На языке современного балета: как его понять, и что хотят сказать артисты? — Балет 24

На языке современного балета: как его понять, и что хотят сказать артисты?

Источник: https://toppress.kz

Всемирно известный хореограф Пол Эмерсон, заслуженный деятель республики Казахстан Гульнар Адамова и артисты двух мировых балетных трупп рассказывают, что такое современный балет, на каком языке лучше смотреть и что нужно знать, чтобы его до конца понять в материале корреспондента Toppress.kz

Who is who? Кто стоит за современным балетом сегодня?

Что происходит с людьми в тех странах, в которых нет понятия "выражения свободы слова"? Этим вопросом с начала своей карьеры журналиста задавался Пол Эмерсон, автор статей по вопросам обороны и внешней политики США, который пришел в искусство, как он сам говорит, "окольными путями". Уже 20 лет Пол Эмерсон является художественным руководителем балетной труппы современного танца "Company E" из Вашингтона, признанной в мире "одной из лучших трупп современности" (по версии "H'aretz", Израиль) и "храброй и талантливой труппой" (по версии "Washington Post"). Труппа Пола является амбассадором культуры США в других странах, включая Казахстан, где они рассказывают реальные истории жизни, смерти, политики и трагедии на языке танца.

Я называю Казахстан – страной танцоров. Каждый раз, когда я провожу мастер-классы здесь, я вижу зал, полный очень талантливыми, внимательными и голодными до информации студентами. В эту поездку мы провели тренинг для 700 учеников. Интерес, энергия и постоянная работа над собой – это сильная платформа, которая стоит за успехом казахстанского балета, - даёт свою оценку Пол.

"Company E" уже 10 лет сотрудничает с известным на мировой сцене театром современного танца "Samruk" - казахстанская труппа под руководством Гульнары Адамовой. Весь ноябрь тандем ставил совместное шоу в 6-и городах Казахстана: Тараз, Кызылорда, Семей, Усть-Каменогорск, Павлодар и Алматы, а команда Эмерсона проводила мастер-классы по направлениям контемпорари и бродвейскому джазу. Выбор городов руководители постановок объясняют желанием "привезти балет в те регионы, куда обычно не доходит этот вид искусства". Тем не менее, последний мастер-класс от американцев пройдёт 21 ноября в седьмом городе - Нур-Султане.

Размышление о беге времени "11", которое мы показываем казахстанскому зрителю, - это очень интересное слияние американского и казахстанского балета. Нам не нужен никакой язык, кроме хореографического. Ребята прекрасно понимали друг друга на репетициях, даже не зная языка, потому что язык тела – язык международный, которому не важна ни национальность, ни государство – это язык человечности, - Гульнара Адамова о работе с американскими коллегами.

Что такое современный балет?

"Современное искусство – это признак демократичности общества. Только тогда, когда общество достигло определенного уровня в развитии, искусство может развиваться. Время, когда приоритет отдавался классическому балету, изменилось. Современный балет стремительно завоевывает популярность у казахстанской молодежи. Причина в том, что эмоции, взаимоотношения проще всего передавать с помощью лексики современного танца. Язык хореографии обладает широким диапазоном выражения", - объясняет Гульнара.

Что делать, если не понимаешь, что происходит на сцене?

Интерпретация зрителем постановки всегда верна, считает Гульнара Адамова:

"Даже, если постановка носит абстрактный характер, и зритель не всегда понимает историю, он всегда на подсознательном уровне с точностью улавливает настроение, эмоцию, которую мы хотим ему передать. В этом и состоит смысл нашей профессии", - успокаивает опытный хореограф.

Коллега Гульнары из-за океана же говорит, что понимание зрителем задумки автора зависит от соблюдения им особого баланса между искусством и артистичностью:

"Казахстанский балет, на мой взгляд, и в частности, работа Гульнары Адамовой являются показателями идеального баланса между экспрессией искусства и пониманием аудитории. Это не перегиб в сторону безумного артхауса, который оставляет неоднозначные чувства и непонимание, что только что произошло на сцене, - говорит Пол Эмерсон.

Каково быть солистом современного театра?

"В балете можно быть разным человеком. На сцене я могу быть кем угодно. Ты можешь обнажить свою душу и показать зрителю, что ты чувствуешь", - делится Сабыржан Придонов, солист театра "Samruk". 

