Мас­штаб­ная пре­мье­ра ба­ле­та-по­э­мы «Кор­сар»: но­вую по­ста­нов­ку пред­ста­ви­ли в Ниж­нем Нов­го­ро­де

1
298

Источник: http://www.vremyan.ru

В Нижегородском театре оперы и балета презентовали спектакль, созданный по одноименному произведению английского поэта Джорджа Гордона Байрона.

Фото: Ольга Ковалева

Пресс-показ нового балета «Корсар» на сцене Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина состоялся вечером 13 декабря, это третья в истории нижегородского театра постановка данного спектакля на музыку А. Адана, Р. Дриго Л. Делиба, Ц. Пуни (первые две были в 1965 и 1977 годах − прим. ред.).

Балет создан по одноименной поэме Джорджа Гордона Байрона, сочиненной в 1814 году. В основе сюжета романтическая история об отважных пиратах, прекрасных наложницах, коварных злодеях и роковой любви.

На фото: Александр Топлов (слева) и Морихиро Ивата (справа)

«Действие разворачивается в Средиземноморье, в эпоху порабощения Греции Османской империей. Конрад, предводитель греческих флибустьеров, стремясь отомстить турецким захватчикам, готовит нападение на дворец Сеид-паши. Суровый и бесстрашный пират, он давно разочаровался в жизни. Только две страсти владеют им − жажда мести за поруганную родину и нежная любовь к прекрасной Медоре. С тяжелым сердцем расстается с ним возлюбленная, предчувствуя недоброе…», − говорится в аннотации к спектаклю.

Нижегородская постановка балета «Корсар» отличается от общепринятой версии спектакля. Замдиректора театра по художественному руководству балетной труппой, хореограф-постановщик «Корсара» Морихиро Ивата создал большой спектакль, приближенный по духу и содержанию к поэме Байрона.

Либретто с этой целью написала Ольга Ивата. Судьба героев, место действия, накал страстей соответствует сюжету литературного произведения. Содержание балета — не приключенческий роман, а трагедия народа и человека.

«Корсары были заложниками времени, они вынуждены были так жить, выступая за свой народ и родину», — пояснил хореограф-постановщик Морихиро Ивата.

Но в балете сохранена и классическая традиция постановки «Корсара». В хореографию Иваты вплетены фрагменты оригинальной хореографии Мариуса Петипа.

 

По словам директора — художественного руководителя Нижегородского театра оперы и балета Александра Топлова, для Морихиро Иваты «Корсар» — первая работа в нижегородском театре, но стоит упомянуть о том, что он уже ставил этот балет в Бурятском театре оперы и балета в Улан-Удэ.

«Сегодняшняя работа стала для него возможностью переосмыслить этот балет, привнести свежий взгляд на него и показать зрителям новый театральный продукт», − заметил Топлов.

Ивата, в свою очередь, признается, что «Корсар» — один из самых его любимых классических балетов.

«Я определил жанр новой постановки как балет-поэма — красивая и зрелищная. Но в то же время, конечно же, это трагедия, которая чувствуется в каждой балетной партии», − сказал он.

Постановка примечательна еще и тем, что ее дирижером-постановщиком стал сам Александр Топлов.

«Я рад, что по моей просьбе согласился дирижировать этот спектакль директор театра. Самый важный момент в постановке — музыка, без нее балет существовать не может. Когда музыка шикарная, то половина балета — это уже успех», — отметил Морихиро Ивата.

В день премьеры, 14 декабря, худрук театра встанет за дирижерский пульт.

«В „Корсаре“ мне посчастливилось работать как дирижеру-постановщику. Считаю, что это правильная веха в жизни нашего театра. Рад, что у меня произошло соприкосновение с оркестром в качестве музыканта.

Музыка действительно замечательная, в ней множество нюансов, подчеркивающих драматургию этого спектакля. Интересно, что некоторые ее варианты нам пришлось немного по другому оркестровать: где-то что-то добавить или убрать.

В данном случае номера будут идти в непривычной последовательности, что связано с новым решением проекта», — рассказал Александр Топлов.

Несмотря на то, что это балет в трех действиях и шести картинах, время за просмотром летит незаметно, благодаря тому, что хореограф-постановщик Морихиро Ивата, тонко чувствующий музыку и создающий классическую хореографию, насытил эту постановку теми моментами, которые не могут не вызвать восторга.

С самого первого поднятия занавеса поражают декорации. Зрители сразу же погружаются в события, побывав то на пиратском острове, то во дворце богатого наместника, и даже в тюремной камере.

За сценографию отвечает главный художник Бурятского театра оперы и балета Алексей Амбаев, который не первый раз сотрудничает с Иватой.

«Он прекрасно воплощает свои идеи на сцене. Работая над спектаклем, досконально изучает историю, которая находит отражение в его художественных решениях. Зрители должны увидеть не только внешнюю красоту, но и историю того народа», — заметил Морихиро Ивата.

Большой вклад в масштабность постановки внес и художник по свету Константин Никитин, которого Ивата называет волшебником, приехавшего из Большого театра.

«В нашем театре не такие технические возможности как там, но, тем не менее, ему удалось создать гармоничное сочетание света и пространства», — подчеркнул Ивата.

«Мы не одну премьеру поставили с Морихиро. Команда сложилась давно, первый совместный спектакль „Дон Кихот“ увидела публика Улан-Удэ в 2007 году. В этот раз я приехал в Нижний Новгород, здесь мне работать комфортно. Хочется сделать ярким и запоминающимся этот „Корсар“, насколько это возможно и позволяет сама площадка», — рассказал художник по свету.

Отдельно хочется отметить красивые костюмы артистов балета, большую работу над которыми провела художник-модельер Нижегородского театра оперы и балета Алла Шаманина. Часть нарядов для нового спектакля была выполнена в столичной мастерской Елены Нецветаевой-Долгалевой (в прошлом артистка Большого театра — прим. ред.).

Шаманина рассказала, что все костюмы было создавать интересно, так как важно было учесть не только их красоту, но и удобство, чтобы артисты смогли свободно в них танцевать.

Балетный состав для премьеры утверждался очень тщательно. Главные партии в «Корсаре» исполнят Татьяна Казанова, Артем Зрелов, Елизавета Мартынова, Андрей Орлов, Юлия Ануфриева, Василий Козлов, Александр Лысов, Михаил Болотов, Дмитрий Пельмегов, Максим Просянников и другие (состав исполнителей можно посмотреть здесь — прим. ред.). Кроме того, к участию привлечены юные артисты балета для максимально точного воплощения сюжета.

«Артисты нашего балета очень хорошо танцуют. Они понимают, о чем эта постановка, вкладывают в нее свою душу и создают правильное настроение», — подчеркнул хореограф-постановщик.

Нижегородцы смогут увидеть премьерные показы «Корсара» сегодня, 14 декабря, и завтра, 15 декабря.

День премьеры станет ярким событием − театр создаст атмосферу светского приема. До начала спектакля зрители увидят экспозицию театрального костюма с мото-брендом как средством передвижения современных «пиратов», а также смогут сделать уникальные снимки в фотозонах.

 

«В нашем театре сейчас проводится ребрендинг. Те рельсы, на которых стоит Нижегородский государственный академический театр оперы и балета, — это все-таки современный взгляд на классику, поэтому и сам репертуар у нас будет таким же.

Балет „Корсар“ полностью соответствует названию академического театра. Эта постановка интересна. С одной стороны, я волнуюсь перед выступлением, а с другой — в чем-то уверен, потому что у нас уже был совместный проект с Морихиро», — отметил Александр Топлов.

«Мы надеемся, что улучшили эту историю, которая, на мой взгляд, получилась правдивой. Благодарен всем, кто над ней работал, и надеюсь, что спектакль понравится жителям и гостям города», — заключил Морихиро Ивата.

 

Дирижер-постановщик — Александр Топлов, хореограф-постановщик — Морихиро Ивата (с использованием хореографии Мариуса Петипа), художник-постановщик — Алексей Амбаев (г. Улан-Удэ), художник по костюмам — Алла Шаманина, художник по свету — Константин Никитин (г. Москва). Музыкальная редакция − заслуженный деятель искусств республики Бурятия Валерий Волчанецкий.

Начало в 18:00. Длительность: 2 часа 10 минут. Возрастное ограничение: 12+.

Справка

Джордж Гордон Байрон — английский поэт-романтик, который пользовался огромной популярностью у своих современников. Он создал первого в английской литературе романтического героя, чем привлек молодых, пытающихся изменить мир читателей.

В его поэмах с точными историческими подробностями воспроизводились реальные события. Современники с интересом находили в сочинениях факты из своей жизни. Книги Байрона моментально раскупались. Но романтическая поэма «Корсар» превзошла все ожидания и автора, и его поклонников. В день выхода книги 1 февраля 1814 года было продано более десяти тысяч экземпляров.

Через 40 лет французский композитор Адольф Адан начал работу над балетом по поэме Байрона по сценарию Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жоржа и Жоржа Мазилье. Авторы либретто взяли из поэмы лишь главных героев, изменив ход сюжета. Романтическая история превратилась в приключенческий роман.

Премьера «Корсара» состоялась в январе 1856 года в театре Grand Opera в Париже, а через два года в Большом театре Санкт-Петербурга.

Ценители назвали сценографию балета лучшей среди современных постановок. Поражающая воображение сцена гибели корабля производила неизгладимое впечатление.

Критики были в восхищении «от мелодичности и приятного гармонического сочетания» музыки. Однако по воле постановщиков музыка балета была дополнена фрагментами сочинений других композиторов. Лео Делиб дописал фрагмент для «Корсара» в год его премьеры, а через десять лет добавил музыку одной из самых знаменитых балетных сцен «Оживленный сад» для русской постановки Мариуса Петипа.

В 1858 году для премьеры балета в России в петербургском Большом театре Цезарь Пуни дополнил спектакль своими музыкальными номерами и оркестровками. В 1899 году Рикардо Дриго для постановки балета в Мариинском театре написал вальс и адажио.

Популярность последнего сочинения Адана высока и сегодня. Спектакль идет в крупнейших в театрах мира.

Текст: Ольга Ковалева

 

Не пропустите самое важное из жизни балета - подпишитесь на наш телеграм канал - https://t.me/balet24

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. цитата
    …Содержание балета — не приключенческий роман, а трагедия народа и человека…

    О,господи!

    цитата

    …Но в балете сохранена и классическая традиция постановки «Корсара». В хореографию Иваты вплетены фрагменты оригинальной хореографии Мариуса Петипа…

    И на этом спасибо.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here