С добрейшим утром: Рудольф Нуриев — принц, разбудивший балет

1
434

Источник: https://m.sputnik-georgia.ru

Лела Анджапаридзе
 

Колумнист Sputnik Грузия вспоминает о легендарном Рудольве Нуриеве, который своей гениальностью, хараектером и мечтой поразил мир танцевального искусства

 

Добрейшего вам утра! Сегодня на наш балкончик вихрем ворвется неугомонный, противоречивый, талантливейший человек, один из самых выдающихся танцоров современного балета, балетмейстер и, не удивляйтесь, дирижер, "человек-скандал", как назвала его мировая медиа, легендарный Рудольф Нуриев, который родился 17 марта 1938 года.

 

Говорят, настоящая фамилия Рудольфа - Нуреев. Ее он переделал после того, как уже стал известным. В его официальной биографии также отмечается, что он родился в городе Иркутске. На самом же деле местом его рождения было купе поезда, следовавшего на пересечении азиатской низины и монгольских гор, мчавшего его семью на Дальний Восток, к месту новой работы отца Рудольфа. Его предками были татары и башкиры, и Нуриев очень гордился, когда о нем говорили, что он был потомком Чингизхана. Именно поэтому отличался самовольным, горделивым и взрывным характером.

Говорят, настоящая фамилия Рудольфа - Нуреев. Ее он переделал после того, как уже стал известным. В его официальной биографии также отмечается, что он родился в городе Иркутске. На самом же деле местом его рождения было купе поезда, следовавшего на пересечении азиатской низины и монгольских гор, мчавшего его семью на Дальний Восток, к месту новой работы отца Рудольфа. Его предками были татары и башкиры, и Нуриев очень гордился, когда о нем говорили, что он был потомком Чингизхана. Именно поэтому отличался самовольным, горделивым и взрывным характером.

Великая Майя Плисецкая говорила, что "пафос танца в нем пламенел, как огонь, сжигающий свои жертвы на эшафотах. А попросту сказать, дарование Рудольфа Нуриева уже тогда обладало чудодейственным свойством согревать сердца, освещать людям путь во тьме их существования, а то и сжигать в человеке зло и неразумие".Известная французская писательница Франсуаза Саган характеризовала его, как "мужчину в трико и балетных туфлях, одинокого и красивого, смотрящего в тусклое зеркало взглядом недоверчивым и восхищенным на отражение своего Искусства".

Хочу обратить ваше внимание на то, что в качестве первого танцевального эпизода я подобрала танец из балета "Гаянэ", чтобы подтвердить мнение критиков и профессионалов в связи с тем, что Нуриев после прославленного танцора Вацлава Нежинского был первым, кто сумел поднять мужской балет на ту вершину, которую в балетном искусстве обычно покоряют женщины.

У Рудольфа было очень тяжелое детство. В 1941 году, после начала войны, отец ушел на фронт, а мама вместе с детьми была эвакуирована в Башкирию, в село Чишуана близ Уфы, где и прошло детство Нуриева. Семья настолько нуждалась, что зачастую за весь день на их столе бывал лишь кусок козьего сыра и несколько картофелин. Однажды маленький Рудольф настолько проголодался, что не выдержал, схватил кастрюлю, в которой варился картофель, ошпарился кипятком и попал в больницу. Он вспоминал, что там, по сравнению с домом, его настолько хорошо кормили, что ему уже не хотелось уходить, и, вернувшись домой, он частенько подумывал, не повторить ли этот болезненный эксперимент.

 
PHILIPPE WOJAZER / AFP
Рудольф Нуриев

В 1945 году в уфимский театр, который был известен тем, что на его сцене выступал даже великий Шаляпин, приехала на гастроли труппа Большого театра. Мать завела Рудольфа и его сестер по одному билету на балет, в котором главную роль исполняла башкирская балерина Зайтуна Насредтинова. Впоследствии Нуриев вспоминал, что это представление принесло ему огромное счастье, увело от нищенской реальности и подарило мечту. "Я полюбил балет и услышал "зов", - говорил Нуриев.

В 1948 году его старшая сестра Роза привела Рудольфа, который в то время уже танцевал в школьном хореографическом ансамбле, к своему педагогу по танцам, бывшей балерине Анне Удальцовой, которая некогда выступала с Анной Павловой и дружила с Федором Шаляпиным. Через несколько месяцев Удальцова заявила, что Рудольф - будущий гений. И она не ошиблась.

 

14-летний Рудольф был вынужден убежать из дому, поскольку вернувшийся с фронта отец был категорически против, чтобы его единственный сын танцевал на сцене и смеялся над его "немужским" выбором.

И та же замечательная женщина, Анна Удальцова воспользовалась своими знакомствами и отправила Рудольфа в самую лучшую на то время балетную школу - Ленинградское училище имени Вагановой. Ровно через неделю талантливого юношу приняли, но он не мог правильно ставить ноги в первую позицию.

Нуриев трудился до изнеможения. Он понимал, что это единственный шанс для исполнения его мечты, который он должен был использовать до конца.

К счастью, ему попался один из лучших педагогов русского балетного искусства - Александр Пушкин, удивительно интеллигентный, теплый человек, который передал Нуриеву не только знания и опыт, но и любовь.

После окончания училища Нуриева пригласили в Большой театр, в Театр имени Станиславского и в Ленинградский театр имени Кирова. Он предпочел третий вариант и стал партнером замечательной балерины Натальи Дудинской.

На протяжении трех лет работы в театре Нуриев исполнял почти все ведущие партии, сам выбирал себе костюмы и вносил изменения в хореографию. У него был довольно сложный характер, он не подчинялся принятым в обществе правилам. Отличался способностью проводить свое мнение и стремлением к свободе. Разумеется, это многим не нравилось.

Примечательно, что близкие друзья Нуриева всегда подчеркивали, что его определенная грубость, цинизм и бравада были самозащитой, и что он подобным поведением хотел защитить от бесцеремонных сплетен и взглядов только его собственные, существующие в нем самом ценности.

В 1960 году, в конце гастролей Театра имени Кирова в Париже, в аэропорту Ле-Бурже, откуда театр отправлялся в Лондон, Нуриеву объявили, что он должен был вернуться в Москву. Рудольф понял, что было принято решение о строгих мерах в отношении него, и опередил события - остался в Париже, попросив политическое убежище. С того дня начался, как он говорил, его свободный полет.

Уже через неделю он выступал как солист интернационального балета Маркиза де Куэваса в балете "Голубая птица". Затем Рудольф отправился в Копенгаген, где познакомился со своим будущим педагогом, легендарной Верой Волковой, и через нее - с неповторимой балериной, дамой (это звание, наподобие рыцаря, только для женщин) Марго Фонтейн, которая в последующие 15 лет оставалась его королевой.

Когда они встретились, Рудольфу было 24, а Марго - 43 года. Их первый дуэт состоялся в балете "Жизель", а в 1964 году балетмейстер Иштон специально для них поставил балет "Маргарет и Армани". Их, одну из самых легендарных и известных пар в истории балета, которая объездила весь мир, называли "вдохновенным союзом самой сдержанной английской дамы и самого взрывного татарского князя".

А люди, как водится, начали сплетничать о романе Рудольфа и Марго. Говорили даже, что Марго родила от него ребенка, который погиб. Но все, кто знал их близко, уверяли, что их связывали только дружеские отношения, и они очень друг друга любили. Когда Марго заболела (у нее обнаружили опухоль), Нуриев оплачивал расходы, связанные с ее лечением. Между прочим, это среди его же друзей вызвало удивление, поскольку Рудольф отличался излишней экономностью и прижимистостью.

О Рудольфе, вообще, было много разговоров. В том числе и о его тяжелом характере, но я считаю, что гении имеют право ошибаться, тем более, когда эти ошибки касаются их личной жизни, и для них это, предположительно, вообще не является ошибкой.

А Нуриев в своем деле, действительно, был гением. Многие не знают, что Рудольф Нуриев после завершения балетной карьеры начал карьеру дирижерскую. В 1992 году он дирижировал Венским резиденц-оркестром, а на следующий год, по приглашению директора Татарстанского оперного театра, приехал на гастроли в Казань, где также стоял у дирижерского пульта.

Рудольф в течение 10 лет боролся со страшным недугом и скончался 6 января 1993 года. На панихиде, которая проходила в парижской Гранд-опера, по его завещанию, играли музыку Баха и Чайковского, на пяти языках читали стихи Пушкина, Байрона, Гетте, Микеланджело. Его похоронили в Париже, на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Я все же думаю, что Рудольф Нуриев прожил замечательную жизнь. Он достиг своей заветной цели и по сей день считается "принцем, разбудившим балет". А я, как неисправимая оптимистка, напоследок хочу предложить совершенно иного и несерьезного Нуриева. Он оставался принцем, даже когда шутил.

Желаю счастливого, успешного и возвышенного, как прыжок Нуриева, красивого дня!

 

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. цитата
    …Нуриев после прославленного танцора Вацлава Нежинского был первым, кто сумел поднять мужской балет на ту вершину, которую в балетном искусстве обычно покоряют женщины…

    Лела,вы вроде бы грузинка, поэтому странно,что вы определяете подобными именами прогресс в мужском танце. Здесь уместнее упомянуть Чабукиани,Ермолаева,Васильева, Владимирова,Годунова. В танце обозначенных вами практически отсутствовал тестостерон…Это,безусловно, выдающиеся балетные мальчики,но им нет места в героике,которая и составила действительный прогресс в мужском танце.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here