«Три сестры», три балета и Шопен — Балет 24

«Три сестры», три балета и Шопен

Источник: http://www.foto-video.ru

В скором время спектакль "Приказ короля" увидеть не получится - ближайший показ запланирован на февраль будущего года, весной артистов ждёт конкурсный показ в столице. Победителей назовут 15 апреля в концертном зале "Зарядье". Фото: "Урал Опера Балет"

Стали известны номинанты на национальную театральную премию «Золотая маска» сезона 2019/2020. В этом году у театров Свердловской области 25 номинаций, 23 из которых пришлись на долю театра «Урал Опера Балет». Ещё две номинации – у екатеринбургского «ТанцТеатра».

Думаем, те, кто внимательно следят за театральной жизнью региона, помнят, что в апреле, после церемонии награждения на юбилейном фестивале, в нашу область приехала 50-я «Золотая маска» – тогда награду получил театр «Урал Опера Балет» за спектакль «Пахита» и ещё две «Маски» – артисты рок-оперы «Орфей и Эвридика» Свердловской музкомедии. Ни в коем случае не забывая о прошлых победах и во всех смыслах золотом результате наших театров, пора перевернуть страницу, устремившись к 51-й, 52-й и так далее «Маскам»… Тем более, что шансы для этого у нас очень и очень велики.

Так, рекордом по числу номинаций за всю свою историю отметился Екатеринбургский театр оперы и балета («Урал Опера Балет»). Их нынче у театра 23. Причём поражает разнообразие спектаклей, отобранных экспертным советом. Только вдумайтесь, на призы претендует опера и сразу три (!) балета. По сути, не осталась без внимания практически ни одна премьера театра.

И это ещё не все рекорды – «Урал Опера Балет» получил самое большое количество номинаций среди всех музыкальных театров страны, и это тоже прорыв. Конечно, нельзя не сказать, что этому предшествовало одно важное обстоятельство, а именно отъезд из Перми маэстро Теодора Курентзиса, ведь несколько лет пальма первенства на «Маске» оставалась именно за Пермским театром оперы и балета. Этот коллектив и сейчас представлен на премии очень солидно, всё-таки оценивался сезон, когда Курентзис хоть и частично, но работал на прежнем месте. Но вот для очередного лидерства этого всё же оказалось недостаточно.

Работа над спектаклем "Три сестры". Фото: Павел Ворожцов

А «Урал Опера Балет», напротив, продолжал оттачивать свои сильные стороны. Среди преимуществ коллектива, конечно же, желание удивлять. Неожиданным материалом, новыми интерпретациями, сотрудничеством с ведущими российскими и мировыми специалистами. В девяти категориях экспертным советом на соискание премии выдвинута опера «Три сестры». В принципе, можно больше ничего и не говорить – сам выбор жанра постановки Чехова на сцене уже должен не то, что удивить, но где-то и шокировать публику. Само собой, это первая постановка данной оперы в стране. Но и это ещё не всё, вот что говорил в интервью «ОГ» об опере её режиссёр Кристофер Олден: «Три сестры» – гениальное произведение. Этвёш (Петер Этвёш – венгерский композитор. – Прим. «ОГ») взял выжимку из чеховского создания, уплотнил. И когда зрители видят такую концентрацию Чехова – они поражены. Мы стараемся не ограничивать проблему одной квартирой, а вписать её в контекст мира». В номинации «Женская роль в опере», кстати, на «Маску» претендует Надежда Бабинцева, которая уже побеждала на премии тоже с крайне неожиданной оперой «Пассажирка», а в прошлом сезоне входила в состав жюри премии.

Также в девяти номинациях на премию выдвинут балет-путешествие «Приказ короля» от Вячеслава Самодурова, поставленный на музыку профессора Петербургской консерватории Анатолия Королёва, который написал её специально для екатеринбургского театра. И балетмейстер, и композитор – претендуют на «Маски».

В номинации "Женская роль" на премию выдвинута ведущая солистка театра "Урал Опера Балет" Елена Воробьёва за партию Изоры в "Приказе короля". Для Елены это уже четвёртая номинация в карьере, награды она была удостоена в 2014 году за работу в спектакле "Вариации Сальери". 

Фото: "Урал Опера Балет"

- Елена, мы вас поздравляем с номинацией! У вас уже большой "золотомасочный" опыт, и наверное, вы уже понимаете, каким должен быть спектакль и ваша роль, чтобы удостоиться внимания экспертов? 

-  Я думаю, нужно просто быть самой собой. Понимаете, суть не в том, чтобы прыгнуть выше головы, а в том, насколько гармонично ляжет на тебя роль, насколько она будет читаема зрителем. Скорее всего, так. 

- Пять лет назад была довольно экспериментальная работа "Вариации Сальери", теперь "Приказ короля". Поддаются ли они сравнению? 

