В Петербурге балетом отметят 90-летие Олега Каравайчука — Балет 24

В Петербурге балетом отметят 90-летие Олега Каравайчука

Михайловский театр и Фонд Олега Каравайчука представили премьеру - в рамках проекта "Эрмитажные вечера" петербуржцам покажут балет "Гамма", основанный на одноименном сочинении легендарного композитора.
 
 Фото: Алексей Даничев/РИА Новости
 

Для широкой публики эта музыка зазвучит впервые: Каравайчук записал ее в 2015 году на императором рояле Эрмитажа специально для хореографической постановки. Свет она увидит к юбилею маэстро, которому в конце декабря исполнилось бы 90 лет.

Премьер Михаловского театра Марат Шемиунов Олега Карвайчука знал не понаслышке. Пять лет назад их познакомила балерина, народная артистка РФ Алла Осипенко, с тех пор сотрудничество танцовщика и композитора стало почти беспрерывным - вместе они создали более сотни мультижанровых проектов. Чего только не было: экспериментальные постановки, перформансы, выступления в музеях, однако на театральной сцене балет на музыку Каравайчука ставят впервые.

- Во время одной из наших встреч Олег Николаевич передал мне в руки диск. Он сказал: "Марат, здесь музыка для балета - гениальная штука”. Для меня это то же самое, если бы ко мне подошел Чайковский или Моцарт, и если бы я не схватился за эту идею, я просто не смог бы с этим жить, - вспоминает Шемиунов.

Хореографа, способного воплотить в пластике столь сложное произведение, солист Михайловского театра нашел в Израиле. Им стал Рой Ассаф, известный своими работами во Франции и Голландии. И хоть об эксцентричном петербургском композиторе он до этого даже не слышал, но к участию в проекте подключился с сразу же. По собственному признанию, когда он впервые услышал "Гамму", из его глаз покатились слезы.

- Это просто и сложно, конкретно и абстрактно, духовно и телесно, приземленно и возвышенно, жестко и мягко, далеко и близко - все одновременно, - поясняет Ассаф.

Музыка вдохновила его на создание мини-спектакля для трех танцовщиков (помимо Марата Шемиунова, в постановке заняты Сергей Стрелков и Андрей Касьяненко), который отсылает зрителя к внутреннему миру самого Каравайчука. Гению, композитору и человеку не всегда было просто ужиться с самим собой, а потому персонажи живут на острие страстей: ссорятся и мирятся, сходятся и снова расходятся. Динамику балета подчеркивает сложнейшее световое решение, придуманное израильским художником Омаром Шизафом: оттенки подсветки сцены меняются каждые 15 секунд.

- Это было настоящее чудо: мы не прикладывали никаких усилий, музыка сама диктовала, что делать. Все мы вдруг стали будто частью какого-то обряда, действа. Это не совсем балет. Можно сказать, что балет - младший брат "Гаммы" Каравайчука, - подчеркивает Марат Шемиунов.

После петербургской премьеры (а "Гамма" станет одним из программных спектаклей "Эрмитажных вечеров Михайловского театра") постановку, возможно, покажут на малой сцене Новосибирского театра оперы и балета. Однако Фонд Олега Карвайчука реализует проекты не только в России, но и за границей, поэтому весной увидят ее также в "Русском доме" Берлина и на Фестивале русской культуры в Японии. Отсмотрит "Гамму" и комиссия национальной театральной премии "Золотая маска". Создатели балета надеются, что музыка Каравайчука будет ими услышана.

Справка "РГ"

Сочинять музыку Олег Каравайчук начал очень рано - первые опыты были предприняты в возрасте четырех лет. За всю жизнь он стал композитором более чем 200 фильмов и спектаклей, с ним сотрудничали Сергей Юрский, Василий Шукшин, Илья Авербах, Кира Муратова. Часто Каравайчука называли одним из первых в искусстве эпатажа: он мог выступать с наволочкой на голове или играть лежа на рояле. Не стало музыканта летом 2016-го, он скончался на 89-м году жизни.

Источник: https://rg.ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *