Балет не для слабых. Мастер сцены Большого театра Беларуси рассказал о своих буднях и мечтах

0
314

Источник: https://minsknews.by

Ведущему мастеру сцены Большого театра оперы и балета Беларуси Егору Азаркевичу удается с невероятной легкостью и романтизмом воплощать образы принцев в балетах «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Спящая красавица». Сложно устоять перед обаянием Тристана и мужеством Спартака в его исполнении. А в жизни артист не стремится к публичности и не дает интервью, поэтому стоит порадоваться уникальной возможности, выпавшей корреспонденту агентства «Минск-Новости», узнать о его творчестве из первых уст.

— Ваш путь на сцену с чего начинался?

— У мамы, Натальи Александровны, была давняя мечта танцевать на сцене, но не получилось ее осуществить. А когда она была беременна, уверяла близких, что, независимо от того, родится сын или дочь, ребенок будет заниматься танцами. Так что моя судьба уже тогда была предрешена.

Кстати, мама остается самой преданной моей поклонницей и приходит почти на каждый спектакль с моим участием, дарит цветы. Очень ей благодарен за то, что в зале есть тот человек, которому хочется показать, чего добился. Она всегда очень переживает и волнуется за меня.

С 4 лет я уже занимался в танцевальном кружке во Дворце культуры железнодорожников. Неподалеку находится СШ № 168 с хореографическим уклоном, где учился 4 года, а в пятый класс поступил в Белорусский государственный хореографический колледж.  

Как и многие мальчишки, я любил футбол, играл в него до 9-го класса, пока не сломал руку. Тогда осознал, что нужно выбирать: или спорт, или занятия балетом. Понял, что хочу получать профессию, а для этого надо много работать над собой.

Моим педагогом был Уран Азимов (до него у меня на протяжении пяти лет менялись педагоги). Он был жестким, выгонял из зала, если казалось, что ленюсь. Приходилось очень много работать.

За год до выпуска из колледжа отправился в Большой театр на стажировку. Попав в кордебалет, понимал, что нужно совершенствоваться, делать что-то, чтобы меня заметили и доверили, хоть маленькую партию.

Не стоять в кордебалете, а двигаться вперед

— А что нужно, чтобы заметили?

— Трудолюбие. Невозможно, наверное, чтобы пришел в театр, и у тебя всё получалось с блеском. Важно, чтобы в тебе увидели потенциал, предложили небольшую роль, и оправдать доверие руководства, использовать свой шанс по максимуму.

— Насколько важно умение конкурировать?

— Конкурирую, прежде всего, с самим собой. Артисты балета не соревнуются друг с другом, каждый преодолевает себя, понимая, что должен стать лучше, профессиональнее.

— Из ролей, исполняемых вами сейчас, какие ближе?

— Роль Спартака. Это партия, которую хотел исполнить еще со времен обучения в колледже. Прошло много лет, пока моя мечта сбылась. Роль доставляет мне громадное удовольствие, несмотря на то что она безумно тяжелая, одна из самых сложных мужских партий в репертуаре нашего театра. В ней можно показать все свое мастерство, передать заряд эмоций и энергии.

Исполняю и роли принцев. Они чаще бывают в нашем репертуаре, а Спартак — реже. Может, еще и поэтому он мне дороже.  

Заметил, что мне ближе отрицательные роли, они интереснее, в них больше красок. Все партии, которые станцевал, остались в памяти, они связаны с различными периодами жизни. Есть что вспомнить, ведь этот сезон в театре для меня 13-й. Понимаю, что взрослею и с каждым годом приходят опыт и мастерство, но и за своей формой нужно следить больше. Если не буду работать над собой, начну скатываться назад.

«Корсар»

Как настраиваетесь на работу?

— Бывает, педагог помогает настроиться. С опытом понимаю: если совсем не получается, нет настроения и желания, лучше завтра сделать все на полную силу, чем сегодня некачественно. Учусь рассчитывать силы и разумно планировать время.