- Сказала бы, что в новом балете усложнился хореографический текст. И тут физика играет даже больше, чем сам образ. При этом Славин почерк (Вячеслава Самодурова. - Прим. "ОГ") остался всё тот же. Знаете, когда мы привезли "Приказ короля" в Уфу на фестиваль Рудольфа Нуриева, ребята из других театров, видевшие "Вариации", сказали, что у них даже случилось некое дежавю - похожа энергетика двух спектаклей. 

- Правильно ли будет сказать, что за эти пять лет артисты балета вашего театра очень набрали в технике? 

- Вот это абсолютно точно. За это время артисты очень выросли физически. Если раньше кто-то выделялся, то сейчас все практически наравне идут. Думаю, это видно и зрителям, и экспертам. 

-  "Урал Опера Балет" - лидер по числу номинаций среди музыкальных театров. Что есть такого у вас, чего нет даже в столичных театрах - Большом, Мариинке? Больше свободы?

- Частично да. Нет, художественное руководство с артистов дерёт три шкуры, не подумайте (смеётся). Речь, скорее, о большем раскрепощении. Столичные театры как бы стараются держать марку, не могут опуститься ниже той планки, которую сами себе установили. У нас, безусловно, своя планка тоже есть. Но мы можем больше экспериментировать, не боимся ошибаться. Поэтому в нас как-то больше жизни, искренности - как у труппы в целом, так и у каждого артиста. 

- Эти полгода до конкурсного показа в Москве будут проведены в состоянии повышенной ответственности? Ведь теперь зрители будут идти в театр и понимать, что перед ними претенденты на главную премию страны...

- Нет, я считаю, что в состоянии повышенной ответственности всё это время находиться нельзя, потому что на главное выступление в Москве тебя уже не хватит. Бесконечное моральное напряжение может в этом плане погубить артиста. Нужно просто действовать, как всегда, работать в привычном режиме.

- У вас "золотомасочная" семья - пока у вас и у вашего мужа, артиста балета Игоря Булыцына по одной награде. Но вы можете вырваться вперёд, соревновательный момент присутствует? 

- Скорее обоюдная поддержка и адекватная оценка происходящего (смеётся). В день, когда Игорю вручали "Маску", у нас родилась дочка. И сильнее тех эмоций, мне кажется, уже ничего не может быть. Это был пик, нереальное стечение обстоятельств...

Кроме того, в конкурс премии попали два одноактных балета – «Вальпургиева ночь» и «Brahms party». Первый «Урал Опера Балет» тоже исполнил впервые в России, заслужив высокую оценку экспертов нью-йоркского Фонда Баланчина, уральской публики, а теперь и экспертов «Маски». Балет на музыку из оперы «Фауст» полностью отвечает концепции самого Джорджа Баланчина: на первом плане стремительная смена темпов и ритмов, малых и больших ансамблей.

"Вальпургиева ночь". Фото: Елена Лехова, "Урал Опера Балет"

«Brahms party» – это редкий образец мужского балета и, по сути, новая версия балета самого Антона Пимонова «Любовные песни» на музыку Иоганнеса Брамса. Кстати, Антон Пимонов уже становился обладателем «Золотой маски» в 2017 году.

Brahms Party. Фото: Ольга Керелюк, "Урал Опера Балет"

Когда смотреть номинантов на «Маску»

16 ноября – «Три сестры», Урал Опера Балет

20, 22 ноября - «Вальпургиева ночь», «Brahms party», Урал Опера Балет

23 ноября – «Шопен. Carte blanche», на сцене Свердловского театра музыкальной комедии

14, 16 февраля - «Приказ короля», Урал Опера Балет

И второй год подряд на призы «Золотой маски» претендует балетная группа «ТанцТеатр». В прошлом сезоне они представили некое переосмысление творчества и биографии композитора Петра Чайковского – спектакль «ПИЧ», а нынче коллектив и французский хореограф Кристин Ассид вдохновились личностью и музыкой Фредерика Шопена.

– В спектакле «Шопен. Carte Blanche» Кристин Ассид рассказывает о современном мире, жёстком, неприветливом. Мире, где постоянный страх рождает неуверенность. Красота этому миру не нужна. Однако единственный путь, по которому должен идти современный человек — это путь к красоте, – рассказывает о постановке арт-директор «ТанцТеатра» Олег Петров.

«Шопен. Carte Blanche». Фото: Глеб Махнёв, предоставлено пресс-служба "ТанцТеатр"

Нынешний результат свердловских театров второй в истории по числу номинаций на «Золотую маску»: рекорд был поставлен в 2017 году – 33. Это был год, когда компанию нашим музыкальным спектаклям на «Маске» в шести номинациях составил Серовский театр драмы. Думаем, читатели заметили, что в этом году в драматическом театре наш регион за призы не борется. И, конечно, это повод ещё и ещё раз задуматься, почему третья в стране по количеству театров область не может на равных конкурировать в драматическом направлении.

 

Не пропустите самое важное из жизни балета - подпишитесь на наш телеграм канал - https://t.me/balet24

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *