Балерина Людмила Хитрова: «Счастливая, успешная в любимой профессии мама лучше уставшей домохозяйки»

0
80

Источник: https://minsknews.by

Об отпуске по уходу за ребенком на пике карьеры корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала заслуженная артистка Беларуси, ведущий мастер сцены Большого театра Людмила Хитрова.

— В Большом не будет спектаклей до сентября. Как живут артисты?

— Уже больше месяца труппа нашего театра в частично оплачиваемом отпуске. Обещают, что вот-вот репетиции должны возобновиться. Мы все с огромным нетерпением ждем выхода на сцену.

— Такой вынужденный перерыв — экстраординарное событие. Вот и вы из-за рождения ребенка пропустили лишь один театральный сезон. Чем запомнился нынешний?

— У меня было много поездок. Причем по личным приглашениям, не в составе труппы: матерей, воспитывающих детей до 3 лет, разрешили отправлять в командировки лишь недавно. Выступала в Польше, Китае, Ирландии.

Обычно в таких поездках балетные артисты каждый день переезжают. Приходится всякий раз адаптироваться, привыкать к новой площадке. В Греции повезло: выступали на одной сцене в небольшом городе недалеко от Афин. Поэтому, несмотря на насыщенный график, однажды даже удалось искупаться в море.

Надеюсь, театральный сезон не закончился и впереди ждет премьера. Молодой постановщик Сергей Микель ставит спектакль «Пер Гюнт».

В балете сохранена основная сюжетная линия пьесы Генрика Ибсена. Ее герои и проблематика — предназначение человека, поиск самого себя, потеря своего истинного пути. Но в постановке появятся и современные черты. Балет насыщен драматизмом. Я исполняю партию Сольвейг, любовь которой — спасение для Пер Гюнта. Репетиций пока было немного, но я работаю над образом.

— И в отпуске?

— Да. Каждый день делаю упражнения на растяжку. Я занимаюсь балетом с 10 лет и отлично понимаю, что моя профессия требует колоссальной самодисциплины. Без каждодневных физических нагрузок тело теряет форму: утрачивается эластичность связок, слабеют мышцы, костный аппарат. Восстановиться после перерыва очень сложно.

— Говорят, балетный мир жесток. Это так?

— Когда 12 лет назад я пришла в театр, смотрела на всех широко открытыми, наивными глазами. Сегодня многое изменилось. С коллегами связывают деловые отношения. Настоящих друзей немного. К сожалению, с годами понимаешь, что за красивой картинкой прячутся нелицеприятные вещи: зависть, обман, интриги.

— Профессиональные травмы случаются?

— Не без них. Как правило, это проблемы со связками, сухожилиями, стопой. Почти у всех деформированы косточки на ногах. Одна девочка из кордебалета недавно сделала операцию по ее удалению. И для нее это такое счастье! Кто-то копит деньги на увеличение груди или липосакцию, а артисты балета — на удаление косточки.

— Майя Плисецкая не родила ребенка, потому что боялась потерять форму. А вы на пике карьеры решились уйти в декретный отпуск. Для ведущего мастера сцены это был сложный выбор?

— И да, и нет. Узнав о беременности, не испугалась. Мне было 28. Понимала, что карьера рано или поздно закончится, а ребенок будет моим продолжением. Но тогда я исполняла партию Женщины в премьерном спектакле «Орр и Ора», репетировала «Корсара» — нужно было время, чтобы психологически перестроиться. В тот период меня очень поддержала семья. Решение на время оставить театр приняла сразу, а вот привыкала к нему постепенно. На втором месяце перестала выступать. Повезло, что беременность совпала с окончанием театрального сезона: пропустила лишь один. После рождения малыша лишние килограммы ушли сами собой. Продолжала поддерживать физическую форму, а когда сыну исполнилось полгода, вновь вышла на сцену.

— Не боялись осуждения окружающих: мол, что за мать, оставила ребенка…

— Считаю, что, подарив новую жизнь, женщина не должна забывать о себе. Счастливая, улыбающаяся, успешная в любимой профессии мама лучше уставшей, замученной бесконечными хлопотами домохозяйки. Причем время, проведенное вместе, будет более ценно для обоих.

— Вы впечатлительный человек? Людские пересуды сильно ранят?

— Балетный мир не приемлет слабых. Я не из них, у нас с супругом очень непростая история. Конечно, порой сложно справляться с эмоциями, хотя я учусь. Понимаю, что невозможно быть хорошей для всех.

— Кто помогает воспитывать малыша?

— Олег (супруг — заслуженный артист Беларуси Олег Еромкин. — Прим. авт.). Мои мама Елена Григорьевна и папа Анатолий Владимирович. Они живут в Нижнем Новгороде, но по очереди приезжают нянчиться с внуком.

У нас очень теплые отношения. Не помню, чтобы когда-нибудь меня ругали, осуждали, упрекали. Они самые близкие люди. Знаю, что родители всегда поддержат.

— Нынешняя ситуация — непростое испытание. Для творческих людей особенно. Удается находить в ней свои плюсы?

— Конечно. В вынужденном отпуске наслаждаюсь домашним уютом, общением с родными, воспитанием сына. Наверстываю, так сказать, упущенное.

Сейчас Даниилу 2 года. Это такой замечательный возраст, когда ребенок познает окружающий мир. Ему всё интересно! Для меня это золотое время: мы вместе играем, читаем, рисуем, гуляем в парках. Сейчас могу себе позволить то, на что раньше не хватало времени. Знаете, несмотря на тяжелые физические нагрузки, которые приходится выдерживать артисту балета, скажу честно: быть мамой сложнее. Это ежеминутный кропотливый труд, требующий колоссальных энергетических затрат! Вечером чувствую себя выжатой как лимон: ложусь и моментально засыпаю.

— Расскажите, пожалуйста, о сыне.

— Даник — большой непоседа. Даже когда смотрит мультфильм, его глазки устремлены на экран телевизора, а ножки приплясывают.

Особенная страсть сына — поезда. Мы часто приезжаем на железнодорожную станцию и машем проезжающим мимо составам. И машинисты отвечают! Это так приятно, Даниил в восторге.

Вообще с появлением сына жизнь изменилась. Если раньше мы с Олегом встречались с друзьями, ходили в кинотеатры, на выставки, то сейчас весь мир вращается вокруг малыша. Он наш главный зритель.

Вся эта ситуация с пандемией — время переосмысления. Возможность расставить в жизни приоритеты, задуматься о настоящих ценностях, будущем…

— Артисты балета одними из первых уходят на пенсию. Конечно, вам до нее еще долго. Тем не менее задумывались, чем займетесь после завершения карьеры?

— Артисты балета имеют право на пенсию после 20 лет работы. Ребята, которым до нее оставалось 3–4 года, интересовались размером выплаты. По новому законодательству им насчитали 40 рублей. Так что танцевать я буду вечно (улыбается). А если серьезно, хотела бы открыть балетную школу. Сегодня их немало в Минске, но за яркой рекламой порой лишь профанация.

Мне интересно обучать тех, кому балет действительно интересен. Моя знакомая, к примеру, встала на пуанты в 30 лет. У нее открылось второе дыхание. Конечно, о профессиональной карьере речь не идет, но благодаря новому увлечению она расцвела: появился блеск в глазах, вкус к жизни. Надеюсь, мои знания и опыт будут полезны людям. Дарить другим радость — настоящее счастье.

Справочно:

В репертуаре Людмилы Хитровой — партии Жизели в балете «Жизель», Золушки в «Золушке», Евы в «Сотворении мира», Джульетты в «Ромео и Джульетте», Анны в «Витовте», Одетты-Одиллии в «Лебедином озере» и другие. Гастролировала в Великобритании, Италии, Мексике, Южной Корее, Германии, Испании, Франции.

Фото Павла Русака

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here