Балет с политикой. Танцоры, которые бежали из СССР

0
682

Источник: https://aif.ru

В сентябре 1970 года балерина Наталия Макарова попросила политического убежища в Великобритании.

На Родине Макаровой было грех жаловаться, ролями ее никто не обделял, она была и Жизелью, и Джульеттой, и Ниной в «Маскараде», и Одеттой, и Одиллией, все то, о чем мечтают многие балерины, но не получают и сотой доли такой востребованности.

Но Наталия всегда мечтала о чем-то другом. В сентябре 1970 года Наталия должна была репетировать новую партию. Она уже разучивала па, когда руководство Кировского театра предложило своей приме поехать на гастроли в Лондон. Наталия поначалу попыталась отказаться – ей нужно было репетировать с утра до вечера, но ее отказ не приняли. Пришлось лететь на Туманный Альбион. 

То, что случилось 4 сентября, стало громом среди ясного неба. Макарова находилась в гостях, там она сняла телефонную трубку, набрала номер полиции и попросила политического убежища…

 
 Оно ей было предоставлено в Великобритании. В чужой стране среди чужих людей она надеялась на успех. Но в лондонский театр оперы и балета Макарову не взяли. Не потому, что она им не подошла, а, скорее наоборот, потому что она была слишком хороша. Как говорят, балерины театра написали заявление руководству, в котором требовали не принимать Макарову в их театр, иначе вся труппа собиралась уволиться. В этом заявлении русскую приму иначе как выскочкой не именовали. Наталия попытала счастья в Париже. Но и там местные дивы наплели интриг, из-за которых Наталию не пустили на французскую сцену. Тогда Макарова отправилась в Америку.
 

В Америке Макаровой пришлось научиться жить в бешеном ритме, изучить новую американскую школу танца. Сама балерина вспоминала, что после переезда в США работала практически 24 часа в сутки.

Но Наталия ни о чем не жалеет. Как оказалось, ни новая американская жизнь, ни мировой успех, который пришел к ней со временем, для нее не стали важными и значимыми, в отличие от главного события – рождения единственного сына Андрея. 

Прежде чем отправиться навсегда за границу, Наталия развелась с мужем Леонидом Квинихидзе. Но одна балерина оставалась недолго. У нее была масса поклонников и среди них оказался Эдвард Каркара. Этот американский бизнесмен постоянно посещал спектакли с участием русской балерины, а однажды осмелился, подошел и попросил у нее автограф. Только спустя несколько месяцев после такой смелости, он снова собрался с духом и представился Макаровой. Так завязался их роман. Через 4 года они обвенчались в церкви. Примечательно, что корону над сбежавшей из СССР балериной держал сбежавший из СССР танцовщик Михаил Барышников.  

В Советском Союзе Макарова стала персоной нон-грата и только через 18 лет, в 1989 году она смогла приехать на Родину, выйти на сцену родного Кировского театра и увидеться с мамой, самым близким человеком, которого она не видела все эти 18 лет.

Никогда не возвращался

В отличие от своей коллеги, Барышников, с тех пор как покинул страну, на Родину никогда больше не приезжал. 

Карьера молодого танцовщика в СССР шла в гору. Ему было чуть больше 20-ти, а у него уже были квартира, автомобиль и немаленькая зарплата в театре. Но Михаил, как он сам признавался, всегда мечтал творить, а не быть чьей-то марионеткой, пусть даже и на первых ролях. Репертуар, предлагаемый ему руководством, его категорически не устраивал. 

Сам Барышников рассказывал, что везде чувствовал себя не в своей тарелке. В Латвии, где он жил с родителями и где его отец служил в советской армии, он понимал, что к его отцу, а соответственно и к нему относятся как к чужому, а в России, куда потом перебралась семья, на него смотрели как на странного латыша. 

В июне 1974 года Михаил отправился на гастроли в Канаду. Именно там ему предложили поступить на службу в Американский театр балета. Михаил, не задумываясь, согласился. Позже он признается: «В душе я всегда был американцем». Через 4 года после эмиграции Барышников стал руководителем Американского театра балета. В Америке Барышников стал звездой мирового уровня, он не только был успешен на сцене, но и стал сниматься в кино. В частности, Михаила можно увидеть в сериале «Секс в большом городе», где он сыграл одного из возлюбленных главной героини Керри Бредшоу.

Умер от тоски

Кстати, Барышников стал свидетелем побега и другого танцовщика Александра Годунова. В августе 1979 года Михаил специально раньше приехал с гастролей, чтобы увидеться с коллегами из СССР, Годуновым и его супругой Людмилой Власовой, которые ненадолго прибыли в США со спектаклями. 

У Годунова между выступлениями выдалось свободное время. Власова вспоминала, как она пришла в номер, а Саши нет. Все вещи остались на месте, он даже паспорт с собой не взял. Оказалось, что Годунов ушел к знакомым на конспиративную квартиру, откуда и попросил политического убежища. 

Людмила Власова отказалась остаться с мужем, хотя ей все это предлагали. Даже когда она зашла на борт самолета, вокруг лайнера кружили машины и не давали взлететь. Три дня самолет удерживался американскими властями в аэропорту. Те были уверены, что «кровавые советы» Власову удерживают насильно. Но она уезжала сама. 

Говорят, что Годунов не смог пережить этого расставания. Да, он танцевал на сцене, снимался в кино, даже закрутил роман с американской кинодивой Жаклин Биссет, но друзья видели, что депрессия не покидала Александра. 

Его нашли дома, спустя три дня после смерти. Никто не знал, что случилось. Говорят, что не выдержало сердце. Уже потом, спустя время, Жаклин по своей собственной инициативе повстречалась с Людмилой и сказала ей: «Всю жизнь он любил только тебя». 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here