ДУША ПО ИМЕНИ «МАРИ» — Балет 24

ДУША ПО ИМЕНИ «МАРИ»

Источник: https://www.facebook.com

Ирина Милютина
 "Эсмеральда", Большой театр, 5 июля, спектакль Ростовского музыкального театра

Хореография Владимира Бурмейстера
Художественный руководитель постановки - Вячеслав Кущев
Балетмейстеры-постановщики - Маргарита Дроздова, Михаил Крапивин
Музыкальный руководитель и дирижер - Андрей Иванов
Художник-постановщик - Вячеслав Окунев
Художник по костюмам - Наталья Земалиндинова

Эсмеральда - Мари Ито
Феб - Анатолий Устимов
Клод Фролло - Арсений Сайков
Квазимодо - Иван Тараканов
Флер-Де-Лис - Екатерина Кужнурова
Гудула - Екатерина Устимова
Цыганка - Камилла Исмагилова
Шеншери - Алина Гольтяпина

Гастрольный спектакль Ростовского музыкального театра, на который я пошла из любопытства, открыл мне чудо. Воистину никогда не знаешь: где найдешь, где потеряешь? У этого чуда есть имя - "Мари Ито", чудесное само по себе. Мари - это "Щелкунчик" Григоровича, рождество и девочка, которой приснился сон о любви. Ито - это Япония, заморская страна, где всё иначе, чем у нас, а потому чудесно. Не знаю, откуда в Ростове появилась эта балерина, да и не в этом суть. У чуда нет бытовой природы, оно всегда божественно как эта хрупкая невесомая девочка в голубой юбочке с раскосыми глазами и волшебным именем. Она вылетела на сцену Большого театра - и в один миг между ней и мною рухнули все преграды. В один миг моя душа приняла ее и начала ей сострадать.

В танце Мари Ито живет душевный трепет, о котором в нынешнем театре почти забыто. Связь ее Эсмеральды и маленькой девочки, с которой они, держась за руки, вышли на финальные поклоны, не постановочна, а очевидна. Героиня Ито до конца остается ребенком, которого когда-то разлучили с матерью у подножия Богоматери. Ее Эсмеральда - ангельская душа, попавшая в мир людей. Душа настолько чистая, что вызывает у них чувство мести. Они мстят ей за эту чистоту. За то, что она невинна, а сами они низки, подлы и способны на предательство, за то, что нет в их душе Бога, хотя номинально они служат ему. Они сознают своё духовное убожество рядом с ней и не прощают ей этого.

Смотреть на гибель этой Эсмеральды было невыносимо, потому что на твоих глазах погибала детская душа, ни в чем не повинная. До последнего момента спектакля я верила, что случится чудо и ее вырвут из лап смерти, хотя знала о трагическом конце. Но душевное сопереживание было настолько сильным, что хотелось защищать ее с той же неистовостью, с какой ее защищала умирающая Гудула (великолепная актерская работа Екатерины Устимовой). Хотелось сорваться с места, побежать на сцену и спасти несчастную девочку, за смертью которой наблюдала трусливая малодушная толпа.

Мари Ито обладает детской органикой, которой обладала Екатерина Максимова. Органикой абсолютной, естественной, без тени фальши. Она никого не представляет на сцене, а живет на ней. Я уже стала забывать, что на сцене возможна такая естественность. Последний раз в Большом театре я такую естественность встречала у Анастасии Горячевой. Природную естественность, лишенную всякой манерности и театральщины. Мари Ито танцует как дышит. Словно для нее это не результат тяжелых репетиций, а способ существования. "Дева воздуха" - это можно отнести к ней в полной мере. Природное начало ее танца позволяет балерине с легкостью передавать природу чувств.

Вот ее Эсмеральда впервые встретилась с Фебом - и ты чувствуешь, как любовь внезапно ударила девочке в голову и опьянила ее. Как вдруг "поплыло" ее сознание от этого неизведанного ранее чувства, накрывшего ее своей волной. Эсмеральда-Ито покорно следует за своей судьбой, как она следует за своим возлюбленным Фебом. Но одновременно ее душа обладает абсолютной цельностью, непокорной самым трагическим обстоятельствам. Эта цельность не подлежит саморазрушению, она не распадается под самыми страшными бурями, сохраняя верность себе самой. Детская органика Мари Ито сочетается в ее танце со способностью к предельной экспрессии, с которой она проводит сцену в тюрьме с Клодом Фролло. Сочетание воздуха и экспрессии делает танец Ито выразительным в каждом ее жесте. Как я мечтаю увидеть ее Жизель! Верю, что это вскоре произойдет, Ростов-на-Дону не так далеко, и это будет та Жизель, какую я жду очень давно!

Партию Феба исполнил Анатолий Устимов, означенный в программке как "заслуженный артист республики Молдова". На темпераментного молдаванина он был похож менее всего, скорее на Каменного гостя в его бесчувственности. Однако Эсмеральда-Мари Ито смогла распалить его к финалу плясок на помолвке Феба с Флер-Де-Лис и превратить монумент в мужчину.

Устимов обладает высоким ростом, очень хорошим вращением, тяжеловатым прыжком, но главное его качество - надежное партнерство. В его руках Эсмеральда-Ито летала как перышко. Поддержки на одной руке Устимов выполнял совершенно безусильно.

Иван Тараканов сыграл потрясающего Квазимодо, словно сошедшего со страниц романа Гюго. Любовь с Эсмеральде избавляла его от рабской покорности своему господину, но это избавление проходило очень медленно и тяжело, как излечение от страшной болезни, которое наступало слишком поздно. Его дуэт с Эсмеральдой-Ито вызывал ассоциации с историей Риголетто и Джильды - беззаветной любовью отца к дочери, которая привела к ее гибели. Над ним словно довлело проклятие Клода Фролло как над Риголетто проклятие Монтероне.

Камилла Исмагилова станцевала совершенно очаровательную Цыганку, опекавшую хрупкую Эсмеральду словно сестра. В ней била жизнь, ее танец был полон кокетства и грации, которой не обладают многие солистки Большого театра.

Клод Фролло в исполнении Арсения Сайкова был бледен и тщедушен, хотя высок ростом. Ему не хватило зловещей фактуры и мрачной внутренней силы, чтобы впечатлить своей ролью, хотя сцену 3-го акта с Эсмеральдой и финал Сайков сыграл убедительно.

У Флер-Де-Лис-Екатерины Кужнуровой самым впечатляющим стал заключительный проход ее героини в роскошном платье под руку с мужем-Фебом в сцене казни Эсмеральды. "Моё, не отдам, хоть умри!" - читалось по ее фигуре без слов. Непосредственный же танец Кужнуровой был тяжеловат, особенно на фоне воздушной Ито.

Четыре женские вариации в сцене помолвки Флер-Де-Лис и Феба также не отличались совершенством. Девушки старались, но ошибались. Лучше всех получилась четвертая вариация с двумя дорожками на одном пуанте, но ее исполнительница, увы, осталась неизвестной, поскольку в программке четыре корифейки оказались не указаны, в отличии от мужчин-корифеев, танцевавших Шутов и Королей площади. Среди последних воодушевлял зрителей своими вращениями и револьтадами а ля Юрий Владимиров (и, соответственно, а ля Иван Васильев) Субедей Дангыт - легкий худенький мальчик с восточной внешностью.

Вообще народа на сцене было много и все танцевали вдохновенно. Конечно, средний уровень Ростовского театра ниже, чем у Большого, что естественно. Средний уровень Большого Вазиев еще не успел развалить, все же он насчитывает двести лет с гаком. Однако ростовский спектакль удивительно органично вписался в огромную сцену Большого - вместе с потрясающими декорациями Вячеслава Окунева и костюмами от Натальи Земалиндиновой. В них ощущался масштаб, соответствующий духу Большого. Никаких материалов "из подбора", марли, картона и провинциальной скудности. Все костюмы были роскошны и вполне вписывались в имперский стиль и позолоту зала.

Телешоу "Большой балет" открыло москвичам глаза на то, что балетная провинция уже совсем не та, что раньше. Что там выращивают цветы редкие и самобытные, с "лица необщим выражением". После Мари Ито нынешние балерины Большого театра представились мне механическими куклами Коппелиуса, которые бездушно дергают руками и ногами. До чего же мы дожили, что такая чудесная девушка танцует в Ростове, а Большой театр зарос "шрайнерами"? Сорняками и чертополохом без запаха, без вкуса, без цвета, "без слез, без жизни, без любви", которые усердно культивирует Махар Вазиев? "Воинствующая посредственность" (слова Владимира Атлантова) захватила ныне Большой театр и правит там бал. На один вечер Господь подарил Большому театру его подлинную балерину - когда исчезают вращения, арабески-аттитюды, "докрутила-недокрутила", и остается лишь человеческая душа, которая верит в чудо.

Не пропустите самое важное из жизни балета - подпишитесь на наш телеграм канал - https://t.me/balet24

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *