Еще раз о Нижинском — Балет 24

Еще раз о Нижинском

 

  Роман Володченков

На сцене большого зала Культурного центра ЗИЛ состоялся показ пластического спектакля Кирилла Радева «Баллада для безумца» (13 ноября). Его зрители оказались под впечатлением истории драматичной судьбы выдающегося танцовщика дягилевской антрепризы Вацлава Нижинского.

О Нижинском написано не мало книг, сняты фильмы. Яркий талант балетного артиста вдохновлял и сегодня продолжает вдохновлять режиссеров и хореографов на создание спектаклей о нем. Что так притягивает к фигуре Нижинского? Почему его образ волнует и не оставляет в покое тех, кому интересен балет? Ответить на эти вопросы не сложно. После великого европейского виртуоза Огюста Вестриса, Нижинский единственный танцовщик, имевший громкую славу. Вся его жизнь была полна неординарными событиями. Нижинский при жизни стал легендой, и в наши дни эта легенда не рискует быть развенчанной.  

Создатель спектакля о Нижинском Кирилл Радев родился и учился в Петербурге. А его альма-матер – Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой – когда-то, в самом начале ХХ века, выпустила и самого Вацлава Нижинского. После окончания Вагановской академии Радев проявил себя как талантливый танцовщик. Музыкально и пластически одаренный он стал одним из ведущих солистов «Имперского русского балета», где исполнял разные партии классического репертуара (особенно запомнился в образе чувственного, лиричного Ромео в дуэте с Алией Таныкпаевой в «Ромео и Джульетте» Леонида Лавровского). Артистическая карьера Радева, мыслящего, стремившегося к развитию танцовщика, привела его к первым опытам хореографических постановок. С 2007 года Кирилл солист и хореограф испанской труппы Анхеля Корейя. С 2012 года он постановщик и педагог, работающий в России и Европе. В последнее время спектакли Радева все больше и больше привлекают публику, наблюдающую за развитием современного танца. Его работы входят в программу известных международных фестивалей хореографии, где их отмечают среди самых интересных и оригинальных.

В «Балладе для безумца» (музыка квартет TANGO EN VIVO) Радев не ставил задачи удивлять или эпатировать публику. Его принципы и стиль в данном спектакле вполне определенны и основаны на конкретной позиции профессионального хореографа, имеющего опыт и вкус. История о Нижинском Радева биографична, иллюстративна, но и необычайно драматична, театральна. Она имеет свое пространство (сцену, над которой свисают подвязанные сверху стулья, с трех сторон огороженную длинными, от колосников до пола, лентами-полосами) и интимную ауру (свет Луиса Пердигеро, с использованием работ фотографа Вадима Штейна и художника Владимира Бородина), под которую зрители подпадают с первыми же пластическими кадрами спектакля. На сцене Нижинский (Андрей Остапенко) – абсолютно творческий, не принадлежащий себе человек. Он гений в руках волевых и целеустремленных личностей – Сергея Дягилева, Ромолы (Мария Заплечная). Имея самобытный и неординарный талант Нижинский не в силах распорядиться им. Жизнь артиста закована в тиски обстоятельств, и все попытки вырваться из них остаются тщетными. Безумие же становится выходом для танцовщика, его оградительной территорией, куда уже никто не может проникнуть.

Заложенные в хореографическую партитуру идеи оказалось возможным «прочесть» благодаря солистам сборной камерной танцевальной труппы и «живому» оркестру, аккомпанировавшему танцовщикам прямо на сцене (за подвешенными лентами). Отдача и энергетический посыл обоих коллективов ощущались постоянно.

Заранее скептически настроенный зритель, пришедший на «Балладу для безумца» Радева так и не смог утвердиться в мысли о рядовой фантазии на тему биографии Нижинского. Спектакль у постановщика получился совсем не рядовым! Хореографу удалось не банально и очень современно «рассказать» историю о выдающемся танцовщике ХХ века. И для этого Радеву не понадобилось изматывать публику поисками во время действия. Он сумел создать само действо – художественно оправданное. «Баллада для безумца» – редкий и показательный пример того, как можно совместить моду и искусство, гламур и вкус, традиции и новации. А такой путь нащупать в наше время не просто.

 

Не пропустите самое важное из жизни балета - подпишитесь на наш телеграм канал - https://t.me/balet24

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *