Бахтияр Адамжан: «Театр у нас один из самых лучших в мире» — Балет 24

Бахтияр Адамжан: «Театр у нас один из самых лучших в мире»

                                                                              

С 31 мая по 7 июня в Ростове-на-Дону прошел II Международный фестиваль балета имени Ольги Спесивцевой. Его разнообразная программа была составлена так, что зрители смогли увидеть премьеру спектакля «Эсмеральда» в хореографии В. Бурмейстера, стать свидетелями Вечера современной хореографии, а также посетить открытый мастер-класс педагога-репетитора Парижской оперы Андрея Клемма. Помимо ростовских артистов в фестивальных спектаклях станцевали такие приглашенные солисты, как Ирина Перрен и Марат Шемиунов из Михайловского театра и Оксана Кардаш из Музыкального театра К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Незабываемым для ростовской публики стало выступление ведущего солиста «Астана Опера» Бахтияра Адамжана, исполнившего партию Базиля в балете «Дон Кихот» и принявшего участие в заключительном Гала-концерте Фестиваля. О балетных конкурсах, любимых партиях и ростовских выступлениях с Бахтияром поговорил наш корреспондент.

 

Запомнилось Ваше яркое выступление на Международном конкурсе артистов балета и хореографов в Москве 2017 году. Какую роль этот конкурс сыграл в вашей карьере?

В моей жизни это единственный конкурс, откуда я «вылетел» еще со второго тура. Это произошло в 2013 году. Но тогда я был не готов. У меня не было современного номера и второй тур абсолютно не собран. Приехал осмотреться, увидеть изнутри как все происходит. Но потом мне стало принципиально важно приехать на Московский конкурс и показать себя с самой лучшей стороны. Так в 2017 году я снова приехал в Москву и исправил ситуацию. Для меня конкурс сложился хорошо, и я стал лауреатом I премии. Сезон 2016–2017 годов вообще оказался сумасшедшим. У меня родился сын, и я успел поучаствовать аж в пяти конкурсах! А Московский стал завершающим, пятым. Среди артистов балета он считается самым сложным. Я его сравниваю с Олимпиадой. Он проходит раз в четыре года и в нем участвует множество танцовщиков мирового класса.

В 2017 году нам особенно повезло: прямые трансляции с Московского конкурса по интернету были доступны во всем мире. Сюда из разных стран приехали импресарио и директора театров, организаторы балетных фестивалей и гала. И после конкурса это все сыграло значительную роль в продвижении не только моей карьеры, но и других участников. Я считаю, что именно Московский конкурс хорошо стимулирует балетный мир, знакомит зрителей с новыми артистами. Лично для меня он сыграл большую роль в развитии. Здесь я встретился с Андрисом Марисовичем Лиепой, который теперь приглашает меня на разные выступления по всему миру. Меня поддержал и генеральный директор Международной Федерации балетных конкурсов Сергей Александрович Усанов.

 

Базиль - Бахтияр Адамжан, Китри - Мари Ито.

 

То есть Андрис Лиепа вас заметил на Московском конкурсе?

Мы познакомились с Лиепой на балетном конкурсе Валентины Козловой в Нью-Йорке, где Андрис Марисович был председателем жюри. Тогда я выиграл Гран-при и получил приглашение участвовать в Гала-концерте в честь Рудольфа Нуреева в Кремле. Еще Лиепа пригласил меня станцевать партию Раба в «Шахерезаде».  

В Москве на сцене Государственного Кремлёвского Дворца Вас видели в дуэте из балета Ролана Пети «Собор Парижской Богоматери». Расскажите об этой работе.

«Собор» Ролана Пети – для меня особенный спектакль. По началу я скептически к нему отнесся. Он был мне непонятен. Его планировали к постановке в «Астана Опера» с осени 2015 года, а в 2016 году его уже поставили. «Собор» к нам в театр приехал переносить маэстро Луиджи Бонино. Сейчас он, по-моему, единственный, кто переносит спектакли Пети и обладает на это законным правом.

Луиджи приехал посмотреть на нашу труппу и как раз попал на «Спартак» с моим участим. Он тогда за кулисами столько хороших слов произнес и был в восторге от спектакля Григоровича. Сказал, что меня видит в партии Квазимодо. А потом Бонино приехал и начал ставить. С этим спектаклем мы ездили на гастроли в Геную, танцевали на новой сцене Мариинского театра.  