Какие истории можно "считать" в танце современного балета?

Хрущёв и Кеннеди в балете

Пол Эмерсон рассказал нам о самом значимом в его карьере проекте – постановке программы в честь празднования 100-летней годовщины со дня рождения президента Джона Кеннеди. Для постановки Пол выбрал тему отношений США и СССР в период президенства Кеннеди и председательствования Никиты Хрущёва. Вся история демонстрировалась на языке контемпорари балета.

Длинный коридор центра Кеннеди был нашей основной площадкой. Артисты начинали движение с двух сцен, которые завершали коридор. Мы хотели рассказать историю взаимоотношений Кеннеди и Хрущева с двух точек зрения – со стороны американцев с одной сцены и русских с другой, и их столкновения – посередине. Зрители были с ними в этом историческом путешествии, они двигались вперемешку с артистами. Мы стремились показать, как шло восприятие действий с обеих сторон людьми, и что политика может меняться и мнения могут быть разными, но мы остаёмся всё теми же людьми, во многом очень похожими, - рассказывает Пол.

11 сентября: Вчера, Сегодня, 10 лет спустя

Другую историю Эмерсон "рассказал" в 2018 году в Астане о трагедии 11 сентября в Нью-Йорке. Артисты из стран Центральной Азии приняли участие в его интенсивном двухнедельном курсе, который завершился отчетным гала-концертом. 100 профессионалов, 80 из которых были казахстанцами, осуществили задумку автора в вечернем шоу контемпорари-балета «Падающий человек» о жизни Нью-Йорка за день до терракта, в день 11 сентября и после него.

Мы продемонстрировали публике историю о глубочайшей человеческой потере, которую только можно представить. Но мы закончили историю, показав Нью-Йорк 10 лет спустя, говоря, что даже из трагедии мы восстаём сильными, и что наши семьи вернутся, и наше общество вернётся, и всегда есть надежда, - делится Эмерсон об истории родного города в своей постановке.

Парящие сегодня

Серия рассказов "Парящие", которые гастролируют по Казахстану в ноябре, посвящена ежедневным драмам из жизни современного человека. Новичку в зрительном зале современного балета трудно разобрать сюжетную линию без подсказок. Авторы в коротких зарисовках рассказывают о быстротечности жизни, о борьбе со временем, которую проживает человек и в конце концов принимает его, отправляясь в дальнейший путь ("Цикл 11"), об этапах развития брака, когда в начале опорой пары, принимающей удары судьбы, является ОН, а в конце – ОНА (дуэт "Падение"). Также в представлении можно увидеть очень тонкое проявление эмпатии, когда актёры, а далее и зрители, начинают понимать чувства одинокого уборщика, который находит в своём воображении женщину своей мечты, и даже если она не настоящая, а только швабра, для него она - настоящая любовь ("Роджер и Люси", постановка французского хореографа Людовика Жоливе).

Истории, ожившие в синхронном танце двух легендарных балетных трупп, были доступны для казахстанской публики на бесплатной основе благодаря инициативе Посольства США в Казахстане. В планах американских артистов дальнейшее сотрудничество с Казахстаном и обучение коллег центральноазиатского региона. Летом следующего года Company E запустит большую программу тренингов для артистов этих стран, а весной команда Пола проведет гастрольный тур по странам Европы и Азии. Пол обещает вернуться в Казахстан, который называет "своим вторым домом". Таким образом у казахских ценителей балета еще будет повод сказать: "Welcome home, Paul!".

 
Не пропустите самое важное из жизни балета - подпишитесь на наш телеграм канал - https://t.me/balet24

На языке современного балета: как его понять, и что хотят сказать артисты?: 1 комментарий

  • Декабрь 3, 2019 в 12:13 дп
    Permalink

    цитата
    …Пол Эмерсон, автор статей по вопросам обороны и внешней политики США, который пришел в искусство, как он сам говорит, «окольными путями». Уже 20 лет Пол Эмерсон является художественным руководителем балетной труппы современного танца «Company E»…

    Беда коль сапоги начнёт тачать пирожник…

    цитата
    …зрители, начинают понимать чувства одинокого уборщика, который находит в своём воображении женщину своей мечты, и даже если она не настоящая, а только швабра, для него она — настоящая любовь…

    Ну это отклонение уже отражено в Послеполуденном отдыхе фавна.

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *