«Три маски короля» – актуальный балет — Балет 24

«Три маски короля» – актуальный балет

Роман Володченков

Современные искусство и литература по-разному откликаются на окружающую действительность. Степень различия зависит от уровня интеллекта, образования и духовности, от потребности автора громко заявить или интеллигентно озвучить свою позицию. Спрос на творчество тоже разный и зависит во многом от рекламы и качественной подачи.

Нащупать актуальное, разглядеть талант – недостаточно. Его еще надо выгодно преподнести и увидеть эмоциональные дивиденды в виде зрительского успеха. Сегодняшние основные тенденции в таком консервативном искусстве, как балет – это реставрация-реконструкция спектаклей наследия классического танца и различные соединения классики с современным танцем. Серьезных же новых, масштабных, определяющих развитие отечественного балета фигур после Юрия Григоровича, Бориса Эйфмана и Алексея Ратманского нет! Но есть молодое и среднее поколения русских хореографов, которые активно и очень профессионально проявляют себя.  

Поиском талантливых балетных авторов и современных сценических произведений в региональных театрах сегодня озабочены не менее, чем в столичных. И здесь так же хорошо понимают, что классику надо обновлять со знанием, а молодое поколение невозможно вырастить только на «Лебедином озере» и «Жизели». Ведь с молодежью нужно грамотно выстроить взаимоотношения: помочь, привить, убедить, настоять. И классику вот так сразу не всякий юный зритель (не обремененный никакой идеологией) готов воспринять! И не всякого молодого человека после компьютерных игр, интернета, ночных клубов, походов на триллер или ужастик можно затянуть в академическое искусство! Для таких случаев в работе с молодежью в Самарском театре оперы и балета нашли выход – поставив балет-притчу «Три маски короля» (при поддержке фонда «ТЕ-АРТ» и театра «Килизэ»). А автором его идеи выступил известный предприниматель и меценат Вячеслав Адамович Заренков.

В.А. Заренков – доктор экономических наук, профессор, заслуженный строитель России, член Союза писателей Санкт-Петербурга, изобретатель и художник, основатель фонда «Созидающий мир». Меценатство – дело, которому Вячеслав Адамович посвящает все свободное время. Именно он написал либретто балета «Три маски короля» (совместно с Юрием Смекаловым) и предложил его для постановки театру на Волге.

Премьера спектакля прошла с успехом и теперь это один из самых востребованных балетов в репертуаре Самарского театра. На «Три маски короля» раскупают билеты как на популярный столичный мюзикл или модную нашумевшую театральную постановку. Балет хочет видеть молодежь, а за ней подтягивается и остальная публика, желающая быть в курсе местных трендов. Многим традиционалистам «Три маски короля» не пришлись по вкусу, но открыто отрицать балет они не спешат – интерес к спектаклю других зрителей и аншлаги их останавливают. А балетной труппе Самарского театра вникать в противоречия театралов некогда. Она уже съездила с «Тремя масками короля» на гастроли в Санкт-Петербург, где на двух показах спектакля на новой сцене Мариинского театра (21 и 22 ноября) имела равный успех с овациями. Что же в данном спектакле такого притягательного и в чем таится загадка его популярности?

Для нового балета Заренков предложил философский сюжет. Его суть в том, что каждый из людей носит маску, а, привыкнув к ней, уже практически не имеет сил от нее избавиться. Скрывающие лица маски коварны и опасны – они могут привести к гибели человеческой души. Но, нужно ли их снимать? (Так, почти по-гамлетовски, ставит вопрос Заренков.) Ведь маска дана для того, чтобы не показывать свою сущность, которая может оказаться хрупкой.

Так быть или не быть человеческой маске? Об этом «рассказывают» пластические герои балета – Король Юлий (Сергей Гаген), Эмма (Марина Накадзима), Сара (Ульяна Шибанова), Конор, министры, жители города, стража, свободный народ. Им удается вовлечь зрителей в запутанную историю, происходящую в неизвестном (средневековом?) королевстве. Здесь все – король и его подданные носят маски. Но одна девушка – Эмма – ее никогда не одевает. Эммой король увлекается так, что теряет свое королевство. Его захватывает Конор. Вернуть власть Юлию помогает Эмма. Когда же Юлий срывает маску с Конора, то он понимает, что это не стоило делать.

Идея с маской театральная, универсальная. Это предмет, связанный с историей западноевропейского театра: маски носили актеры древнегреческой трагедии и комедии, комедии дель арте, исполнители балетных сцен классицизма и просвещения. Жизнь, как бесконечная смена масок рассматривается в «Маскараде» у М.Ю. Лермонтова. Заренков лишь взял эту идею и интересно ею воспользовался. А вот хореографически воплотил ее на сцене балетмейстер-постановщик Юрий Смекалов. Его танцевальные задумки неразделимы от мелодичной музыки (композитор балета Михаил Крылов, оркестровка Даниил Пильчен, саунд-продюсирование, авторство электронной части и трека «Шаманы» Влад Жуков) и сценографии (художник-постановщик Вячеслав Окунев, художник по свету Ирина Вторникова, художник по видеоконтенту Виктория Злотникова). Балет так поставлен, что все компоненты в нем взаимосвязаны и каждый из них играет важную роль в зрительском восприятии.

Спектакль Смекалова – это театрализованное увлекательное шоу, балетный блокбастер. И так его надо «прочитывать». Искать глубинную драматургию в танце не стоит. Ее тут практически нет, как и нет концептуальных режиссерских идей. Зато есть динамичные танцевальные картины, где одетые в брутальные (под кожу и металл) костюмы с рогатыми масками артисты эффектно поданы мастерами света. Свет как раз и выделяет рельеф пластических композиций, он выгодно работает на всех исполнителей – солистов и артистов кордебалета.  Последние выполняют функцию, подобную древнегреческому хору: кордебалет – массовый, полновластный, абсолютно станцованный, действенный герой спектакля. Вот он и вершит ту толику драматургии, присутствующую в «Трех масках короля».

На спектаклях в Мариинском театре оркестром управлял художественный руководитель и главный дирижер Самарского театра оперы и балета Евгений Хохлов (он же выпустил премьеру «Трех масок короля» в Самаре).

Танцевальный проект Вячеслава Заренкова «Три маски короля» удивил неординарностью подхода. Оказалось, что балет, похожий на экшн-игру, может иметь свою публику и успех в академической аудитории. И такой балет с философским подтекстом способен отвлечь молодежную аудиторию от малохудожественных зрелищ. А там, кто знает, может и на чистую классику молодые люди будут лучше и чаще ходить!  

                                                         

                                                                               Фото Марата Шахмаметьева

 

Не пропустите самое важное из жизни балета - подпишитесь на наш телеграм канал - https://t.me/balet24

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *