«Все можно»: танцовщик Сергей Полунин – о пути к просветлению, отношении к президенту и новом шоу

0
361

Источник: https://www.elle.ru

13 октября в санкт-петербургском БКЗ «Октябрьский» состоится российская премьера нового шоу Сергея Полунина Satori (в московский Crocus City Hall постановка доберется двумя днями позже)

Перед премьерой ELLE встретился с Сергеем, чтобы узнать, удалось ли свободолюбивому артисту с мировым именем достичь «сатори», как изменилась его жизнь после серии резонансных публикаций в инстаграм-аккаунте, и задать давно волновавший редакцию вопрос: почему Путин?

ELLE Совсем скоро вы представите в России свое новое шоу Satori. Само название — термин из дзен-буддизма, который означает внезапное просветление. Вам удалось его пережить?

СЕРГЕЙ ПОЛУНИН Мне кажется, еще нет, но стремлюсь к этому. Я, может быть, не до конца даже понимаю, что это такое, но стараюсь идти к чему-то светлому.

Satori во многом именно о вашем творческом пути. А это вызов — и общепринятой балетной скромности, и собственной честности…

Там странная история. Если честно, в процессе подготовки я не ощущал и не знал, что постановка будет обо мне, — только ближе к концу директор этого шоу Гейб Делл раскрыл свой замысел.

Возможно, он удачно вас расшифровал.

Да, наверное. Так получилось, что мы ставили все в экстремальных условиях. Это вообще был один из самых сложных отрезков в моей жизни. В то время я еще танцевал в Баварской опере и снимался в фильме «Белая ворона», а за девять месяцев до этого у меня был провал с «Нарциссом и Эхо» — писали, что Сергей Полунин самовлюблен и танцует себя… Поэтому я был не очень доволен, когда Satori получился тоже как бы обо мне. Это во многом универсальная история — история человека, не знающего себя, на пути к просветлению, самопознанию. Мы все боремся со своими тенями, внутренними голосами. И когда я танцую, я рассказываю о себе, но зритель примеряет это на свою жизнь. В этом шоу важна даже не столько хореография, сколько чувства. Оно вызывает эмоции, а это самое главное.

Вы не раз поднимали вопрос о жестких границах в балетном мире и периодически за них выходите. Недавно вы приняли на себя должность ректора севастопольской Академии хореографии и заявили, что хотели бы сделать балетную систему более свободной, интересной. Что хотите изменить?

Я учился в хорошем училище, по вагановской системе (система обучения классическому танцу, разработанная русской танцовщицей и педагогом Агриппиной Яковлевной Вагановой — Прим. ELLE). Но она построена на подавлении личности — такая армейская структура обучения. И в принципе она направлена на подготовку кордебалета, а массе нельзя давать голос. Но какой смысл так существовать?

Мы все-таки артисты. Ты должен раскрывать все грани себя, избавляться от рамок. Все можно.

В этом весь кайф — когда никто не стоит за спиной, не говорит: «Туда нельзя! Нет, ты не можешь!» А почему нет? Да, дисциплина важна — просто потому, что людей много. Но это вопрос профессионализма — можно запугивать и унижать, а можно объяснить, для чего это нужно. Вот это было бы хорошо — изменить сам подход.

Вы открыто выражаете свое мнение и гражданскую позицию — в том числе в социальных сетях. У вас был достаточно провокационный инстаграм-период, который серьезно повлиял на вашу карьеру. Было ли это частью какого-то глобального замысла?

Некоторые моменты мне вообще сложно объяснить. У меня это продлилось три месяца и было похоже на какой-то кармический долг. То есть я не мог не сделать этого, я не мог остановиться. Тогда я потерял все отношения, которые успел выстроить на Западе. Но после этого я получил полную свободу — как будто ушли все внутренние противостояния.

Может быть, это и был ваш момент «сатори»?

Да, можно это назвать так. Когда все это закончилось, я почувствовал невероятную энергию. Интересное событие. Я бы сказал, одно из самых важных в моей жизни.

В чем вы видите свою миссию?

Трудно сказать… Несколько лет назад я задал себе вопрос: «Что я могу сейчас сделать?» Поставил себе цель. Потом подумал: «А что еще я могу сделать?» Еще немного раздвинул границы этой цели. А потом подумал: «А что вообще невозможно сделать?» Вот так это происходит. Чем круче цель, тем больше энергии, возможностей — вселенная помогает. Например, недавно мы поставили «Ромео и Джульетту» в Вероне — и это был большой шаг.

Сейчас будет тур по России, думаем над развитием YouTube-канала…

То есть вы сейчас в мирских заботах. А если глобально?

Главная задача — популяризировать балет. Классический балет — это вообще мой центр. А если слишком уходить от своего центра, начинаешь теряться.

Чем вам интересен Путин, почему вы ему симпатизируете?

В детстве я как-то интуитивно его любил, защищал. Мне нравится, что он идет к цели — не пьет, не курит, просто идет к ней. Ему за 20 лет удалось выстроить такую Россию, которая может диктовать свои правила, с которой считаются, которая может защитить себя и другие страны…

А что для вас Россия?

Россия — это что-то хорошее. Может быть, через Россию Путин может восстановить такое положение в мире, где не будет войны. Ну, я в это верю.

А как в целом смотрите на диалог политики и искусства? Он может быть конструктивным?

У политики очень много влияния. Политика может мою миссию сделать за один день намного ближе.

То есть вы за использование этого инструмента?

Да, потому что можно долго бегать и кричать: «Я крутой! Я против всех!» Но тебе никто не поможет. А я искренне верю в политиков, которых поддерживаю. И не нужно забывать, что президент не мыслит как артист. Он не думает, как бы не наступить на листочек, не сломать цветочек. Он думает о том, что стране нужно выжить.

А применим ли такой образ мышления в искусстве?

От малого все равно приходишь к большому — политика отличается масштабом. Главное, чтобы 51% были довольны.

А в искусстве кто этот 51%?

Зритель. Очень важно, чтобы ходил зритель.

Вы за власть зрителя?

Зрителям должен быть интересен артист, его видение. В противном случае они находят другого. Когда к тебе никто не ходит, тогда и делать ничего не надо — живи в лесу и ходи на рыбалку (смеется).

Автор: Диана Ковригина

 

Не пропустите самое важное из жизни балета - подпишитесь на наш телеграм канал - https://t.me/balet24

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here