Перед выходом на сцену у меня нет определенных ритуалов, не ношу и талисманов, а вот молитву прочесть могу.

— Уйдя за кулисы после окончания спектакля, что сразу же делаете?

— Начинаю анализировать, как сегодня исполнил роль, что сделал, а что — нет. Раскладываю все по полочкам, затем освобождаюсь от мыслей и отдыхаю.

«Театр – дом, в котором провожу большую часть жизни»

— Профессия для вас…

— Образ жизни. Театр — дом, в котором провожу большую часть жизни. Здесь, можно сказать, живут наши артисты, вырастают их дети, а затем приходят и их внуки.

В 2010 году было очень много работы, даже подсознательно хотелось отдохнуть и полежать. И вдруг — получил серьезную травму во время спектакля. На больничном провел 9 месяцев. Через две недели вынужденного отдыха начал сильно скучать по сцене, переживал, удастся ли на нее выйти. Не понятно было, восстановится мое здоровье или нет, ощутил, что не смогу жить без зрителей и сцены.

К сожалению, в нашей профессии, наверное, нет артиста, который прошел бы свой путь без травм. Порой снять сильную боль перед спектаклем помогают уколы и массаж. Конечно, попросить найти замену можно, но ты понимаешь, что другой не успеет отрепетировать, а это определенный риск. Выйдя на сцену, вживаешься в роль, переключаешься и порой не чувствуешь боли.

«Спартак»

— Давайте поговорим о ролях, которые хотелось бы исполнить, и артистах балета, служащих вам ориентирами в профессии.

— Мечтаю сыграть графа Альберта в спектакле «Жизель». Эту партию в нашем театре я еще не исполнял. Она, мне кажется, должна быть в творческой копилке ведущего артиста в любом театре. Партия интересная, история предательства полна драматизма — все это нужно суметь сыграть. К сожалению, спектакль редко идет, да и мы порой уезжаем на гастроли, когда он запланирован к показу.

Когда готовишь партию, смотришь видео выступлений артистов различных театров. Стараешься тянуться к тем, кто опытнее и сильнее тебя. В Михайловском театре премьер Леонид Сарафанов, в Большом театре —заслуженный артист России Михаил Лобухин. Это достойные артисты.

Когда учился в училище и репетировал адажио из «Спартака», спрашивал совет у Антона Кравченко. У Игоря Артамонова консультировался, когда репетировал «Лебединое озеро», по образцу его колета шили костюм и мне.

— Чем занимаетесь в свободное время?

— В основном — учебой в Белорусской государственной академии музыки, со временем стану преподавателем классического танца. Пока же единственный выходной день — понедельник — проходит там. А если выдается свободное время, могу ничего не делать, чтобы восстановить силы, или сходить в кино, отвлечься и сменить обстановку.

Уже долгое время вожу машину, поэтому нет того напряжения, которое присуще начинающему водителю, иногда хочется немного погонять, но сдерживаю себя и стараюсь быть аккуратным на дороге.

«Эсмеральда»

— На ваш взгляд, что можно сделать, чтобы балет был популярен среди юных зрителей?

— Родителям нужно самим ходить в театр и брать с собой детей. Помню первый спектакль, который увидел в детстве, — «Чиполино» в Большом. Мне было, наверное, 4 года, когда мама привела меня в театр. А первый мой выход в роли арапчонка на сцену состоялся в балете «Корсар» — спустя год обучения в колледже.

Было страшно, смущался ужасно… Страх прошел с опытом, чем больше ролей, тем меньше его остается. Теперь его вовсе нет, осталось только волнение за то, что может что-то не получиться. Все равно выйдешь на сцену, поэтому волнение подавляешь внутри себя.  

С гастролями мы были в Мексике, Китае, во многих странах Европы. Зрители тепло принимали нас, общались, просили автографы. Хотелось бы отправиться на гастроли в США и Австралию, увидеть сцены театров этих стран, познакомиться со зрителями и продемонстрировать возможности нашей балетной школы.

Фото Михаила Нестерова

Автор: Наталья Пахомович

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here