Год начинается с премьеры

0
42

Источник: http://dagpravda.ru

Автор: Светлана Кривоносова

Более полувека назад, в 1967 году, на сцене Ленинградского театра оперы и балета поэт Расул Гамзатов, композитор Мурад Кажлаев, дирижер Джемал Далгат создали балет «Горянка» (снимок внизу), который поразил специалистов и широкого зрителя своеобразием природы национального характера горцев далекого аула, притулившегося к скалам Дагестана.

В это великое трио равноправным вошел молодой хореограф-постановщик из Ленинграда Олег Виноградов, так как органически освоил танцевальную культуру дагестанцев, создав их конкретную среду, быт, обычаи средствами хореографии. «В Германии эта горная республика стала известна благодаря Расулу Гамзатову, книга которого «Мой Дагестан» переведена на немецкий язык. А теперь и балет «Горянка» средствами хореографии раскрывает столь интересные стороны истории, обычаев и музыкальных традиций Дагестана. Музыка М.Кажлаева несравненным образом захватывает своей могучей эмоциональной силой, национальным колоритом», — делился своими впечатлениями о балете музыковед Академии искусств Германии Герлах.

В тот год газеты, специализированные журналы были полны отзывами о музыке М.Кажлаева в балете «Горянка». Вот некоторые из них: «Подобные произведения, к сожалению, композиторы пишут редко», — Максим Шостакович; «Необыкновенная выразительность музыки «Горянки» основана на удачном сочетании национальных ритмов с современным мелодическим языком», — А.Эшпай, композитор, лауреат Ленинской премии; «Расул Гамзатов и Мурад Кажлаев прославили маленький Дагестан на весь мир», — Я.Френкель, композитор, народный артист СССР; «Для меня музыка «Горянки» открыла новый мир, одухотворенный и живописный, полный приятных неожиданностей», — Г.Занев, дирижер театра «Народная опера», Болгария; «Этот балет может восхитить зрителей многих стран», — Г.Рахим, профессор Каирской консерватории, Египет; «Горянка» выше всяких похвал!», — А. Петров, композитор, народный артист СССР.

И вот спустя несколько десятилетий теперь уже Дагестанский театр оперы и балета готовит хореографический спектакль, но уже под названием «Асият» на музыку Мурада Кажлаева, так восхитившую зрителей многих стран. Сценарий по поэме Расула Гамзатова «Горянка» создан балетмейстером, мастером танцевального искусства Олегом Виноградовым, известным хореографом не только в России, успешно ставившим балеты во Франции, Италии, Южной Корее, США…

Чуть меньше месяца осталось до премьеры «Асият» на родине главной героини Расула Гамзатова, Магомеда Кажлаева и давно полюбившего Дагестан Олега Виноградова. Это своего рода экзамен для театра, балетной труппы, впервые работавшей с балетмейстером такого уровня, к тому же создателем этого хореографического произведения.

В силу своей чрезвычайной занятости в С.-Петербургском театре, Фонде поддержки классического балета Олег Михайлович работал с труппой в Махачкале с некоторыми перерывами, оставляя для репетиционной работы своего ученика – ассистента Германа Правоторхова и выпускницу Санкт-Петербургского университета культуры и искусств, магистратуры Академии русского балета им. А.Вагановой Клавдию Магомедтагирову (на снимке), к тому же одну из исполнительниц главной героини – Асият. Она-то и рассказала о том, как проходила творческая работа над спектаклем.

— Нашей труппе впервые довелось репетировать с мастером такого высокого класса. Естественно, каждый танцовщик задавал себе вопросы: как все пройдет, сможем ли соответствовать его требованиям, каков Олег Михайлович в человеческом плане? В первую же встречу он поразил своей доброжелательностью, не было взгляда свысока на нас. За выполненную задачу по-доброму хвалил, что мотивировало, вызывало желание еще больше трудиться, добиваться его одобрения. Олег Михайлович учит образности в хореографии, это помогает создавать характер героя не только хореографическим рядом, но и одновременно решать актерские задачи. В этом плане он доволен, как танцует мужскую партию Османа Муртуз Гаджиев, интересно, с внутренней наполненностью подает образ и Арсен Курбаналиев. Балетмейстер перевернул наше представление об отношении к артистам.

— В балете виноградовские простые движения хорошо смотрятся, нет загромождений. В подаче материала он вносит новые интересные прочтения: в испанском стиле — аварский танец, кумыкский – в стиле вальса. Для его танца характерны плавность, мягкость, грациозность, он несколько иной, чем тот, что мы танцевали.

(Помню, в первой редакции балета «Горянка» 1967 года не было поддержек в парных партиях. Солистку не поднимали вверх, не помогали ее вращениям, не имитировали объятий. Без поддержек раньше балета не было. Созданная Виноградовым «Горянка» была первым балетным спектаклем без подобного приема, отвечавшего духу народа, обычаям которого посвящен балет. В нынешней редакции балетмейстер ввел поддержки в третьем акте, я видела на репетиции. — Авт.)

— Меняется мировоззрение современного человека, меняется и балет. Его сцены с поддержками не коробят взгляд на эмоциональном уровне.

— Будут ли в трактовке еще какие-либо изменения?

— В трактовке образов изменений нет. А вот в партитуре есть. Виноградов работает в тесной связке с создателем музыки Мурадом Кажлаевым. По обоюдному согласию первый акт стал более динамичным, энергонасыщенным благодаря сокращениям в партитуре. Это не мешает раскрытию характера каждого действующего лица, развитию его индивидуальности, завязке, кульминации и всем событиям. Выслушивая предложения балетмейстера, Мурад Магомедович шел на уступки в редактировании. Они хорошо понимают друг друга.

Работа над балетом с его авторами — композитором и балетмейстером – особое событие в жизни артиста, особенно в той творческой обстановке, которая была ими создана. Каждый из нас, несмотря на напряженный ритм репетиций, с удовольствием шел в репетиционный зал и работал с полной отдачей и удовлетворением. Надеюсь, что балет «Асият» на дагестанской сцене – это новый этап в развитии хореографического искусства.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here