Прима и веретено

1
198

Источник: https://rg.ru

Текст: Александр Алексеев

Диана Вишнева станцевала под музыку голландского электронного трио Noisia "Сны Спящей красавицы"
 
Премьера состоялась в Майами и Нью-Йорке, на очереди - два спектакля на сцене "Мариинки-2", затем Москва, турне по России, Европе, Северной и Латинской Америке. "Сны Спящей красавицы" - наверное, самый необычный балет в истории классического и авангардного искусства. Судите сами: балетная прима Диана Вишнева в главной роли, эффектная и драматичная электронная музыка, использующая как симфонические мелодические традиции, так и танцевальные ритмы EDM и драм-н-бейс. А еще - мультимедийные технологии, смелые дизайнерские решения в костюмах и световом оформлении сцены, видео-арт. На экранах появляются гигантские 3D-аватары из снов Спящей красавицы, причем все не похожие друг на друга. Но повторяющие все движения главных персонажей. Такое, может быть, не снилось даже кинорежиссеру Джеймсу Кэмерону с его "терминаторами", "чужими", "титаниками" и "аватарами"…
Команда в "Снах Спящей красавицы" собралась очень завидная: за визуальную часть в проекте отвечает работающий с Бьорк дизайнер Тобиас Греммлер, художник по костюмам - Барт Хесс, главную мужскую роль исполняет солист Штутгартского балета Марайн Радемакер, а музыку написал лидер культового голландского электронного трио Noisia Тейс де Влигер.
Очень жду момента, когда увижу лица зрителей в Петербурге. Думаю, многие, услышав мою громкую музыку в Мариинском театре, очень удивятся

Сама Диана Вишнева, которой в этой постановке отведена роль принцессы Авроры, уверена, что все вместе они сделали спектакль будущего, в котором есть "синтез или соприкосновение разных жанров и сопоставление артистической команды разных стран".

Сюжет значительно отличается от знаменитого балета Чайковского. Вместо истории любви авторы либретто написали его будто об иной Авроре - принцессе собственного внутреннего мира, которая сталкивается лицом к лицу со своей темной стороной. Противодействуя внутренним демонам, Аврора вынуждена выбирать между добром и злом (а в ней есть и то и другое). Зато такой поворот событий открыл безграничные возможности и постановщику, и дизайнеру, и танцовщикам. Да и автору новой музыки для этой известной во всем мире сказки.

Незадолго до российской премьеры "Снов Спящей красавицы" музыкант Тейс де Влигер побывал в нашей стране и ответил на вопросы обозревателя "РГ".

Впервые вы приехали в Россию во время XVI Международного конкурса имени Чайковского. И теперь опять - обратились к Чайковскому. Вы ищете в классике вдохновения для своей электронной музыки?

Тейс де Влигер: Мы приезжали по другим делам: у Noisia был большой концерт. И он никак не связан со "Снами Спящей красавицы". Хотя я очень хотел бы принять участие в конкурсе имени Чайковского! В "Снах Спящей красавицы" я выступаю как сольный композитор и клавишник, так что, может, у меня получилось бы успешно выступить и на конкурсе? Хотя проблема в том, что я не соблюдаю правила классики, а создаю свои, основываясь на совершенно другой культуре: культуре клубов и музыкального андерграунда. Но мой отец всегда слушал симфоническую музыку, да и я ее полюбил.

Да, лучше всего я знаю музыку электронную и то, как делать ремиксы, но недавно сочинил и струнный квартет. Меня это привлекает, мне вообще интересен мир и все серьезные события, которые в нем происходят! Конкурс имени Чайковского, классическая музыка - конечно, из их числа.

Диана Вишнева - балетная прима, мировая знаменитость. Готовясь к встрече с ней, вы думали, как произвести впечатление своей компетентностью и музыкальной эрудицией?

Тейс де Влигер: Я и так слушаю много Моцарта, Баха, Бетховена, Шопена… А перед встречей с Дианой посмотрел ее самые ранние выступления в Milano Scala, где она танцевала оригинальный балет "Спящая красавица". Слушал и его аудиоверсию.

Мне нравится эта часть работы над проектом, когда ты только слушаешь и не заморачиваешься насчет того, "что же я здесь смогу сделать?!" В итоге сказка вызвала у меня множество вопросов. Что там вообще делает эта красавица? Ждет своего принца? Ждет, когда наконец повзрослеет? И что значит: она укололась веретеном, из-за которого заснула на 100 лет? Мне понравилось размышлять над сюжетом... И как-то постепенно ко мне и пришла вся музыка! Хотя я впервые работал с профессионалами балета и мировыми звездами.

Кто первым предложил сотрудничество и поверил, что союз столь разных музыкальных жанров приведет к успеху? Мировой тур "Снов Спящей красавицы" ведь расписан уже на несколько месяцев вперед.

Тейс де Влигер: Я сочинил музыку для Club Guy and Roni, сняли видео. Придумали хореографию, выбрали живописные места в лесу - получилось очень красиво. Оператором был мой друг Лекс. Креативный продюсер "Снов Спящей красавицы" Рэм Хасс увидел, что у нас получилось, и сказал: "Вот такая музыка нам и нужна!" И пригласил меня заняться проектом. Я согласился, но с условием, что буду делать, что хочу. Я ведь упрямый! И началось. Набрасывал скетчи, сочинял музыку и импровизировал, создавая тотальный хаос. В итоге получилось примерно 20 набросков. Потом мы с хореографом Эдвардом Клюгом и Рэмом Хассом слушали мои сэмплы и думали, какой из них к какому эпизоду истории подходит. Поняли, что к некоторым настроениям подходящей музыки нет. Но главное, тогда я понял, что именно надо написать. Все идеи, сюжет и музыка к тому времени уже стали чем-то единым, шли друг за другом.

В итоге классика, электроника, постмодерн объединились в "Снах Спящей красавицы". Вы давно мечтали произвести впечатление своим драм-н-бейсом на поклонников симфонических жанров?

Тейс де Влигер: Да, я уже попробовал сочетать свое профессиональное направление - клубную и электронную музыку с классической и оркестровой. И я хочу продолжать заниматься этим. Мне очень интересно смотреть, как драм-н-бейс воспринимают в зале классической музыки, с оркестром и в камерной атмосфере. Но я пишу самую разную электронную музыку, и драм-н-бейс - лишь небольшая часть. Интересно, что еще можно сделать в современных жанрах. Хочу, скажем, пригласить симфонический оркестр в клуб и сыграть с ним клубную, танцевальную музыку. Много чего можно сделать, чего не было до тебя, - в жизни надо только не терять любопытства.

А как отнеслась к вашему новаторству сама Диана Вишнева? Слышала она такую музыку прежде?

Тейс де Влигер: Я впервые встретил ее в Нью-Йорке на презентации шоу в Музее Гуггенхайма. Потом мы все пошли на вечеринку. Даже Мик Джаггер к нам приходил, классно было! Там мы и познакомились с Дианой. Проект тогда уже был в работе. И, знаете, ей очень понравилось работать с современными ритмами и тембрами. Ведь это реально музыка XXI века! А Диана очень продвинутая, прогрессивная. Так что теперь наша премьера - это уже не просто балет.

Я очень жду момента, когда увижу лица зрителей в Санкт-Петербурге. Думаю, по большей части в зале Мариинского театра будут поклонники классики, которые увидят постановку, услышат мою громкую музыку и очень удивятся… Кстати, у Дианы обычно есть пара месяцев между проектами, и в это время можно все хорошенько обдумать. Так что будет еще время перед премьерой в России обсудить новые идеи.

Не пропустите самое важное из жизни балета - подпишитесь на наш телеграм канал - https://t.me/balet24

 

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. …Так что теперь наша премьера — это уже не просто балет…

    Кто бы сомневался. Хорошее название для этой психодрамы 100 лет Одиночества. Да вот Маркес уже забрал.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here