«Великая октябрьская хореографическая революция» в театре им. Джалиля — Балет 24

«Великая октябрьская хореографическая революция» в театре им. Джалиля

Источник: https://m.business-gazeta.ru

В канун 7 ноября в театре оперы и балеты произошло беспрецедентное событие — вечер современного танца от артистов Большого театра, Мариинки и ТАГТОиБ им. Джалиля. На сцену оперного, куда обычно пускают лишь классический балет, сумел прорваться художественный руководитель фестиваля #StagePlatforma, киношный Рудольф Нуриев и солист казанской труппы Олег Ивенко. Как полагает «БИЗНЕС Online», после гала-концерта сомнения в том, что современная хореография необходима нашему театру, отпали.

Целый вечер современного танца в стенах казанского театра оперы и балета: когда такое было? Так что ощущение исторического события буквально витало вчера в стенах театра им. Джалиля, где проходил гала-концерт III фестиваля современной хореографии #StagePlatforma. Полный зал разрушал первый стереотип, согласно которому в Казани публика будет ходить строго на «Лебединое озеро» и «Жизель».

Программа концерта разрушала второй стереотип, согласно ему балетная труппа театра им. Джалиля в силу своей выучки не готова танцевать contemporary dance. Скажите это многочисленным солистам казанского балета, которые, за редким исключением, выступали, и с успехом, на вчерашнем гала-представлении!

«Хочу дать новый толчок в Казани развитию современной хореографии. Здесь это пока не развито. И подобного еще никто не попробовал. Я решил быть основателем», — сказал журналистам основатель и худрук фестиваля, заслуженный артист РТ и премьер театра им. Джалиля Олег Ивенко. С недавнего времени имя танцовщика известно не только балетоманам, именно он сыграл Рудольфа Нуриева в фильме «Белый ворон» знаменитого британского актера и режиссера Рэйфа Файнса.

А лауреата «Золотой маски» (в качестве артиста балета) и хореографа Мариинского театра Владимира Варнаву мы спросили: что бы он предложил театру им. Джалиля, если бы его сюда пригласили поставить спектакль? «Я бы предложил какой-то эпос, татарский или славянский. Может, это и не очень оригинально, но, мне кажется, очень важно находить национальную аутентичность и новое ее прочтение», — признался Варнава. «Я слежу за тенденциями. Акрам Хан, Сиди Ларби Шеркауи — один индус, другой марокканец — успешные хореографы, занимаются contemporary dance, ставят на лучших площадках мира, но они работают с корнями», — добавил наш собеседник.

Ведущий вечера — профессор Сергей Коробков — также говорил о нем как об историческом событии. А также о диалоге, который ведет современный танец с классическим балетом, «прописавшимся в сказочных дворцах» и часто неспособным говорить об актуальных вещах. Кстати, казанский зритель настолько привык к огромным ярким картонным декорациям на оперно-балетных спектаклях, что пустая сцена театра им. Джалиля временами казалась творением выдающегося сценографа. При этом технические возможности серьезного театрального учреждения, безусловно, дали организатором #StagePlatforma этим гала выйти на совершенно новый уровень развития фестиваля.

В прологе гала-концерта под музыку Петра Ильича Чайковского квартет солистов балета театра им. Джалиля представил мировую премьеру «Создатель. Созидание» в постановке англичанина с итальянскими корнями Алессандро Каггеджи. Сам хореограф и исполнил роль Микеланджело, художника, который входит порой в самые непростые отношения с собственными творениями (Александра Елагина, Таис Диоженес, Антон Полодюк).

А уже второй номер вечера — The Journey (на музыку современного композитора-постминималиста Макса Рихтера) от танцовщика и хореографа Мариинского театра Ильи Живого — сорвал овацию. В этой пьесе, исполненной автором, сочетались мастерство артиста и прекрасная работа со светом. «Всегда очень легко показывать мировую классику — „Жизель“ и „Лебединое озеро“ — это всегда и всем понятно. Экспериментировать сложнее. Вот в чем дело. Но постепенно, адаптируя публику… Как это делают в Мариинском театре, где есть школа молодых хореографов, которые потом могут показать результаты своей работы на большой сцене. Как это делают в Екатеринбурге, как это теперь делают здесь. И спасибо Олегу Ивенко — это очень круто!» — сказал журналистам Живой.

Очень тепло столица Татарстана принимала и своих недавних любимцев — японцы Мидори Терада и Коя Окава (их первый номер «Путь Харона» был под знаменитую арию Альмирены из «Ринальдо» Генделя) несколько лет работали в Казани, регулярно пополняя копилку балетных наград театра им. Джалиля. Год назад они уехали в Новосибирск, кстати, не удостоившись ни новости на сайте казанской оперы, ни благодарностей в официальных аккаунтах театрального учреждения.

Затем порадовали зрителей нынешняя звезда казанского балета, кубинка Аманда Гомес, в компании с многолетним премьером труппы Михаилом Тямаевым. «Все ветер», остроумный номер на музыку Массне, — безусловная удача хореографа Александра Могилева, с которой знакомы и зрители телепрограммы «Большой балет».

Антон Полодюк удивил всех своим танцем под не самую простую для восприятия музыку malsimusic Ислама Валеева. Это была история о том, как обычный урок в балетном классе превращается в пространство творческой свободы, о том, как традиционное реалистическое искусство трансформируется в современное…

…Хотя чему удивляться, ведь постановщиком пьесы выступил Нурбек Батулла, дебютировавший как хореограф в некогда родном театре.

Следом некогда артисты казанского театра оперы и балета, ныне работающие во французской Тулузе, Александра Суродеева и Руслан Савденов исполнили «Ноктюрн» на музыку Леонида Десятникова в постановке шефа балета пермской оперы Алексея Мирошниченко.

В антракте идеи хореографических композиций рождались уже у самих зрителей.

Здесь же обращало на себя внимание, что в фойе вместо привычной для театра им. Джалиля ресторанщины в виде «Чардаша» и «На голубом Дунае», а также походов скрипача «в зал» струнный квартет без всяких глупых заигрываний с публикой играл подходящую моменту классику.

Открывали второе отделение известные казанские подвижники contemporary dance, творческий и семейный дуэт Мария и Марсель Нуриевы со своим номером «Мы еще здесь» на музыку исландских пост-рокеров Sigur Ros. Кстати, оба сольных номера худрука #StagePlatforma Ивенко, показанных накануне, поставил именно Нуриев.

Еще один номер, который наверняка запомнится зрителям надолго. Танцующий Штирлиц — когда еще такое увидишь. Под «Мгновения» Таривердиева историю советского разведчика в логове врага рассказал премьер Большого театра Михаил Лобухин. Перед гала-концертом Лобухин признался журналистам, что долго вынашивал идею этой композиции, а пару лет назад встретился на Нуриевском фестивале с Алессандро Каггеджи, и они сразу поняли друг друга. В итоге англичанин из Казани выступил и здесь в качестве хореографа.

Единственный вокально-хореографический номер вечера. Компанию Ивенко на сцене составил фронтмен питерского ВИА «Пролетарское танго» Дмитрий Караневский, засветившийся как-то и в «Голосе», пьеса называлась «В поисках утраченного».

Солисты Словацкого национального театра Ольга Челпанова и Константин Коротков исполнили пьесу «Воск и огонь» на музыку Дебюсси в постановке уже упомянутого хореографа Могилева.

А Варнава из Мариинки, сочинивший и исполнивший «Сон, вызванный полетом» на музыку все того же Дебюсси, порадовал зрителей еще и классическими трениками, которые выглядели на академической казанской сцене настоящим и прекрасным хулиганством. В общем, современный танец способен вести диалог с классическим балетом и с «позиции силы». «Есть балеты понятные, очевидные в своей красоте, в своей эстетике. А есть такие, которые призывают копаться в себе. И не каждый постановщик или зритель готов к такой работе. Это и неплохо, и нехорошо. Просто каждое сознание устроено индивидуально», — говорит сам хореограф.

Последний номер вечера — «Мастер-класс» под живые барабаны — пусть и не таил в себе хореографических изысков, но был той самой «зажигалочкой» в исполнении мужского квартета солистов (Ивенко, Каггеджи, Полодюк, Тимаев), которая окончательно покорила зал.

В общем, из реакции зрителей никак не следовало, что современному танцу нет места в репертуаре театра им. Джалиля.

>Больше всех аплодисментов и цветов досталось художественному руководителю #StagePlatforma Ивенко. Возможно, его сольные номера и не были главными в этом вечер, а кто-то из коллег ярче себя показал в прыжках и фуэте, но именно «белый ворон» из фильма Файнса стал настоящим и бесспорным героем вечера. Неравнодушие и упорство, с каким артист старается развивать современную хореографию в Казани, просто подкупает. И кажется, что гала-концерт в театре им. Джалиля уже на третьем фесте Ивенко — это только начало. Во всяком случае в это искренне хочется

 
 
 
Не пропустите самое важное из жизни балета - подпишитесь на наш телеграм канал - https://t.me/balet24

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *