«Пиковая дама» встанет на пуанты

0
335

Источник: https://vecherka-spb.ru

Премьеру балета готовит хореограф из Аргентины

В Театре балета им. Леонида Якобсона вовсю идет работа над балетом «Пиковая дама» на музыку Чайковского. Премьера состоится 5 декабря на сцене БДТ и станет посвящением Пушкину, 220-летие со дня рождения ­которого отмечают в этом году.

О будущей премьере рассказал художественный руководитель труппы заслуженный артист России Андриан Фадеев. Над спектаклем работает Иньяки Урлезага – аргентинский танцовщик, хореограф, экс-премьер Лондонского королевского балета и аргентинского Театра «Колон». 

В основе сюжета – не столько пушкинская повесть, сколько либретто, ­написанное Модестом Чайковским (братом композитора) к опере «Пиковая дама». Напомним, что либретто оперы довольно существенно отличается от оригинала. Произведение Пушкина – прозаическое, либретто – стихотворное, причем со стихами не только либреттиста и самого композитора, но также Державина, Жуковского, Батюшкова.

Но дело не только в этом. Лиза у Пушкина – бедная воспитанница богатой старухи-графини, а у Чайковского – ее внучка. Действие драмы Пушкина происходит в эпоху Александра I, тогда как опера перенесена в екатерининскую эпоху. Финалы драмы у Пушкина и Чайковского также различны: у Пушкина Германн сходит с ума, но не умирает, а Лиза благополучно выходит замуж; у Чайковского – оба героя погибают.

Роль Германа (напомним, что у Пушкина главный герой назван Германном, с двумя «н», на немецкий манер, а в либретто он стал просто Германом) сейчас репетирует молодой артист Театра имени Якобсона Андрей Сорокин.

По словам Андрея, аргентинский хореограф предъявляет к нему и его коллегам довольно высокие требования не только как к танцовщикам, но и как к драматическим актерам:

– Он просил нас не только обращать внимание на хореографический рисунок партии, движения, но и пытаться раскрыть образ своих героев, передать их внутреннее состояние. Средством выражения могут быть мимика, взгляд. Конечно, техника важна, чтобы мы могли блестяще выступить. Но его интересует и наша личность. Я думаю, «Пиковая дама» – это будет круто!

У Андрея, кстати, есть опыт актерской работы. Он сыграл роль Мити Анциферова в фильме Валерия Тодоровского «Большой».

– Команда Тодоровского приехала в Екатеринбург, где я тогда работал в театре, они посмотрели танцовщиков, включая меня. Уехали, и я забыл об этом. Но несколько месяцев спустя я получил письмо с приглашением в Москву на пробы. Я обошелся одной пробой, меня утвердили сразу. Это был новый и очень интересный опыт. Я понял, что работа в кино и работа в балете не так уж сильно отличаются. В балете тоже очень важна актерская игра. Другое дело, что в балете нет дублей. У тебя есть только один-единственный шанс, и ты должен его использовать – здесь и сейчас, – рассказал артист.

Ведущая солистка Театра имени Якобсона Алла Бочарова репетирует партию Лизы.

– Моя героиня – чистая девушка, лирическая натура, с глубоким внутренним миром, со способностью любить, – рассказала она о своем видении пушкинской героини.

Эту же партию готовит и балерина Елена Чернова.

– Главное для меня в моей героине – тема любви, несчастной любви. Мне, как, наверное, любой девушке, хочется немного пострадать. Но лучше, конечно, страдать на сцене, чем в жизни, – поделилась она.

Вторая большая премьера Театра имени Леонида Якобсона тоже посвящается Пушкину. В начале июля будущего года на сцене Александринского театра состоится премьера балета Джона Крэнко «Онегин».

Балет, премьера которого состоялась в 1965 году, был поставлен на музыку Чайковского, но… не оперы «Евгений Онегин». Немецкий композитор Курт-Хайнце Штольце создал ее из других произведений Чайковского – цикла «Времена года», фрагментов оперы «Черевички», увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта», симфонической поэмы «Франческа да Римини».

Этим летом в течение двух недель с труппой работал Рид Андерсон – педагог, художественный руководитель Фонда Крэнко, осуществляющий надзор за постановками «Онегина» на международных сценах. По итогам его визита Театр балета имени Леонида Якобсона получил право поставить балет. По словам художественного руководителя театра Андриана Фадеева, это большая честь, ведь за «Онегина» борются многие театры мира.

Артисты театра с восторгом вспоминают эти репетиции и с нетерпением ждут продолжения работы.


Юрий ОБРАЗЦОВ, фото yacobsonballet.ru

 

Не пропустите самое важное из жизни балета - подпишитесь на наш телеграм канал - https://t.me/balet24

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here