Нешуточная «Свадебка» — Балет 24

Нешуточная «Свадебка»

Роман Володченков

На Большой сцене Детского музыкального театра имени Н.И. Сац состоялась премьера одноактных балетов «Шут» Сергея Прокофьева и «Свадебка» Игоря Стравинского. Впервые поставленные для труппы «Русский балет Дягилева» в начале 1920-х годов (оба в «Гетэ-лирик», Париж), на московской сцене они появились в новой режиссерско-пластической интерпретации: первый –  Кирилла Симонова, второй – Патрика де Бана. Музыкальный руководитель и дирижер Алевтина Иоффе.

В Музтеатре имени Н.И. Сац на репертуар «Русских сезонов» обращают внимание не в первый раз. За последнее время на его сцену были перенесены такие выдающиеся произведения дягилевской антрепризы, как «Жар-птица», «Петрушка», «Шехеразада», «Шопениана» и «Половецкие пляски» (все возобновлены Андрисом Лиепой в хореографии Михаила Фокина). Здесь же освоение данной «темы» продолжили постановкой оперы-балета Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок».

Сценическая история двух балетов, начиная от мировых премьер Тадеуша Славинского, Михаила Ларионова («Шут») и Брониславы Нижинской («Свадебка»), оказалась достаточно успешной по количеству версий и в плане долголетия. Так, одна из последних постановок «Шута» увидела свет рампы в 2011 году в Пермском театре оперы и балета (хореография Алексея Мирошниченко), а версию «Свадебки» Анжелена Прельжокажа 1989 года недавно возобновили в Музтеатре К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Но это никак не помешало, а наоборот, подтолкнуло хореографов в Детском музыкальном театре по-своему «обыграть» эти два очень русских, обращенных к фольклору и давним традициям, произведения.

 

«Шут» или по-другому «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» –  первый балет С. Прокофьева, поставленный для дягилевской антрепризы. В нем идет повествование о ловком, разгульном забавнике и его женке. Шут продает чудо-плетку другим шутам, которые с помощью нее пытаются усмирить своих жен. Также Шут рядится в женское одеяние, «выходит замуж» и вместо себя оставляет избраннику в спальне козу. А потом еще умудряется получить за козу большой выкуп. Данную сценическую историю Кирилл Симонов взял за основу, но вольно, современно ее интерпретировав.

В постановке хореографа действуют все те же шутовские персонажи, только облаченные в гламурные, с хохломскими узорами костюмы (сценография и костюмы Екатерина Злая, Александр Барменков). Появляются они из некоего пиксельно-цифрового пространства. И на уровне ассоциации – это попадание: Шут, Шутиха и все вокруг них, словно персонажи увлекательной компьютерной игры. Отчего и сцена воспринимается как игровое, иронично-шутовское многомерное поле. Здесь Шут так же, как и в дягилевском балете, рядится в женку и насмехается, кажется, не только над избранником, всеми персонажами вокруг, но и над зрителями. Выйдя из-под контроля геймера, он уже заводит свою игру. Под ее правила остается только приспосабливаться.

«Свадебка» в постановке Патрика де Бана лишь отчасти отсылает зрителей к русскому свадебному обряду – изначальной задумке балета Брониславы Нижинской. Сестра великого танцовщика и талантливый балетмейстер в своей постановке поэтапно, от одной картины к другой, «раскладывала» весь процесс подготовки к свадьбе и само свадебное действо.

Так в первой картине у Нижинской идет «собирание» невесты, во второй наставления жениху дают его родители, а уже в четвертой картине развертывается само свадебное гуляние-танцевание («красный стол») с финальным открыванием двери в спальню к молодым. Де Бана свадебный обряд (с невестой и женихом, их гостями) превратил в атмосферный фон к мучительным и болезненным переживаниям Вацлава Нижинского – самого знаменитого танцовщика «дягилевских сезонов». Нижинский у Де Бана – потерянный герой, заплутавший в собственных воспоминаниях, повенчанный с Русским балетом, Дягилевым, своими героями. По мысли постановщика он, как и жених с невестой, обречен-обручен на свадьбу и все эпизоды его жизни похожи на срежиссированный кем-то свыше обряд.

Сергей Дягилев, организатор и вдохновитель «Русских сезонов», был одержим поиском новых, актуальных идей в искусстве. Именно он открыл миру имена многих выдающихся артистов балета, композиторов, художников. В ХХI веке творческие принципы великого импресарио нашли креативное продолжение в Музтеатре имени Н.И. Сац. Созданные здесь «Шут» и «Свадебка» очень чутко откликнулись на современную тенденцию к быстрому взрослению молодежи, для которой мир вокруг совсем не детский, лишенный наивности и чудесной романтики. Потому и игрушки, и спектакли у детей ВЗРОСЛЫЕ.

                                        Фото предоставлены пресс-службой

                                        Детского музыкального театра имени Н.И. Сац

 

Не пропустите самое важное из жизни балета - подпишитесь на наш телеграм канал - https://t.me/balet24

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *