Про Болеро. — Балет 24

Про Болеро.

Навеяно ожиданием премьеры балета "Болеро. Любовь и страсть" в Ростовском музыкальном театре.

Читатель Ватка

В одном полужёлтом издании вычитал,что во время создания Болеро у Равеля были замечены признаки лобно-височной деменции. Когда происходит, заметная для окружающих, забывчивость, выраженная в неоднократном повторении уже сказанного. Это, дескать, и нашло отражение в партитуре. Хотя черепно-мозговая травма от автомобильной аварии, ставшая причиной серьёзного неврологического заболеванияак случилась в 1932 году,через 4 года после написания Болеро. Мне больше нравится идея,что одним из стимулов написания музыки было желание предоставить оркестровым группам получить чисто профессиональное удовольствие от сольного вступления в тему… Но это тоже из области предположений. Точно известно,что заказ поступил от Иды Рубинштейн для презентации собственной труппы,которую помогла набрать хореограф постановки Бронислава Нижинская. Теперь о музыкальном содержании. Самому неискушённому слушателю ясно,что произведение построено на элементарной повторяемости одной и той же музыкальной фразы. И также ясно,что повторяемость носит усиливающийся эмоциональный тон,вызываемый увеличением количества оркестровых групп, своеобразный флешмоб. Почитатели балета знакомы с подобным принципом по эпизоду Тени в Баядерке. Повторяемость фразы стала основным акцентом во многих хореографических редакциях,начиная с балетмейстера Б. Нижинской. Особенно выпукло этот приём продемонстрировал иконизированный вариант Мориса Бежара. Хотя, если у Нижинской присутствовала некая характерная составляющая — костюмы,движения,мужское соло с навахами, то у Бежара пластическое решение на уровне два притопа три прихлопа, а драму нарастающих эмоций вытягивает некто сверходарённый.Лично меня не убедил ни Хорхе,ни Сильвия,ни Майя,ни Диана…
Собственно,основными направлениями для хорографов стали варианты Испанской сюиты https://www.youtube.com/watch?v=pwyDkrImrog Хотя в музыке нет буйства красок южноамериканских мелодий/Равель накануне там побывал/ да и ритм слишком пассивен для энергичного болеро. А соло флейты вообще из арабского музыкального фольклора…
Второе направление — надуманная драма https://www.youtube.com/watch?v=hzTnAMnmZrYhttps://www.youtube.com/watch?v=0oAIjYdrQHA&t=2s
Были попытки внести социальный аспект, когда идейные лидеры призывают толпу выступить против несправедливости и к завершающему аккорду выстраиваются к броску на злодеев
/привет от Пламя Парижа/…
Однако вернёмся ко времени создания. Вспомним,кому предназначалась партитура.
Иде Рубинштейн! Сознательно или подсознательно Равель писал музыку для дамы,увлечённой образами героинь истории ,библии и сказок как Клеопатра,Саломея,Шахерезада,Юдифь,имена которых в сознании крепко связаны с эротической культурой. Да и был уже в репертуаре Иды танец Семи покрывал, да и позировать нагой артистка не смущалась. И доставалось ей от российской театральной критики за вульгарность и наглость покрасоваться на сцене в откровенных нарядах и позах без достаточных на то профессиональных навыков в пластике и актёрском мастерстве…
В принципе и сценографическое решение – таверна,нетрезвая публика,дама на столе –склонялось к чему-то более горячему, нежели к демонстрации испанского танца..Думаю, решение должно было,как отмечалось, сознательно или подсознательно двигаться в направлении тех самых Семи покрывал,т.е. стриптиза, когда с последней деталью под гром финала гаснет свет. Что вполне соответствовало бы накалу музыкальных и мужских страстей, а также персоналии Иды Рубинштейн. Но,думаю, на подобное не отважился бы даже Дягилев, всё же балетный театр не кабаре… А вот в исполнении девочек Лидо или Мулен Руж это было бы круто.
Всё эти разглагольствования к тому,что основное направление музыкальной идеи –это разгорание страсти, Возбуждение! То есть то,что определяется как либидо. Но если в жизни у нормальных людей от влечения до заключительного цикла процесс занимает несколько минут времени,то художник может растянуть удовольствие по своему усмотрению. И это , на мой взгляд блестяще удалось Ролану Пети. В зрелищной,стильной,изящной хореографии воплощена философия вечного противостояния и неразрывного единства мужского и женского естества.
https://www.youtube.com/watch?v=hzTnAMnmZrY

Посему интересно,что получится в Ростовском музыкальном театре.

 

Не пропустите самое важное из жизни балета - подпишитесь на наш телеграм канал - https://t.me/balet24

Про Болеро.: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *