В сентябре стартует новый балетный сезон в Москве

0
355

Источник: http://facebook.com

В сентябре стартует новый балетный сезон в Москве, в этом году в третьей декаде открывают сезон балетные труппы Большого театра и Московского музыкального, два главных балетных театра Москвы. А мы уже сейчас начинаем готовиться к балетным премьерам нового сезона, т.к. и Большой, и Станиславский станцуют премьеры уже осенью. И обоих случаях это будет классика. Первым, 25 октября, премьеру покажет МАМТ, это будет долгожданный, давно обещанный (2 года назад!) "Дон Кихот" в редакции Нуреева (1966 г. для балета Венской оперы, в 1972 г. снят фильм-балет по спектаклю Австралийского балета).
Эта версия серьезно отличается от классического варианта спектакля, главным хранителем которой выступает сцена Большого театра, именно для этой сцены – московского Большого театра – балет «Дон Кихот» сочинил Мариус Петипа в 1869 г, а в 1900 году серьезно отредактировал А. Горский. Именно версия Большого конца XIX - начала ХХ века и является базовой для различных вариаций спектакля, который сейчас танцуется во всем мире.
Но Рудольф Нуреев был не из тех, кто довольствуется казенкой - он сочинил свой «Дон Кихот», ориентируясь на оригинал Петипа, во многом для себя и под свои возможности, насытив старый балет новыми сложностями, заново сочиненными танцами, превратив характерные партии в классические и насытил их сложной танцевальной лексикой. Изменил старый добрый классический балет так, что подчас трудно узнать в этой манерно-рафинированной постановке (каковой она стала в варианте Парижской оперы, в которой спектакль появился в 1981 г.) самый демократический балет классического наследия.
Для любой классической труппы заковыристая хореография Нуреева в «Дон Кихоте» - серьезный экзамен. Будем ждать (а уже недолго), выдержит ли его труппа МАМТа, но шанс есть - с ней будут заниматься прославленная прима Парижской оперы времен Нуреева Изабель Герен и ученик Нуреева Лоран Илер, нынешний худрук балета театра Станиславского, он же инициатор этой постановки. Как говорит сам Илер - его миссия в переносе «Дон Кихота» в Россию заключается в том, чтобы вернуть хореографию Нуреева на его родину, и действительно, это первый балет знаменитого танцовщика, который будет поставлен в нашей стране.
А чтобы заглянуть немного в ближайшее будущее театра Станиславского, мы смотрим финальное па-де-де из нуреевского "Дон Кихота" миланского театра «Ла Скала» в исполнении двух русских виртуозов - Натальи Осиповой и Леонида Сарафанова. Расхождения с классикой в свадебном па-де-де Китри и Базиля у Нуреева не такие радикальные, как в других местах его версии, но опытному глазу заметные. Возможно, показывать русских в этой офранцуженной хореографии нечестно, и надо было показать французов, которые наиболее сведущи в стиле Нуреева, во всех этих напыщенных позах и бесконечных демонстрациях устойчивости балерины (это есть и в классическом тексте, но в версии Нуреева этого настолько много и так неудобно поставлено, что, кажется, приближается к бесконечности). Но спасибо русским танцовщикам за то, что удалось несколько смягчить эти крайности, и па-де-де смотрится вполне традиционно: витально, с огоньком (москвичка Наталья Осипова) и легко и элегантно (петербуржец Леонид Сарафанов).

Людмила Гусева

 
Не пропустите самое важное из жизни балета - подпишитесь на наш телеграм канал - https://t.me/balet24

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here