Таким образом после Кировского театра периода Олега Виноградова и Большого театра на постсоветском пространстве «Астана Опера» получила один из шедевров мирового балета – «Собор Парижской Богоматери» Ролана Пети.

Да! У художественного руководителя нашей балетной труппы – Алтынай Абдуахимовны Асылмуратовой есть такое высказывание: «Я вижу театр, как шкатулку, в которую я хочу собрать самые редкие драгоценные камни». Отсюда у нее и такое отношение: она хочет, чтобы в «Астана Опера» шли самые лучшие балетные спектакли со всего мира. И во многих из них она сама танцевала. Как худрук, Асылмуратова старается воспитывать нашу труппу на разных образцах хореографии. И сейчас многие известные хореографы стремятся поставить у нас свои спектакли. Потому что театр у нас один из самых лучших в мире. Сколько сегодня я не езжу, еще не видел такого современного театрального пространства. Я горжусь своим театром. Он классно спроектирован. Стоит такой колосс! Ты идешь и видишь, что это настоящий храм искусства!

В «Астана Опера» идет «Спартак» Юрия Григоровича. В нем Вы танцуете главную партию. Расскажите о том, как этот балет ставился, о творческих контактах с Григоровичем.

Этот спектакль появился в репертуаре при Турсынбеке Абдыбаевиче Нуркалиеве. Он сейчас директор балетной труппы. Так вот он всегда хотел, чтобы «Спартак» был у нас поставлен. И он сам танцевал в постановке «Спартака» Заурбека Райбаева. Когда в 2013 году в Астане открыли новый театр и набрали хороший состав исполнителей, Юрий Григорович согласился на постановку этого балета и приезжал его ставить со своими репетиторами. У него энергетика, конечно, колоссальная. 

Перенесли «Спартак» очень хорошо! Григорович посмотрел и остался доволен результатом.

«Спартак» у нас публика обожает. И это мой самый любимый спектакль. Я его танцую всегда на особом подъеме. Всегда его жду. Вообще я самый молодой Спартак, который танцевал в Казахстане данную партию. Для меня это был один из волнительных моментов в жизни. Помню, когда премьеру танцевали, у меня легкие сжались. Первый акт закончился, занавес закрылся, а я не могу воздух набрать. А потом уже все стал нормально переносить. И, когда на гастролях в Новосибирске танцевал, там меня спрашивали, как я так бодренько перенес «Спартак».

В «Астана Опера» идет и «Манон» Кеннета МакМиллана.

В нем я танцую Леско. Это такой персонаж, от которого во многом зависит развитие сюжета балета. Мне нравится эта партия, поскольку Леско совсем не похож на привычные для меня героические роли. Мотивы поступков Леско, в отличии от других героев и персонажей балета, мне понятны.

В Вашем гастрольном графике Ростов-на-Дону занимает одно из главных мест. Сюда, на выступления в Ростовский музыкальный театр, Вы приезжаете не в первый раз. Расскажи о своих контактах с этим театром и его главным балетмейстером Иваном Кузнецовым.

Здесь сыграли свою роль социальные сети. Иван видел в интернете мои видео и именно через соцсети мы познакомились. Я видел записи танцующего Ивана Кузнецова, был в курсе его ухода со сцены и перехода в качестве главного балетмейстера в Ростов. У нас с ним возникла обоюдная симпатия, и он пригласил меня станцевать в Ростове «Дон Кихот», где моей Китри стала Рената Шакирова. Я в восторге от нее! Она такой профессионал! С Ренатой мы встретились в коридоре театра, познакомились. Для нас обоих версия «Дон Кихота» Мариинского театра – родная. На репетиции спокойно проверили все свои куски. А затем станцевали.

С Ренатой интересно. Мне понравилось с ней танцевать. Она такая бесстрашная. Легкая, удобная партнерша. Публика нас встретила очень хорошо! Здесь разбираются в балете. Потом мы получили такие теплые отзывы. И вот сейчас я приехал во второй раз.

Иван Кузнецов – большой профессионал. И я вижу, что балетная труппа под его руководством уже за один год выросла. Форма артистов и качество их исполнения стали лучше. Все как будто подтянулись. Если Иван будет и дальше здесь работать, то он, по крайней мере, подымет труппу на свой уровень. А его уровень танцовщика был на хорошей мировой позиции.

                                                                                Беседовал Роман Володченков

 

 

Не пропустите самое важное из жизни балета - подпишитесь на наш телеграм канал - https://t.me/balet24

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *