ЖИЗЕЛЬ» 22.11.2019 (премьера), Большой театр. Мнение любителя балета — Балет 24

ЖИЗЕЛЬ» 22.11.2019 (премьера), Большой театр. Мнение любителя балета

ИРИНА МИЛЮТИНА

Источник: https://www.facebook.com/

Жизель — Екатерина Крысанова
Альберт — Артем Овчаренко

В Большом прошла первая балетная премьера сезона — «Жизель». «Как премьера? Ведь этот балет не сходит с афиши уже много лет», — скорее всего удивятся не балетоманы, а таких абсолютное большинство. И все же премьера.

Главный балет эпохи романтизма на музыку Адольфа Адана, в хореографии Жана Коралли и Жюля Перро, на либретто Теофиля Готье и Жюля-Анри де Сен-Жоржа по старинной легенде, записанной Генрихом Гейне, о вилисах — погибших от несчастной любви девушках, которые, превратившись в волшебных существ, до смерти затанцовывают встречающихся им ночами молодых людей, мстя им за свою погубленную жизнь, увидел свет в 1841 году на сцене парижской Grand Opera, называвшейся тогда Королевской академией музыки и танца.

В России "Жизель" впервые была поставлена в 1842 году на сцене петербургского Большого театра французским балетмейстером Антуаном Титюсом Доши. Спустя шесть лет приехавшие в Петербург Жюль Перро и балерина Карлотта Гризи привнесли в спектакль новые краски. Следующую редакцию балета для Мариинского театра осуществил в 1884 г. знаменитый балетмейстер Мариус Петипа.

На сцене Большого театра в Москве балет впервые был поставлен в 1843 году. С тех пор было много версий «Жизели», нынешняя уже 14-я, ее осуществил хореограф Алексей Ратманский, известный своими реконструкциями классических балетов. Это не воссозданный музейный экспонат, а объединенные в одной несколько знаковых исторических постановок балета. Ратманский много работал с архивами, в своей версии он использовал нотации Жюстамана 1860-х годов и Николая Сергеева начала 20 века. Но все же это — версия хореографа Ратманского, а как там было на самом деле изначально...

Теперь о моих впечатлениях. Если кратко, «понравилось — не понравилось», то первый акт скорее «нет», второй — «да», но с оговорками. В первом акте не понравилась перенасыщенность действия бытовыми деталями, заполнение сцены, огромной сцены Большого, таким количеством второстепенных персонажей, что визуально она стала казаться маленькой, собственно для танца осталось мало места. И хотя танцев, вроде, стало не меньше, а наоборот больше: в первом акте появилась вариация Альберта, усложнена мужская партия вставного па де де, много танцев пейзан, но они как-то теряются, становятся менее заметными и значительными среди этого мельтешения на сцене. Увеличилось количество подружек Жизели, крестьян теперь целый полк, герцог Курляндский и его дочь Батильда появляются верхом на лошадях и не просто в сопровождении свиты, а целой свитищи, да еще и охраны.

Годы, проведенные Ратманским в Королевском балете Дании, отложили свой отпечаток, очень прослеживался датский, бурнонвилевский стиль с его пантомимной избыточностью, мелкой техникой. Во время танцев пейзан на празднике по случаю окончания уборки винограда у меня упорно возникали ассоциации с танцами из «Неаполя» Бурнонвиля. Помнится, что когда Йохан Кобборг ставил в Большом датскую версию «Сильфиды», то стиль Бурнонвиля он объяснял во многом условиями, а именно — маленьким размером сцены в Королевском балете, как и во многих других европейских балетных театрах. Отсюда и мелкая техника, заноски, антраша — все вверх, а не вширь. Но огромная сцена Большого ведь совсем другое дело. Зачем же ее искусственно уменьшать?!

Во втором акте больше всего понравились танцы вилис, ощущаешь, что это мистическая сила. Эффектно смотрится кружение вилис под стремительную фугу (музыкальный эпизод, который давно выпал из канвы балета) вокруг креста, за который держится Альберт. Очень красивые перестроения, правда, не совсем понятен остался момент, когда вилисы выстраиваются в две шеренги, образуя крест. Зачем, если именно крест, исходящий от него божественный свет, противостоит их силе. Подчеркнуть, что крест — это их бессилие? Но в любом случае визуально это выглядело потрясающе. Полет Жизели и Альберта на авансцене к кресту получился очень впечатляющим. Второй акт надо смотреть не из партера, а с ярусов.

Категорически не понравилось начало второго акта, которое должно быть зловеще завораживающим сразу, как только открывается занавес. Вместо этого идет мизансцена с группой подвыпивших друзей Ганса, которые зачем-то пришли ночью на кладбище. Появление измученного угрызениями совести Альберта в темном плаще с букетом белых лилий и его проход к могиле Жизели теперь производит противоположное впечатление, кажется, что его к могиле насильно тащит его оруженосец, а Альберт сопротивляется этому.

Совсем неинтересная, на мой взгляд, получилась вариация Альберта, какие-то хаотичные метания, которые не всегда шли под музыку, постоянные заноски нивелировали красоту прыжка, исчезла моя любимая диагональ бризе.

Необычная концовка, но я ждала, что она будет более впечатляющей. Жизель (ее душа) не заросла цветами (никаких цветов я вообще не увидела), а легла на холмик и повторно умерла. Мне представляется более логичным, когда она исчезает в могиле, из которой появилась.

Существенной особенностью постановки стало возвращение к изначальной, христианской трактовке, когда Жизель прощает Альберта и благословляет его брак с Батильдой, поэтому в конце появляются герцог с дочерью.

Билет покупала задолго до того, как были объявлены составы. Тут скажу однозначно, что мне крупно повезло с исполнителями главных партий. Среди нынешних Жизелей Большого Екатерина Крысанова — одна из двух моих любимых исполнительниц этой партии. Очаровательная, озорная, влюбленная девушка в первом акте (в новой постановке не делается упора на то, что у Жизели были проблемы с сердцем), воздушная, необычайно легкая, невесомая вилиса (Екатерина отлично передает иллюзию бестелесности) и одновременно нежная девушка — во втором. Великолепный получился дуэт с Альбертом — Артемом Овчаренко, «химия» между партнерами на таком уровне, когда один чувствует другого каждой клеточкой. В новой версии изменился не только характер Жизели, но и Альберта, это уже не коварный соблазнитель, а влюбленный юноша, забывший о сословных предрассудках и правилах. Мне, правда, такая трактовка образа кажется менее интересной, раскаяние злодея, его страдания от угрызения совести ярче и убедительнее. Артем отлично передал новую трактовку образа, был влюбленным, романтичным и одновременно по аристократически сдержанным, убедительно показал и раскаяние своего героя. Технически оба были безупречны.

Величественной, настоящей повелительницей вилис предстает Мирта — Екатерина Шипулина, балерина давно танцует эту партию, поэтому образ давно сложился, сейчас появились новые позировки, нюансы.

Отлично исполнили крестьянское па де де Елизавета Кокорева (рада, что ей сразу, с первого года в театре стали давать сольные партии) и Георгий Гусев. Когда появились составы на премьерный блок, то я расстроилась, что они стояли в другой день, но потом в составах произошли изменения, и все сложилось.

В новой редакции лесничий Ганс — Дмитрий Дорохов стал более жестким, а не просто влюбленным страдальцем.

Счастьем было увидеть на сцене Людмилу Ивановну Семеняку — Берта, мать Жизели, одну из лучших Жизелей всех времен, и не важно, что у нее была одна пантомима, порой нелепая.

Над сценографией и костюмами для постановки работал художник Роберт Пердзиола, черпавший вдохновение в эскизах Александра Бенуа, созданных в 1910 году. Декорации мне понравились, костюмы — не все. В романтическом балете ожидаю пастельных тонов, а не «вырви глаз», а именно такого цвета костюмы Герцога и Батильды, еще очень режут глаз широкие горизонтальные полоски голубого, черного и бордового цвета на юбках подружек Жизели.

Тем, кому еще предстоит увидеть новую версию, советую не сравнивать ее с другими, а смотреть с чистого листа, и обязательно купить содержательный буклет к спектаклю.

 

Не пропустите самое важное из жизни балета - подпишитесь на наш телеграм канал - https://t.me/balet24

ЖИЗЕЛЬ» 22.11.2019 (премьера), Большой театр. Мнение любителя балета: 2 комментария

  • Ноябрь 25, 2019 в 12:22 дп
    Permalink

    Поздравляю Ирину с приличным обзором .

    Ответ
  • Ноябрь 25, 2019 в 10:37 пп
    Permalink

    Вот тоже была удивлена адекватностью пишущего. Но нет, все штатно, обзор не Ирины :)) Она просто опубликовала отзыв одной милой дамы — Ирины Александровой

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *