«Тихий вечер танца» в Михайловском театре — Балет 24

«Тихий вечер танца» в Михайловском театре

Вильяма Форсайта российский зритель знает мало. Популяризовывать сценические постановки с помощью записи, как массовую западную музыку, невозможно. Поэтому в нашей стране модерн американского хореографа впервые показали в 2000-х годах в Петербурге, в Москве, в Перми. Одной из главных новаторских концепций является поиск геометрических взаимосвязей между частями тела; другой ключевой принцип заключается в том, что «Форсайт хочет, чтобы артист двигался не как единое целое, единый блок, а как фигура, у которой каждая часть тела имеет особую выразительность» (из интервью Agnes Noltenius, танцовщика Frankfurt Ballet).

Во что воплотился математический подход к созданию танца, отказ от всех художественных средств воздействия на зрителя, множественность плоскостей одного исполнения – петербургские зрители увидели на сцене Михайловского театра в новом спектакле Вильяма Форсайта «Тихий вечер танца». В отличие от постановок хореографа, перенесенных в наш город и показанных петербургскими балетными артистами ранее, новую работу представили танцовщики английского театра Sadler’s Wells. Весь спектакль проходил в черных четырех стенах с черным полом и равномерным белым светом сверху.

В первом акте автор выделил четыре части: «Пролог», «Каталог», «Эпилог», «Диалог», которые в действительности связаны друг с другом лишь несколькими похожими жестами исполнителей, а названия оказались присвоены им довольно условно.

Первые номера сопровождались фонограммой с записью птичьих голосов в лесу. Следующие несколько выходов прошли в полной тишине, а в заключение прозвучал набор фортепианных аккордов, также не связанных между собой.

Выступали соло и дуэтами. Вне зависимости от состава, артисты в прямом смысле исполняли авторский замысел, то есть демонстрировали публике (которая наполовину состояла из ценителей классического балета), множество вариантов сплетений рук и ног в различных комбинациях, деформаций корпуса, гиперподвижности суставов и связочного аппарата, простых статических поз.


Также были прыжки с приземлением не на ноги, а на всю нижнюю часть тела, всевозможные захваты, «замки́». В таком многообразии неизвестных движений и позиций иногда встречались знакомые «battement frappé» у женщин. Мужские выступления включали фрагменты «ка́та» – заимствования из восточных единоборств в вольном изложении, а также подражания «высокому блондину в черном ботинке» из второй серии.


Многое исполнялось просто стоя на месте. Руки артистов почти в каждом номере были одеты в длинные перчатки, – голубые, малиновые, оранжевые. Ноги обуты в кроссовки тех же цветов. Общим тоном для всех номеров стала высокая скорость исполнения, резкость, переходящая в агрессивность. Нельзя не отметить четкую слаженность в дуэтах, особенно хлопки в ладоши. В сущности, все, что было показано в первом акте, относится к андеграундным околотанцевальным и околоспортивным направлениям современной городской субкультуры, правда, на неплохом техническом уровне. Поэтому уже через несколько минут в зале начал слышаться сдерживаемый смех, но в основном в ярусах. Партер молчал, так как билеты стоили по 10 т.р.


К концу первого акта та половина зрителей, которая принадлежала к партии «классиков», покинула театр.
Второй акт был хоть сколько то танцевальный. В отличие от первого технически легкий. Как и в одной из своих прошлых работ, «Артефакт-сюите», во второй части «Тихого вечера танца» Форсайт использовал музыку эпохи барокко. В номерах участвовали уже трое, четверо, пятеро артистов. Далеко не все актеры обладали внешностью классического танцовщика, некоторые были с бородой, поэтому сложных вращений и прыжков не было.


В хореографическом плане автор ограничился здесь постановкой легких танцев, и по характеру всё второе действие представляло из себя обычный дивертисмент. Но в центре внимания оставшейся публики до конца спектакля были не артисты, а брейк-дансер. Он сорвал овации еще только выйдя на сцену. Из последних «брейкновинок» зрители увидели прыжки, ужимки и передвижение по сцене с подражанием обезьяне. Степень идентичности с приматом доходила до максимума, когда рядом возникала танцовщица.


Выходы чередовались: дуэт, трио, соло. Разноцветные перчатки и кроссовки меняли своих обладателей. В заключительном номере участвовали все артисты и примат.

Что это было и почему здесь?

Вильям Форсайт въехал на мировую балетную сцену на плечах Рудольфа Нуреева и ногах Сильви Гиллем.

В 1987 году Нуреев дал согласие на то, чтобы Форсайт поставил для Гиллем миниспектакль на сцене Парижской оперы. Это был «In the middle, somewhat elevated», показанный в 2004-ом в Мариинском театре с измененным названием «Там, где висят золотые вишни». В июне 1987г. Рудольф Нуреев поехал с труппой на гастроли в США, взяв с собой три больших балета и мелочь, и раз уж Парижская опера привезла с собой «вишни» в исполнении Сильви Гиллем, то
американцы сочли это за высшее признание. Ну а дальше дело техники.

После 2004 года «вишни» были показаны в Мариинском в 2013-ом году, а в 2017-ом и 2018-ом с новыми работами Форсайт приехал в театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, в Пермский театр оперы и балета и наконец в Большой театр. Глядя на такое развитие событий, принял эстафету и Михайловский театр.

Эволюция сочинений Вильяма Форсайта: модерн-балет – – вольные компиляции с минимальным звуковым сопровождением – – движения в тишине.

С точки зрения звука Форсайту двигаться дальше некуда. Уже тишина. В хореографическом плане – тоже, раз он стал собирать публику на брейк-дансера.

Шарль Луи Дидло был одним из последних балетмейстеров, которые создавали танцовщиков для своих балетов. После него и до сих пор мастера танца создают балеты для танцовщиков. Вильям Форсайт мог бы действительно считаться новатором, если бы для своих постановок не брал готовых звезд классического балета, а воспитывал танцовщиков с нуля в своей мастерской.

 
Текст: Андрей Кравченко

Рисунки: Наталья Ильинская

Санкт-Петербург, 17 июля 2019г.

 

 Не пропустите самое важное из жизни балета - подпишитесь на наш телеграм канал - https://t.me/balet24

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *