Пришел Баланчин! И не только! — Балет 24

Пришел Баланчин! И не только!

Источник:  https://www.facebook.com

Александр Савин о премьера трех одноактных балетов, «Класс-концерт» Асафа Мессерера, «Рубины» и «Тема с вариациями» Баланчина в НОВАТе.

Свершилось? Пришел Баланчин! И не только!
И несколько слов о патриотизме.

12 июня в Новосибирском государственном академическим театре оперы и балета состоялась премьера трех одноактных балетов, «Класс-концерт» Асафа Мессерера, «Рубины» и «Тема с вариациями» Баланчина.
О том, что нам показали.

Первое отделение-«Класс-концерт» постановка Асафа Мессерера.
Работа не новая и хорошо известна критикам и любителям балета. "Класс-концерт" на музыку А.К.Глазунова, А.К.Лядова, А.Г.Рубинштейна, Д.Д.Шостаковича (музыкальная композиция Александра Цейтлина). Премьера балета под названием "Балетная школа" состоялась в США на сцене Метрополитен-опера во время гастролей Большого в сентябре 1962 года. В Большом театре (уже как "Класс-концерт") он был показан 24 февраля 1963 года, а в возобновлённой редакции Михаила Мессерера (племянник хореографа Асафа Мессерера) − 14 июля 2007 года. Собственно Михаил Мессерер и осуществил постановку балета дяди на сцене нашего театра.
В противовес мнению некоторых знатоков балета я бы этот спектакль, нафталином не назвал. Он целиком построен на демонстрации артистами балета всего основного арсенала классических движений, вращений, поддержек и прочая.
Вообще считаю, что Асафу пришла гениальная идея, в динамичной, увлекательной форме показать изнанку труда артистов балета без излишней драматизации, в легкой и изящной форме.
Те кто видел обычные, каждодневные уроки артистов балета знает о их роли и о том, как зависит качество урока от того кто его дает. Он может быть скучным и изматывающим, а может быть озорным и веселым. Асаф Мессерер поставил именно такой урок.
Он не спеша, развертывается по спирали движения от простого (малышек у станка) к сложному, верхних поддержек, вращений уже состоявшихся артистов балета. Зритель, как завороженный следит, за тем, как действие набирает головокружительный темп. Вот зал взрывается аплодисментами от удачной серии прыжков, вращений. С замиранием сердца наблюдает за первым поцелуем в балетном зале.
Этот спектакль хорош всем. Во первых его может показать только труппа располагающая большим количеством профессиональных солистов и хореографического училища. На труппу мало профессиональную его ставить нельзя.
Во вторых, он подтягивает уровень всех артистов. Они все должны быть в отличной форме потому что за трико и маечки не спрячешь проблемы со своей формой. Главное молодые танцовщики имеют шанс выделится, показав себя, там есть что танцевать.Так и произошло, я увидел несколько молодых солистов с хорошей перспективой.
Труппа в целом с балетом прекрасно справилась, как и хореографическое училище, директор которого Василевский Александр Васильевич, вместе с педагогами репетиторами с волнением смотрел за своими питомцами из закрытого для зрителей амфитеатра, но об этом позже.
Все ведущие солисты себя прекрасно показали на радость своим поклонникам: Анна Одинцова, Наталья Ершова, Вера Сабанцева, Екатерина Лихова, Ксения Захарова, Мария Николаева, Константин Алексенцев, Глеб Белевский, Коя Окава, Кохей Фукуда, Денис Голов, Федерико Бруккколери. И не в обиду выделенной звездной паре из Михайловского театра Анастасии Соболевой и Виктору Лебедеву, будет сказано, наши солисты выглядели не хуже гостей. Хотя и они внесли весомый вклад в успех балета.
Тема назойливых премьерных замен местных солистов на солистов Михайловского, Маринского и Большого театров так же требует некоего рассмотрения.
Есть такое понятие, как патриотизм. Он проявляется в театральной среде через поддержку своей труппы. И вместо того, что бы привозить солистов из Питера или Москвы надо поощрять и рекламировать участие своих звезд. Это процесс не быстрый, но очень устойчивый, а постоянные премьерные замены своих звезд на питерских, ничего кроме раздражения не вызывает. Патриотизм, это когда поддерживают своих, местных Новосибовских. Линия на подмену на премьерные спектакли артистами из Петербурга может быть обусловлена тайной нелюбовью руководителя театра к городу в котором театр расположен. А чем можно еще объяснить унизительную практику таких замен. Патриотизм вовсе не исключает интерес к приглашению звезд из других театров. Только речь идет о настоящих звездах, К примеру такой звездой является Светлана Захарова, Диана Вишнева, список небольшой, но верный, это артисты являются национальным достоянием поэтому их любят и на спектакли с их участием для реализации билетов вовсе необязательно использовать дорогостоящую назойливую рекламу.
Такова психология зрителя. Новосибирск город небольшой, утечки о том кто какие партии учит до театралов доходят и когда они видят, что вместо готовящейся местной балерины А, в последний момент будет выступать приезжая балерина Б это ни к чему кроме раздражения не приводит, это простите антиреклама. Подчеркиваю речь идет о премьерных показах. Во всех остальных случая, мы всегда рады увидеть новые, для нас работы.
В приподнятом настроении зрители ушли на перерыв.

Второе отделение. «Рубины», Игорь Стравинский, постановка Джорджа Баланчина
Премьера «Драгоценностей» состоялась в 1967 году, практически в одно время с «Класс-концертом». Готовили ее под спонсоров. В это время New York City Ballet получил просторное помещение в Линкольн-центре, и балетмейстер отметил достижение пышной и благородной постановкой трех одноактных балетов: «Изумруды», «Рубины», «Бриллианты». Имя «Драгоценности» впервые прозвучало в ревью критика Клива Барнса из The New York Times и прижилось. Кстати, сценографией балета критик был не доволен.


Каждый из балетов олицетворяет важную веху в жизни Баланчина.
Именно во Франции процветал романтический балет, и именно там, в сотрудничестве с Сергеем Дягилевым начал свою балетмейстерскую деятельность Баланчивадзе, сменивший грузинскую фамилию на ныне известную-Баланчин. «Изумруды» на музыку Габриэля Форе, это Франция, «Рубины» на музыку Стравинского, по мнению ряда критиков, это Америка и джаз, где он прославился как руководитель ведущей балетной труппы, правда сам Баланчин заявлял, что хотел отдать дань своему кумиру и другу, композитору Игорю Странскому и последняя третья часть, «Бриллианты» на музыку П. Чайковского это его Россия, а точнее Санкт Петербург, здесь он учился классическому балету, здесь начинал работать в Мариинском театре, пережил революцию и в 1924 году уехал во Францию. Но Петербург он любил всю свою жизнь. Чайковский и Стравинский два самых любимых композитора Баланчина, а связь с русским классическим балетом особенно подчеркивают архитектурно точные, как у Петипа, линии кордебалета и костюмы – белоснежные пачки.
«Рубины», внешне простой, но очень сложный по исполнению балет Баланчина. Станцевать ведущие партии там могут только очень сильные танцовщики, сумевшие освоить особенности хореографии Баланчина. Простата этой хореографии обманчива. Поэтому чем крепче артист, тем больше шансов на успех и зрительское понимание. Этот балет поставлен с большой долей юмора, на грани джаз балета с синкопирующим роялем за которым находился любимец Новосибирской публики Лев Терсков.
Анне Жаровой, Вере Сабанцевой и Никите Ксенофонтову это удалось.
Конечно труппе его еще надо растанцовывать, Никите надо учится сдерживать свои бьющие через край эмоции, что бы уже не обращая внимание на технику танца свободно передавать характер своих героев.
Но получилось! От спектакля осталось послевкусие и желание его пересмотреть, а придираться к артистам по мелочам, нет никакого смысла.
Проблема в другом. "Рубины", изъятые из дорогостоящего ожерелья, становятся пусть драгоценным, но камнем. В ожерелье, это произведение искусства, где все компоненты выстроенные в авторской концепции лишь усиливают роль каждого элемента.
Конечно бывали случаи когда какая либо часть "Драгоценностей" использовалась как самостоятельный одноактный балет, но это не лучшее применение наследия великого хореографа. Ни в Мариинском, ни в Большом, ни в "Ковент Гардене" этого нет. Организаторы объясняют такое решение желанием посмотреть, как труппа справится с одним актом, а потом принимать решение о его полном воплощении. Судя по отзывам представителей фонда Баланчина, работавшими с труппой и это еще одна большая удача для артистов, что наши артисты справились с задачей и значит в будущем сезоне мы сможем увидеть драгоценности в полном виде.

Сегодняшний вечер страдает некоей эклектичностью, отсутствием концептуального подхода.

Третье отделение. Завершил вечер другой балет Баланчина, "Тема с вариациями на музыку Чайковского.
Не видел как справились с этими партиями солисты в других составах, но в нашем варианте солировала известная пара из Михайловского театра Анастасия Соболева и Виктор Лебедев.
Крепкие профессионалы, аккуратные. Но опять возвращаюсь к премьерной теме. Почему замена? Более того, мне кажется что Анастасия на этот раз осторожничала, береглась. 
Вообще "Тема с вариациями" балет 1947 года. Баланчин обожавший музыку Чайковского и прекрасно ее знавший, находил множество произведений Чайковского которые по его мнению просто были созданы для балета. Тема с вариациями наиболее традиционный из балетов поставленных Баланчиным. Он прямой наследник Русских имперских балетов, скроен по сути, как и "Класс-концерт" из выстроенных в серию классических движений танцовщиков которые артисты балета каждодневно оттачивают в балетных классах.
Подводя итог, хотелось бы поздравить балетную труппу с успешной премьерой. Мы давно ждали нечто подобного. Хочется надеяться, что это первый шаг к освоению наследия Баланчина и мы в будущем сезоне увидим "Драгоценности" в полном авторском замысле. А "Класс-концерт", вместе с "Темой с Вариациями" и скажем с возобновленной "Шехерезадой" Римского Корсакова, в постановке еще одного Дягилевца Михаила Фокина.
Нынешний год, это год Римского Корсакова и не отметить это государственное решение не правильно. Мне кажется, что "Класс-концерту" в этой связке будет более естественно и комфортно, как и нам зрителям.
Состоявшаяся премьера высветила одну серьезную системную проблему которую, учитывая характер новой репертуарной политике художественного руководства театра можно было бы предвидеть, спад зрительского интереса к театру, но это тема другого материала. А сегодня просто порадуемся за артистов балета и за себя!

фото Виктора Дмитриева

 Не пропустите самое важное из жизни балета - подпишитесь на наш телеграм канал - https://t.me/balet24

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *