Илзе Лиепа: Балет — искусство, которое постоянно развивается…

0
183

Источник: http://gazetauzao.ru

27 июля народному артисту СССР Марису Лиепе исполнилось бы 84 года. Его дочь, народная артистка России, лауреат Государственной премии РФ Илзе Лиепа в ходе онлайн-конференции рассказала о своей семье, о том, чему научилась у отца, а также поделилась размышлениями о значении балета в современном мире. Кстати, вот уже 19 лет в созданных балериной школах по авторским программам обучают искусству хореографии детей и взрослых.

- Илзе Марисовна, насколько важную роль в выборе вами профессии сыграл отец?

- Безусловно, его образ жизни стал бесценным примером для подражания, и я бесконечно благодарна своей семье за то, что с детских лет в нас с братом воспитывали творческое отношение ко всему, что мы делали. И для меня, и для Андриса семья по-прежнему важна. И я пытаюсь передать своим ученикам правильные жизненные ориентиры, ведь, когда они есть, все в жизни начинает складываться в верном направлении.

- Как вы пережили изоляцию? Ощущался ли творческий простой?

- Для артистов балета простой - это катастрофическая ситуация, а уж про учеников, для которых каждый день бесценен, и говорить нечего. Поэтому, чтобы наверстать упущенное, я выступила инициатором проведения профессионального интенсива в ДК "Алексеевское". Это феноменальный комплекс, который дает артистам балета возможность привести тело в порядок в кратчайшие сроки. Мы делимся профессиональными секретами с молодежью и объясняем, как быстро войти в форму.

- В режиме самоизоляции ваша школа нашла новый формат преподавания?

- Как ни странно, период пандемии оказался временем немыслимой активности - мы занялись мозговым штурмом. Оглянулись и поняли, что у нас есть драгоценная возможность создать концепт, позволяющий работать как с профессионалами, так и с любителями. В частности, мы разработали специальные программы, которые прекрасно готовят ребенка к занятиям балетом. Я всячески поддерживаю родителей, осознающих, что балет совершенно необходим для развития ребенка, и теперь появились новые возможности для работы с самыми юными учениками.

Также стало понятно, что из онлайн-формата мы не выйдем, потому что возникла потребность в межрегиональных и международных трансляциях. Если люди хотят быть причастными к нашим культурным программам, а живут при этом, например, на Урале, именно онлайн-формат позволяет им это сделать. В общем, пандемия помогла многое осознать, и сейчас мы готовимся к открытию новой студии.

- Сегодня многие говорят, что преподавание теперь вообще надо вести исключительно в онлайн-формате. А вы что думаете по этому поводу?

- Балет без личного контакта педагога и учащегося невозможен, хотя онлайн-формат тоже важен, но искусство классического танца можно передать только "из рук в руки" и "с ног на ноги", по-другому просто не получится. К тому же, чтобы заниматься с детьми, и вовсе необходима особая энергетика, эмоциональная вовлеченность. Поэтому мы все в этот сложный период еще больше оценили значение настоящей личности в педагогике. А еще в полной мере прочувствовали, насколько уязвима творческая сфера.

- Ваша дочь Надежда последует за вами в профессии?

- В первую очередь хочу еще раз сказать мамам всех девочек: балет - это самая важная составляющая в воспитании. Ученицы наших школ приходили к нам с огромными проблема: неуклюжими, неловкими, неграциозными, но теперь это все позади!

Поэтому, разумеется, для своей дочери выбираю как главный приоритет именно балетное образование, а станет ли балет для нее профессией, я не знаю. Во всяком случае, мечтаю, чтобы и моя дочь, и все остальные девочки были стройными и с хорошей осанкой.

- Сейчас нередко балетом начинают заниматься взрослые женщины. Вы это приветствуете?

- Безусловно. В Европе, например, очень много балетных студий, рассчитанных на любителей хореографии. В свое время меня это покорило, и я захотела сама создать школу для взрослых женщин - по своему собственному методу. Что и сделала. И, кстати, сама вела по нему занятия в организованных для любителей группах.

У меня всегда была своя собственная гимнастика, которая максимально эффективно прокачивала все мышцы, и мне хотелось увести женщин из спортивных залов. Считаю, что железные тренажеры не для женщин. Мои рекомендации - балетные уроки под фортепианную музыку и никакого железа! Предлагаю упражнения, которые прорабатывают проблемные женские зоны и при этом дают очень хорошую дыхательную нагрузку.

- В следующем, 2021 году, будет отмечаться 85-летие со дня рождения вашего знаменитого отца, Мариса Эдуардовича Лиепы. Что-то планируете в этой связи подготовить вместе с братом Андрисом?

- Мы были бы счастливы создать музей отца в Риге, у нас есть там семейный дом с небольшим садом (наш дедушка выращивал розы и лилии в честь бабушки, которую звали Лилия). Мечтаем о небольшом музейном комплексе, но пока нет такой возможности. Брат сейчас является руководителем балетной труппы Государственного академического Большого театра в Ташкенте. Но, тем не менее, он не отрывается от Москвы, реализует свои уникальные проекты в Государственном Кремлевском дворце, и, конечно, я уверена, что Андрис обязательно организует вечер, посвященный отцу. Также в этом году - 95 лет со дня рождения великой балерины Майи Плисецкой, и Андрис участвует в большом проекте по приглашению Родиона Константиновича Щедрина. Надеемся, что 20 ноября Большой театр откроет свои двери для всех почитателей Майи Михайловны. Вообще мне кажется, что очень важно вспоминать великие имена, потому что это мостик между прошлым и будущим.

- Балет, на ваш взгляд, искусство для избранных?

- Балет - это искусство, которое постоянно развивается и очень радует, когда массовый зритель, который не воспитан в классических балетных традициях, вдруг открывает для себя искусство классического танца и понимает, что балет - это визитная карточка нашей страны.

Меня всегда радуют и волнуют отечественные фильмы о спорте, после которых испытываешь гордость за Россию. И мне очень хочется, чтобы мои сограждане испытывали гордость также и за наш русский балет.

Беседу вела Анжела ЯКУБОВСКАЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here