаклей «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» в 25-26 городах каждый год. Также у нас были крупные гастроли по Мексике, Италии, Испании.

Мои слова о том, что у театра появилась мировая известность, подтверждаются нашей открытостью для сотрудничества со многими солистами и театрами мира. У нас уже подписано более 30 меморандумов о сотрудничестве с крупнейшими театрами Европы. В прошлом году нашему конкурсу вокалистов исполнилось пять лет. Его участниками ежегодно были почти 200 человек из 25-30 стран мира. Сейчас мы меняем формат этого конкурса. Как это принято в мировой практике, будем его проводить раз в два года. Мы уже заявили о себе, нас знают, нас ценят, нас уважают, к нам приезжают. 

Кстати, в этом году мы вместе с нашим партнёром «Беларусбанком» планируем организовать в рамках конкурса гала-концерт лауреатов предыдущих лет. Это порядка тридцати человек, которые уже обрели мировую известность. Они работают в Мариинском, Михайловском, Ереванском, Софийском, Эстонских театрах. Среди лауреатов гран-при есть весьма талантливые люди, которые нашли своё счастье в искусстве и сейчас поют на мировых площадках. Среди них Надежда Павлова, примадонна Пермской оперы, весь мир у её ног. У Надежды очень плотный график, но она находит время приехать к нам. Кстати, она является нашей приглашённой солисткой, у нас появился такой институт. Или Михаил Малафий, в прошлом солист Львовского театра. Он на нашем конкурсе первую премию получил. Сейчас он также является приглашённым солистом нашего театра и одновременно поёт по всему миру. Или та же Елена Стихина, которая сегодня является примадонной Мариинского театра, а у нас получила вторую премию международного конкурса вокалистов. Или Рамиз Усманов, народный артист Узбекистана, который шесть лет назад начинал свою карьеру в нашем театре. А сейчас это достаточно известный артист.

Кстати, в составе жюри конкурса представлены директора крупнейших оперных театров Европы и мира Канады, США, Франции, Германии, Австрии. Присутствуют в составе жюри и оперные агентства, которые работают потом с солистами, и генеральный директор престижнейшей международной ассоциации «Opera Europa» Николас Пейн. Кстати, наше членство в этой организации позволяет нам знакомиться с другими театрами, и наоборот - им с нами. Это тоже очень важно.

Но самое главное для меня – это люди, которые работают в Большом театре. Это порядка 15 человек народных артистов Беларуси, более 40 заслуженных артистов Беларуси, много обладателей ордена Франциска Скорины, 8 лауреатов государственной премии Республики Беларусь. Сегодня театром можно гордиться. Это визитная карточка страны. Как сказал наш Президент, это один из символов суверенитета и независимости нашего государства, это народная гордость, это национальное достояние. Мы стараемся своими делами подтверждать эти лестные слова, сказанные в наш адрес главой государства. Мы имеем сегодня новейшую технику, оборудование, располагаем такими возможностями, которые ещё семь-восемь лет назад не имел ни один театр. Это очень важно и свидетельствует о том, что мы на верном пути, верной дорогой идем и развиваемся в нужном направлении.

– Давайте поговорим о том, насколько хорошо Вы знаете свою аудиторию. Как много молодёжи посещает ваши представления?

– Таких данных у меня нет. Я не могу точно сказать, что к нам ходит столько-то процентов молодёжи, столько-то процентов взрослого населения. Театр посещают люди разного возраста, со всех регионов Беларуси, а также из заграницы. Посмотришь на стоянку вокруг театра, особенно в выходные дни, а там автобусы с литовскими номерами, польскими, латвийскими. При этом мы становимся более открытыми и доступными для всех регионов Беларуси. Действуя по принципу филиальных площадок, мы работаем и в Гомеле, и в Могилеве, и в Новополоцке, и в Полоцке, и в Витебске, и по всей стране. Наша аудитория представляет собой очень широкий спектр по возрасту, социальному статусу, профессии. Всем театр нравится и все его любят. Тот факт, что мы в театре проводим юбилеи разных министерств, ведомств, целых отраслей, банков, иных учреждений, собирая по несколько тысяч человек со всей страны, представляющих ту или иную профессию, – это ведь тоже очень важно. Это люди, которые, возможно, впервые увидели Большой театр, посмотрели концерт звезд оперы и балета. И мы знаем, что они снова к нам придут и, возможно, не одни. Это очень важно и нам тоже выгодно. Во-первых, мы привлекаем зрителя, а во-вторых, в полном объеме продаем своё искусство целевой аудитории.

– Владимир Павлович, недавно завершился очередной театральный сезон. Что можете выделить и что вызывает у Вас особую гордость?

– Знаете, любой театральный сезон украшают его премьеры. У нас их было много. Начинали театральный сезон «Саломеей» - шедевром мирового оперного и балетного искусства. Наша постановка отличается от всех других, которые идут по миру. Можно сказать, что у нас состоялась мировая премьера, потому что два произведения Рихарда Штрауса были объединены в одном спектакле: собственно, сама опера «Саломея» и симфоническая поэма «Так говорил Заратустра», на которую было создано хореографическое вступление, хореографический пролог. Сам проект так и называется – «Саломея» с хореографическом прологом. Это шедевр, который многим отличается от аналогичных постановок в других театрах мира. Создание такого спектакля на несколько уровней поднимает рейтинг театра среди мировых оперных сцен. Не каждый возьмётся за исполнение такого сложнейшего произведения. Нужно иметь колоссальнейший уровень профессионального мастерства артистов и постановщиков, чтобы взяться за такую сложную оперу. Мы это сделали, и сделали блестяще. Публика получила истинное удовольствие, свидетельством чему стали полные залы не только на премьерных показах, но и в последующем.

Другая новинка сезона – поставленный Юрием Трояном национальный балет «Анастасия» на музыку Вячеслава Кузнецова по рассказам Анатолия Делендика. Потрясающая постановка, яркое украшение репертуара нашего театра. Впервые для молодёжи была поставлена опера «Дон Паскуале». Мы рассчитывали поставить её силами стажёров, и у нас это получилось. Нам удалось показать этот спектакль на Рождественском оперном форуме. Там же у нас и пятый Рождественский конкурс вокалистов состоялся. Были и другие спектакли-премьеры. Мы отметили 200-летие Станислава Манюшко. Создали прекрасный концерт, впервые в Большом театре сделали фрагменты из его балета «На постое». Все наши проекты, которые шли, они продолжаются, они стали традиционными.

В день рождения Большого театра на протяжении пяти лет мы проводим День открытых дверей. В этом году более пяти тысяч человек посетили его: и мастер-классы, и репетиции, и экскурсии по всему закулисью и зрительскому залу. Впервые у нас были представлены спортсмены-колясочники. Это тоже яркое событие, которое многим запомнится. Каждый участник экскурсии имел возможность посмотреть, как ставят балет, как создается сценография, как накладывается грим, как репетируют артисты балета. В рамках мастер-классов люд и сами смогли поучаствовать в репетициях, что тоже очень всем понравилось. Как обычно, закончили этот день спектаклем «Кармен». Именно этот спектакль знаменует собой рождение театра оперы и балета в Беларуси: в 1933 году этим спектаклем был открыт театр.

– Фестиваль «Балетное лето в Большом театре» совпадает в этом году с проведением II Европейских игр в Беларуси. Готовит ли театр какие-либо сюрпризы к такому важному событию?

– Программа запланирована насыщенная. Все дни будут показываться балеты в рамках традиционного фестиваля «Балетное лето в Большом театре». Будет два показа «Спящей красавицы» в постановке «Киев Модерн-балета», Раду Поклитару со своим коллективом. Плюс к этому три солиста Мариинского театра привезут свой спектакль «Dance, dаnce, dance». Традиционно покажем наши премьеры текущего сезона: там будет и «Анастасия», и «Ромео и Джульетта» в постановке Валентина Елизарьева, будет и «Кармина Бурана. Кармен-сюита». В фестиваль мы включили также премьеры уходящего театрального сезона – это «Ромео и Джульетта», и ««Кармина Бурана. Кармен-сюита» в обновленной авторской редакции Валентина Николаевича Елизарьева.

В других спектаклях примут участие солисты из других театров, звезды мирового балета. Как всегда «Балетное лето в Большом театре» украсит гала-концерт, на котором будет представлено много звездных имён. Формат тот же, мы его не меняем: в обязательном порядке показываем все наши премьеры текущего сезона, затем выступает приглашённый театр, потом состоится гала-концерт звезд мировой оперы.

– Осенью театр оперы и балета откроет свой новый сезон. Расскажите, чего ждать зрителям?

– Как я сказал, мы повторим все те проекты, которые себя зарекомендовали, которые себя проявили и имеют зрительский интерес, без них невозможно представить себе Большой театр. Это Рождественский оперный форум, фестиваль «Балетное лето», Большой бал в Большом театре, фестиваль в Несвиже. Всё это состоится. Что же касается премьер, то мы начинаем с оперы «Князь Игорь» Александра Бородина. Делает этот спектакль постановочная группа под руководством маэстро Анисимова, а режиссером-постановщиком выступает Галина Галковская. Далее – возобновление Елизарьевым спектакля «Сотворение мира», затем наш молодой хореограф Ольга Костель ставит спектакль «Анна Каренина». И, конечно же, ожидаемая зрителем постановка спектакля «Набукко». Его премьера состоялась 20 марта 2010 года и принесла четь и славу Большому театру. Тогда мы впервые задействовали все технические возможности сцены, показали мастерство наших солистов, поняли, что в оперном спектакле можно работать так, как в драматическом.

Некоторых секретов пока открывать не буду. У нас запланированы настоящие сюрпризы, которые готовят наши молодые, начинающие режиссеры.

– Владимир Павлович, бесспорно, для многих Большой театр – излюбленное место проведения культурного досуга. А как предпочитаете проводить свое свободное время Вы?

– Его не так и много у меня. Большую часть времени я отдаю театру. Наверное, не совсем правильно говорить, что моим досугом являются спектакли, которые я посещаю. Для зрителя это досуг, а для меня – служение искусству и театру.

Когда же случаются выходные дни, я их провожу на даче, работаю. Как и все люди, выращиваю урожай, копаю землю, что-то делаю молотком, другими инструментами, топором дрова колю. Вы и сами прекрасно понимаете, чем можно заниматься там, где есть земля и много работы. Это интересно, это вдохновляет на новые дела. Безусловно, это и расслабляет, и позволяет морально отдохнуть. В санатории не езжу, да и не хочу, самый лучший отдых для меня в Беларуси. Когда рядом озеро, можно и удочку закинуть. Если не клюёт – просто так посидеть и подумать, а если клюёт – тогда интересней, можно маленьких карасиков таскать.

 

Не пропустите самое важное из жизни балета - подпишитесь на наш телеграм канал - https://t.me/balet24

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *