В Самару съедутся ведущие балетные солисты страны — Балет 24

В Самару съедутся ведущие балетные солисты страны

Источник: https://sgpress.ru

Этой осенью Самару ожидает культурное событие всероссийского масштаба. 18 октября откроется фестиваль классического балета имени Аллы Шелест. Он в этом году отметит 25-летие.

Кроме того, в 2019 году исполнился век со дня рождения великой балерины, подарившей свое имя форуму. Автор идеи и руководитель проекта Светлана Хумарьян рассказала, почему эта уникальная танцовщица достойна такой посмертной славы и чем самарцев удивит фестиваль.

Живая память

— Этот форум мы задумывали 25 лет назад для того, чтобы жила память об этой выдающейся балерине и замечательном человеке. Алла Яковлевна очень любила наш фестиваль. К сожалению, ей не удалось дожить даже до третьего. Куйбышев в биографии Шелест занял значительное место. Для меня она была идеалом и человека, и актрисы. Впервые я увидела Аллу на сцене в самой, наверное, значительной ее роли — Эгины в «Спартаке» хореографа Леонида Якобсона. Это было ошеломительно.

Черная жемчужина классики

— Талант Аллы Яковлевны был безграничен. Ее называли «черной жемчужиной классики». У нее были роли-шедевры в хореографии Мариуса Петипа: Одетта, Фея Сирени, Аврора, Жизель, Никия. Самый замечательный сегодняшний критик Вадим Гаевский целое эссе посвятил артистическому прозрению Шелест в Никии.

Последующее поколение балетмейстеров — Михаил Фокин. Она была совершенно бесподобна как в «Шопениане», так и в «Клеопатре», где, казалось бы, танцевать совсем немного. Но она создавала совершенно незабываемый образ! После нее не было такой Клеопатры.

Балетмейстер Федор Лопухов очень высоко ценил Аллу Яковлевну. Он говорил, что Шелест может быть разной: и вдохновенной, и просто выполняющей поставленную задачу. Но она балерина, которую не спутаешь ни с кем, и другой не отдашь предпочтение.

Ее Джульетта с Леонидом Лавровским. После того триумфа, которого достигла Галина Уланова в этой партии, казалось, сложно внести что-то новое в роль. Но Шелест создала свою Джульетту. Эти две гениальные балерины очень ценили талант друг друга. Уланова много высказывалась об удивительной
одаренности и разноплановости Шелест. Когда в спектакле «Бахчисарайский фонтан» Галина играла Марию, а Алла — Зарему, это было непревзойденное произведение искусства.

Совершенно незабываемый период в ее творчестве — Леонид Якобсон. С ним она сделала Эгину. Будучи уже по балетным возрастным меркам на закате, Шелест сотворила шедевр. Сколько потом ни появлялось Эгин — ничего даже близко похожего нет. А ведь среди них была даже Майя Плисецкая (которая также поклонялась Алле). За исполнение партии Сюимбике в балетном спектакле Якобсона «Шурале» Шелест удостоили Сталинской премии. Вместе с ним она также создала два мини-шедевра — хореографические миниатюры «Вечный идол» и «Слепая». Слава богу, что первая осталась в телевизионном варианте. Уланову, Плисецкую, Лепешинскую, Семенову записывали. Но никто не позаботился о том, чтобы сделать записи партий Шелест. А сама она никогда локтями не работала.

В драмбалете у Ростислава Захарова Алла исполнила свою непревзойденную Зарему. Автор либретто Николай Волков говорил, что это была самая умная Зарема, многие — что самая красивая. У Шелест ум и красота никогда не вступали в противоречие.

Она танцевала большинство тех же партий, что и другие. Но ее героини не были похожи на создания предшественниц или современниц.

Итоги за четверть века

— Мы старались познакомить самарских любителей балета с разными направлениями и течениями как отечественной хореографии (в основном), так и западной. За годы нашего фестиваля в нем приняли участие четыре поколения лучших танцовщиков России. Из Большого театра, Мариинки, Московского академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, Михайловского. И театров ближайшего окружения — Казани, Саратова, Йошкар-Олы.

У нас побывали практически все ведущие балерины страны: Нина Семизорова, Надежда Грачева, Ульяна Лопаткина, Диана Вишнева и другие. И лучшие танцовщики: Александр Ветров, Андрей Уваров, Николай Цискаридзе, Андриан Фадеев, Данила Корсунцев. У нас сложился некий «актив». Солисты, имеющие почти все возможные премии, включая международного балетного «Оскара» «Бенуа де ля Данс», — Семен Чудин, Денис Родькин, Ольга Смирнова стали постоянными участниками фестиваля имени Аллы Шелест. Они воспринимают его как родной и обязательно примут участие в 25-летии.

Но вместе с тем каждый фестиваль мы обязательно знакомим публику с новыми именами, за которыми завтрашний день российского балета. В этом году таким гостем станет Ксения Шевцова. Родом она из Самары, начинала в нашей хореографической школе. Сейчас прима-балерина в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, победительница телевизионного конкурса «Большой балет». Будет танцевать у нас «Лебединое озеро» с Денисом Родькиным.

Покажут себя и совсем молодые танцовщики. Елизавета Кокорева в этом году окончила Московскую академию хореографии. Имеет две первые премии на российских конкурсах. Ее партнер Денис Захаров окончил академию на год раньше. Танцует в Большом театре сольные партии.

Второй год подряд мы приглашаем Элеонору Севенард — выпускницу Академии Русского балета, которая уже третий сезон будет начинать в Большом театре. Второй раз приедет к нам прима-балерина Мариинского театра Оксана Скорик. Артистка с удивительно красивыми профессиональными данными. Она будет танцевать Никию в «Баядерке», незнакомую нашей публике Шехеразаду и дуэт из «Легенды о любви» (в дивертисменте). Ее партнером выступит один из самых опытных премьеров Мариинки, заслуженный артист РФ Евгений Иванченко. Он у нас в третий раз.

Гости фестиваля имени Шелест — солисты ведущих российских театров — постоянно бывают на гастролях в Австрии, Японии, Англии. Но при этом отмечают, что у нас особая атмосфера и им хочется сюда ехать.

Фестиваль все время проходит при аншлагах. Сейчас август, а на заключительный гала-концерт 31 октября уже нет билетов. На остальные мероприятия осталось совсем немного.

Второй год художественным руководителем фестиваля выступает Юрий Бурлака (главный балетмейстер Самарского академического театра оперы и балета — Прим. авт.). Это человек большой профессиональной культуры, которому небезразлично, как все получится. С его приходом все наши гала-концерты идут под оркестр, а не под фонограмму. Огромную работу для этого проводят дирижеры Евгений Хохлов (главный дирижер САТОБ — Прим. авт.) и Андрей Данилов. Оформлением сцены занимается главный художник театра Елена Соловьева.

Совместно с Юрием Бурлакой мы пришли к решению, что юбилейный фестиваль нужно открывать премьерой балета «Бахчисарайский фонтан», в котором блистала Алла Шелест. Это будет шестая его постановка в истории нашего театра.

Мы очень надеемся, что самарский форум сформировал своих постоянных зрителей, которые ждут его, любят, и что нынешний фестиваль их не разочарует.

 

Не пропустите самое важное из жизни балета - подпишитесь на наш телеграм канал - https://t.me/balet24
 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *