С добрейшим утром: мне все нипочем, когда танцует Баланчин

1
48

Источник: https://sputnik-georgia.ru

Балетмейстер, творчество которого определило эпоху - сегодня героем воспоминаний писательницы Лелы Анджапаридзе стал великий Джордж Баланчин, он же Георгий Баланчивадзе

Сегодня нашу встречу я начинаю весьма серьезной и философской темой, а именно - отношениями мужчины и женщины. Об этом много писалось и говорилось, но на сей раз я хочу особо коснуться этих спорных и замечательных отношений в культуре и искусстве.

Мы видели и слышали множество творческих дуэтов. Иногда мужчины и женщины в равном положении. Бывает, что мужчины вовсе забывают о своей партнерше и вместо дуэта переходят на соло. Но есть и такие случаи, когда мужчина отходит в сторону, дает женщине возможность сполна проявить свой талант, и в этом дуэте он участвует как раз для этого. Вот, такие дуэты я люблю везде – и в жизни, и на сцене.

© photo: Sputnik / Ilya Pitalev
Сцена из балета Джорджа Баланчина

Сегодня гость нашего балкона – прославленный в мире танцор и балетмейстер, создатель американского балета, господин Георгий Баланчивадзе (Джордж Баланчин). Он говорил: "В моем балете ведущей является женщина, а мужчина – сопровождающий ее почетный гость. Поскольку Бог создал мужчин для того, чтобы они возвеличивали женщин".

Георгий Баланчивадзе родился 22 января 1904 года в Санкт-Петербурге, в семье известного грузинского композитора Мелитона Баланчивадзе, которого в России называли "грузинским Глинкой". Брат Георгий, также известный композитор, дважды Лауреат Сталинской премии Андриа Баланчивадзе, вспоминал, что у них в Петербурге была пятикомнатная квартира, где обычно гостило множество детей. Андриа любил танцевать, а Георгий, представьте – нет, и он во время танцев все время сидел в углу и оттуда наблюдал за танцующими.

© photo: Sputnik / Alexander Makarov
Мстислав Ростропович, Джордж Баланчин и Юрий Григорович

В 1918 году братья расстались (тогда Георгию было 14, а Андриа – 12 лет), и их следующая встреча состоялась лишь 45 лет спустя. В 1981 году Джордж Баланчин сказал брату, что хочет поставить балет на грузинскую тему – при слиянии различных произведений (как "харчо"), и он уже подобрал произведения Андриа Баланчивадзе. В том числе отрывки из балета "Мцыри". Они начали работать, но, к сожалению, Джордж Баланчин через два года скончался и не успел осуществить свою заветную мечту. Действительно, очень жаль…

 

Когда Джорджа Баланчина, которого называли "грузинским гением американского балета", спросили, кто он по национальности, ответ последовал такой: "По генам и крови я – грузин, по национальности – петербуржец". Исследователи балета в творчестве Джорджа Баланчина выделяют три периода – "русский", "европейский" и "американский". Но, я полагаю, все три периода сопровождало то нечто особенно "талантливо грузинское", что было в генах этого великого человека.

Побывав на концерте ансамбля Нино Рамишвили и Илико Сухишвили в Америке, Джордж Баланчин был в восторге от их выступления. Он встретился с замечательной парой и сфотографировался вместе с ними. Впоследствии он также присутствовал на гастролях ансамбля песни и танца Анзора Эркомаишвили и устроил банкет на 300 человек, на котором вместе с танцорами ансамбля исполнил грузинские народные танцы.

© photo: Sputnik / Yuri Abramochkin
Художественный руководитель труппы "Нью-Йорк сити балле" Джордж Баланчин, посол США в СССР Фой Д.Колер с супругой и директор Московского хореографического училища при Государственном академическом Большом театре СССР Софья Головкина (слева направо) во время беседы при встрече

Интересно, что приехав на родину, Джордж Баланчин вместе с братом объездил всю Западную Грузию и особо был восхищен гурийскими песнями. А после возвращения из Грузии заявил: "Я почувствовал себя грузином".

Читая воспоминания Джоржа Баланчина, проникаешься ощущением, что этот великий человек прошел не одну, а несколько жизней.

В девятилетнем возрасте его отдали в Петербургскую главную императорскую балетную школу. Он помнил встречу с царем Николаем II, когда после одного из представлений маленьких артистов представили царской семье. Особо отпечатались в памяти маленького Георгия светлые глаза императора и его рост, великолепное одеяние его супруги, красота его дочерей и шоколад, уложенный в серебряные коробки.

 

Учащиеся балетной школы гуляли по петербургским улицам, наслаждались белыми ночами и чувствовали аромат все еще того города, по которому гулял сам Пушкин. После революции город изменился. Никому не было дела до балета, и маленькие артисты иногда даже выступали в цирке с индийскими танцами – получая за это один хлеб.

В 1921 году Георгия приняли в кордебалет Государственного театра оперы и балета. Параллельно он поступил в Петроградскую консерваторию, где обучался игре на фортепиано, теории музыки, гармонии и композиции. Говорят, что именно глубокое знание музыки способствовало Георгию Баланчивадзе в том, чтобы его балет проявился полноценно. Его даже называли "переводчиком музыки на танец".

В 1923 году Георгий Баланчивадзе стал одним из организаторов экспериментальной группы "Молодого балета" и впервые попробовал свои силы как хореограф.

В 1924 году, во время гастролей в Германии, Георгий вместе с несколькими танцорами остался в этой стране. Вскоре начал работать в Париже, хореографом в труппе знаменитого "Русского балета Сергея Дягилева". Так закончился в его творчестве "русский" период и начался "европейский".

В 1924-1929 годах Георгий Баланчивадзе был ведущим танцором и главным балетмейстером "Русского балета Дягилева". К сожалению, он получил травму и полностью переключился на педагогическую деятельность.

В этот период он поставил девять больших балетов и несколько отдельных номеров. В 1929 году, после смерти Дягилева группа распалась, и Георгий продолжил работать в Лондоне и Копенгагене. Затем на определенный период вернулся в обновленный "Русский балет". А в 1933 году, по настоятельной просьбе американского мецената Линкольна Кирстайна, Георгий Баланчивадзе (к тому времени – уже Джордж Баланчин) решил отправиться в США.

Примечательно, что к тому периоду он еще не владел английским и, говорят, у него до конца сохранился особый акцент. Однако сам он заявлял, что говорил на английском известного американского поэта и либреттиста Гарри Ханта. В 1934 году Баланчин основал "Американский балет", который успешно выступал на сцене "Метрополитан-оперы". В начале 40-х годов балет распался, а Баланчин поставил свой первый балет на Бродвее.

 

В 1948 году Джордж Баланчин возглавил Нью-Йоркское "Балетное общество", которое впоследствии было названо Нью-Йоркским городским балетом и которое успешно объездило с гастролями весь мир.

Хорошо помню гастроли балета Джорджа Баланчина в Тбилиси. Это был 1971 год. Мне было 11 лет, мама меня "нарядила", и мы пошли в Большой концертный зал Филармонии. Единственное, что мне запомнилось на представлении, это удивительная красота – я чувствовала себя будто в сказке. И в тот день мне приснилось, что я танцевала и была такой же красивой, как те балерины на сцене. Еще запомнила, как мама мне объяснила – это балет об украшениях и дорогих камнях…

 

Впоследствии я узнала, что именно балет "Драгоценности", по мнению критиков, определил развитие хореографии ХХ века. Существует версия, что он был создан на основании общей идеи Джорджа Баланчина и известного ювелира Клода Арпеля. Также считается, что каждый из трех камней – три периода, отражающие жизненный и творческий путь Джорджа Баланчина: "изумруды" в сопровождении музыки Габриэля Форэ – выражают утонченность и элегантность Франции, "гранаты" в сопровождении музыки Игоря Стравинского – остроту Бродвея. А бриллианты" с музыкой Петра Чайковского – ностальгию по кристальной чистоте петербургской императорской балетной школы.

У Джорджа Баланчина было четыре официальные жены, все четверо – балерины: Тамара Джева, Вера Зорина, Мария Толчиф и Танакиль Леклерк. Баланчин хотел жениться и в пятый раз – на Сьюзен Фаррелл, но молодая муза ему отказала.

© photo: Sputnik /
Хореограф грузинского происхождения Джордж Баланчин

Джордж Баланчини скончался в 1983 году. Он похоронен на Оклендском кладбище в Нью-Йорке. Согласно завещанию, все имущество маэстро передано его помощнице и давней подруге Барбаре Хорган и приме-балерине Нью-Йоркского балета, а также ближайшей подруге Карине фон Арольдинген Гервиц.

К сожалению, несмотря на множество браков и романов, у Джорджа Баланчини наследников не осталось. А вот на планете Меркурий один из кратеров был назван его именем. Кстати, Меркурий из планет Солнечной системы находится к Солнцу ближе всех.

Желаю счастливого, успешного и в душе солнечного дня!

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. цитата

    …Говорят, что именно глубокое знание музыки способствовало Георгию Баланчивадзе в том, чтобы его балет проявился полноценно. Его даже называли «переводчиком музыки на танец»…

    Безусловно,Баланчин-Явление! Жаль только,что его мало интересовало,что хотел выразить композитор . Отсюда конструктивность многих его работ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here