Незабываемая хореодрама — Балет 24

Незабываемая хореодрама

Роман Володченков

На сцене Самарского театра оперы и балета состоялась премьера «Бахчисарайского фонтана» Бориса Асафьева. Этот балет, поставленный по одноименной поэме А.С. Пушкина Ростиславом Захаровым, впервые увидел свет рампы в 1934 году в Ленинградском театре оперы и балета (Мариинском театре), где за долгие годы выпадал из репертуара, возобновлялся и идет по сей день. В волжском театре он оказался благодаря известной петербургской балерине Дарье Павленко (танцевавшей в «Фонтане» главные женские партии), постаравшейся привить самарским артистам высокое отношение к образному хореографическому искусству. Перенесенный спектакль был представлен в рамках XIX Фестиваля классического балета имени Аллы Шелест (руководители Светлана Хумарьян и Юрий Бурлака).

«Бахчисарайский-фонтан». Мария-Ксения Овчинникова. Вацлав-Игорь Кочуров.

Знаменитый поэтический балет далеко не в первый раз появляется на самарской сцене. И история его жизни в городе на Волге хорошо известна местным театралам. Первый самарский (куйбышевский) «Бахчисарайский фонтан» (1936) почти ровесник премьерной ленинградской постановки.  Его балетмейстер – Александр Томский – выходил в партии крымского хана Гирея. В версии Р. Захарова «Бахчисарайский фонтан» в Самаре возник только сейчас (премьера 18 октября 2019 года). Хотя постанова А. Томского и последующие Натальи Даниловой, Юрия Ковалёва, Эрки Танна и Екатерины Шипяцкой во многом ориентировались на столичный образец, то есть на захаровский, появившийся после Ленинграда на двух московских сценах – сначала в «Художественном балете В. Кригер», а потом и в Большом театре.

«Бахчисарайский фонтан» – один из шедевров эпохи «драмбалета» или по-другому советской хореодрамы. По своим художественным и эстетическим принципам «драмбалет» во многом сходился с идеями официально принятого соцреализма и потому не вызывал неприятия власти. Многоактные, созданные по известным литературным произведениям спектакли советской хореодрамы, были любимы руководством страны и простыми зрителями.

«Драмбалет» – направление, чьи истоки нужно искать не в происхождении драмы, а, прежде всего, в близости к принципам современного ему драматического театра.

«Бахчисарайский-фонтан». Сцена из первого действия

Будучи одним из лидеров «драмбалета» (вместе с Леонидом Лавровским, Василием Вайноненом и Вахтангом Чабукиани) Р. Захаров прежде, чем начинать репетиции спектакля, придерживался подготовительной застольной работы с артистами. А его «Бахчисарайский фонтан», как и другие первые балеты советской хореодрамы, создавался совместно с режиссером драматического театра (Сергеем Радловым) и отталкивался от принципов «Системы Станиславского» (сквозное действие, сверхзадача и др.).  Основными выразительными средствами тут на равных правах выступали танец и пантомима. Отчего во многом и возник спор с критиками «драмбалета», отмечавшими перекос балета в сторону бытовых приемов, не связанных с танцевальным театром.

Выработав свою систему и четкие принципы, Р. Захаров положил их в основу профессионального образования хореографов на Балетмейстерском факультете ГИТИСа (сегодня РИТИ). Его же «Бахчисарайский фонтан», как и «Ромео и Джульетта» Л. Лавровского, «Пламя Парижа» В. Вайнонена и «Лауренсия» В. Чабукиани, остался в истории выдающимся творением советской хореографии. 

«Бахчисарайский-фонтан». Зарема-Анастасия Тетченко. Хан Гирей-Михаил Зиновьев.

Самарский балетмейстер-постановщик «Бахчисарайского фонтана» Дарья Павленко постаралась сохранить танцевальный текст и содержательность пантомимы захаровского балета, добиться от артистов музыкально-пластического соединения. Художественное оформление балета, близкое реалиям времени и сюжету поэмы, по историческим эскизам Валентины Ходасевич осуществили сценограф Андрей Войтенко и Татьяна Ногинова (художник по костюмам). Дирижером-постановщиком выступил Евгений Хохлов. Ассистент балетмейстера-постановщика – Валерий Коньков.

«Бахчисарайский фонтан» в Самаре – абсолютно узнаваемый по режиссерской и хореографической концепции, задуманной и реализованной некогда мастером «драмбалета». И ощущения, что «работающие» здесь принципы устарели, нет. Во взаимодействии танца и пантомимы усиливается драматичность действия спектакля, происходит его эмоциональное насыщение. А по контрастности эпизодов и динамике «Фонтан» вполне сравним с пиратским «Корсаром», который держится на сцене в статусе классического шедевра.

«Бахчисарайский-фонтан». Сцена из спектакля. Третье действие

Создавая драматический балет, а не драму с танцами, Захаров никак не стремился перейти границу между сценическими видами искусства (в чем его не раз обвиняли). Он работал на балет и для балета, разными способами драматизируя его танцевальное действие. Так, он ввел в свой спектакль танцевальные партии Вацлава и Нурали (таких героев у Пушкина нет), чтобы на их фоне пантомимный пушкинский Гирей предстал более выразительным… И, потом, несмотря на значимость актерской подачи, в «Фонтане» у Захарова танцевальных сцен не меньше, чем пантомимных. И чаще это сцены массовые, где решаются сложные хореографические задачи.

Задуманное Захаровым самарским артистам оказалось не так просто реализовать. Ведь подобный стиль нуждается в проработке и долгом усвоении (потому Захарову и были нужны застольные, пред репетиционные беседы). Однако растерянности и несобранности труппа на премьере не показала. Ее «Фонтан» «прозвучал» эмоционально и технически слаженно. Так запомнилась картина «Польского бала», где артисты с вниманием отнеслись к характеру таких танцев, как Мазурка и Краковяк. Здесь особенно была видна работа репетиторов, добившихся от исполнителей и нужных ракурсов корпуса, и должного темперамента.

«Бахчисарайский фонтан». Нурали - Парвиз Кумайдонов.

Доступно, ясно по эмоциям, чисто по рисунку передали драму пушкинских главных героев солисты двух премьерных составов Ксения Овчинникова и Марина Накадзима (Мария), Анастасия Тетченко и Екатерина Панченко (Зарема), Игорь Кочуров и Сергей Гаген (Вацлав), Михаил Зиновьев (Гирей). Не хватило синхронности и актерской наполненности в татарской пляске, смысловое значение которой выявляется не в заламывании рук и грозных гримасах, а в четких перестроениях и постепенном танцевальном накале. 

Поклоны участников спектакля. 

«Бахчисарайский фонтан» – достойное и нужное «приобретение» Самарского театра оперы и балета. Пушкинский балет всегда будет востребован зрителями. Это репертуарный, зрелищный, актерский спектакль, способный увлечь и глубоко взволновать. Созданный 85 лет назад, он и сегодня остается настоящим шедевром, хореографической поэмой о подлинных чувствах и свободном духе.

                                                  Фото предоставлены пресс-службой

                                                  Самарского государственного академического

                                                  театра оперы и балета

 

Не пропустите самое важное из жизни балета - подпишитесь на наш телеграм канал - https://t.me/balet24

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *