Пострадал, прыгнул, просветлился. Сергей Полунин в шоу «Satori» — Балет 24

Пострадал, прыгнул, просветлился. Сергей Полунин в шоу «Satori»

Источник: https://www.kommersant.ru

В Crocus City Hall состоялась московская премьера «Satori» — шоу Сергея Полунина, дополненного гала-концертом. Рассказывает Татьяна Кузнецова.

Шоу Сергея Полунина, в отличие от «Снов спящей красавицы» Дианы Вишневой, собрало полный зал, что доказывает преимущества интернет-известности перед балетной. Зал заполонили жаждавшие увидеть героя четырехминутного видео «Возьми меня в церковь!», собравшего на YouTube около 28 млн только официальных просмотров. Этот ажиотаж разительно отличался от равнодушия, настигшего Полунина в «Зарядье» с предыдущей программой «Sacre». Зрители «Крокуса» были правы: содержимое «Satori» было гораздо насыщеннее.

В первом акте танцевали отличные (хоть и немолодые) артисты — благо Сергей Полунин не боится конкуренции. 47-летний датчанин Йохан Кобборг с неувядаемым мастерством исполнил шуточный номер Эрика Готье «Алфавит»: в нем на каждую букву обыгрывалось с десяток балетных слов и понятий. Артист изображал их преимущественно пантомимой и отдельными па, но когда дело дошло до V — вариаций, забабахал фрагменты сразу из четырех, после чего комично испустил дух. 37-летний Леонид Сарафанов с элегантной легкостью и подкупающей чистотой исполнил па-де-де из «Дон Кихота» с совсем юной Китри. Елизавете Кокоревой повезло с таким предупредительным партнером: она с энтузиазмом одолела все трудности, включая 32 фуэте — их она открутила не быстро, продвигаясь вперед, однако без сбоев и в хорошей форме. Любители экстремальных дуэтов Бориса Эйфмана получили сразу два: лучшая актриса труппы Нина Змиевец и Денис Климук, державший ее надежно, но на собственную значимость не претендующий, показали и Спесивцеву, отдающуюся Чекисту с вдохновенным акробатическим мазохизмом («Красная Жизель»), и Анну, изводящую Вронского своими навязчивыми приставаниями.

Но главную роль здесь играл, естественно, Сергей Полунин. Будто желая доказать, что его профессиональный уровень по-прежнему высок, он в первом же номере концерта вылетел Актеоном из знаменитого па-де-де Вагановой и отлично отработал все трюки, которые поколения атлетов испытывали на прыжково-вращательном полигоне. Помарка в виде нечистых пируэтов второй части была исправлена прекрасными финальными вращениями, после чего артист прямо на сцене сбросил странное черно-бело-красное одеяние (обычно Актеона танцуют в набедренной повязке) и, оказавшись в телесного цвета комбинезоне с нарисованными на нем тату, погрузился в «Лунную сонату» Бетховена. Хореографиня Юка Ойши сочинила номер по вкусу заказчика: долгие страдания героя с заламываниями рук, хватаниями за голову и выгибаниями на полу перемежались короткими вспышками классических прыжков. Лучшим оказался прекрасный круг jete en tournant, которому хореограф почему-то нашла место под финал, уже на угасание бетховенской мелодии.

Собственно, по тем же лекалам (пострадал-разбежался-прыгнул-пострадал) малоизвестный автор Джейд Хейль-Кристофи поставил тот самый «Take Me To Church» на музыку Hozier, который мигом вывел сбежавшего из «Ковент-Гардена» юного неуправляемого и неприкаянного премьера в звезды всемогущего интернета. Этот номер на концерте приняли на «ура», хотя сценический вариант — без крупных планов вдохновленного лица артиста и его божественного натруженного тела, без дублей, монтажа и антуража — конечно, проигрывал видеоролику.

Однажды сработавшая схема стала образцом для многих последующих работ артиста, тем более что она не требует особой чистоты танца, позволяет отдышаться между прыжками и полностью соответствует представлению артиста о содержательности балетного искусства. Вот и «Satori» в оформлении Дэвида Лашапеля (того самого, что снял знаменитое видео, а здесь посадил в углу затянутой дымом сцены зеленое дуплистое дерево, устроил лес из световых столбов и спустил с колосников рисованные облака) в основном состоит из блужданий Искателя, его мелодраматичных жестов, мучительных корчей на полу и нечастых больших прыжков с непременным jete entournant и традиционным большим пируэтом. Хореографию своего исповедального балета на музыку Лоренца Денгеля Сергей Полунин ставил сам (с помощью режиссера Габриэля Марселя дель Веккьо), и младенческое простодушие этого спектакля беспредельно. Все в рамках балетной школы и понятно даже первоклашкам. Искателя наглядно угнетают две черные Тени (пороки, дурные мысли, неправедные поступки). Алексей Любимов и Игорь Цвирко бегают вокруг Сергея Полунина с черными длинными плащами, заключают героя в их кольцо, обвязывают-заматывают, угрожающе прыгают перекидные жете и рукоприкладствуют, вздымая Искателя в верхних поддержках.

Духовное просвещение герою несет идеальная женщина (Алла Бочарова). В «Satori» она названа Шо, но вообще-то это вечная балетная Муза, Душа, Вера, Надежда, Любовь и т. д. Неземная суть героини позволяет хореографу Полунину не обременять себя трудными адажио (пары-другой арабесков оказывается достаточно, чтобы почувствовать себя просветленным), однако в финале Шо все-таки весьма интимно сворачивается на руках героя, пока тот несет ее за задник в светлую вечность. Имеется еще Мать (Джанн Эстерхози). Но, похоже, та всю нежность отдала герою в детстве (его изображает ребенок Матвей Иванов), а со взрослым Искателем обращается как-то резко, преимущественно выбрасывая ноги в a la seconde. Неопытный зритель даже может заподозрить, что непримиримая женщина — покинутая героем жена с ребенком. Ребенок же танцует партию не по возрасту, есть даже двойная вариация с Полуниным, в которой оба делают одинаковые движения — и большие ассамбле, и антраша, и пируэты. А финиширует малыш настоящим большим пируэтом на авансцене — вероятно, в детстве Искатель так представлял свое призвание, пока не заполучил настоящую Шо.

 

Не пропустите самое важное из жизни балета - подпишитесь на наш телеграм канал - https://t.me/balet24

Пострадал, прыгнул, просветлился. Сергей Полунин в шоу «Satori»: 2 комментария

  • Октябрь 18, 2019 в 9:47 пп
    Permalink

    …Собственно, по тем же лекалам (пострадал-разбежался-прыгнул-пострадал)…

    Огорчает дешёвый сарказм популярной критикесы . Ведь по этим лекалам выстроены образы практически всех героев классического репертуара. Хотелось бы прочесть более компетентный отзыв. Скажем, слабая или отсутствие режиссуры, невнятная хореографическая лексика и т.п….

    Ответ
  • Октябрь 27, 2019 в 3:04 пп
    Permalink

    А король-то голый!
    15.10.2019 ходили на шоу Сергея Полунина в Крокус сити в Москве.. Мы так долго ждали, предвкушали удовольствие от танца и мастерства разрекламированного С.Полунина, билеты купили за 5,5 месяцев (!), чтобы попасть в VIP-партер в Крокусе (это те места в Крокусе, которые во всех театрах называются и являются партером). Что же в результате? Полное разочарование и обман зрителей в чистом виде. В 1 действии, которое длится 35 минут, Полунин танцевал 3 танца приблизительно по 3 минуты, настолько мало, что мы не успели получить удовольствия , а наоборот, почувствовали разочарование. Остальное время танцевали никому неизвестные артисты, заранее не заявленные и не очень нас интересующие потому, что мы пришли смотреть на конкретного артиста. Во 2 действии (30 минут) шел мини-спектакль с названием Satori, гламурно-философский с не очень понятным содержанием и воплощением идеи и очень плохой музыкой. Полунин на сцене все 30 минут, но это не классический балет, а катание по сцене с заламыванием рук или сидение на коленях на сцене минут 10, а сам танец, красивый танец шел минут 5, наверное. Остальное время танцевал маленький мальчик,балерина и другие артисты. С.Полунин, когда действительно дает себе труд и танцует, делает это пока еще следуя канонам классического балета (говорят, что не сильно придерживается техники исполнения, но это другая история), на который и пришли все посмотреть , но гораздо лучше он себя продает глупым москвичам (себя отношу к их числу), желающим получить удовольствие от балета. Учитывая, что цена билета весьма не маленькая (11 000 стоил билет), программка — 1000 рублей, а зал в Крокус-сити — огромный, на 7000 мест (само место напоминает вокзал и муравейник одновременно, для балета совершенно не предназначенное),то цель этого шоу очевидна. Никакого отношения к балету,творчеству или искусству это не имеет, а имеет четкую финансовую направленность с желанием заработать как можно больше денег и создать себе имя в Москве и в России. И все идеи Полунина о продвижении балета, о его доступности, о его школе для детей — все это профанация. Он себя людям не дарит, а хочет на них хорошо заработать, минимально работая сам. Очень разочарованы. Не рекомендую посещать мероприятия с С.Полуниным!

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *