В «Стасике» показали летящий поцелуй

0
154

Источник: https://www.mk.ru

Музыкальный театр открыл свой 102-й сезон

В фойе театра на Большой Дмитровке и на его лестницах предупредительные просьбы: «Пожалуйста, сохраняйте дистанцию 1,5 метра друг от друга»… На спинках кресел, которые зрители не должны занимать, надписи более шутливые: «Здесь Терпсихора. Осторожно! Не спугните музу»»… Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко открыл свой 102-й сезон грандиозным гала-концертом в двух отделениях.

Задуман он был худруком балетной труппы этого театра этуалью Парижской оперы Лораном Илером еще для завершения сезона предшествующего, но поскольку в связи с пандемией он не состоялся, идея «Гала-балета» (а именно такое название было у этого вечера) пригодилась и для торжественного открытия нового балетного сезона после вынужденного почти шестимесячного перерыва.

«Шахматная рассадка» тем не менее оказалась в театре не совсем и «шахматной»: поскольку билеты предусмотрительно продавались и для похода в театр всей семьей, зрители в масках (а иногда и без них) порой сидели не только по два-три человека, но занимали по четыре-пять мест подряд. Настроение это никому не портило — зрители соскучились по театру и предвкушали встречу с прекрасным…

Классику на этом вечере Лоран Илер чередовал с современными номерами, и открывала концерт сцена из балета «Лауренсия», показанная в «Стасике» с разрешения Тбилисского театра оперы и балета, где этот спектакль эпохи драмбалета идет до сих пор. Неожиданный ход с «Лауренсией» устроители задумали не случайно — ее вставили в честь 110-летия со дня рождения хореографа этого знаменитого балета Вахтанга Чабукиани, а выступившие в ней солистами Полина Заярная, Борис Журилов и Леонид Леонтьев порадовали энергетикой и качественно исполненным характерным танцем. Так что начало вечера настроило на оптимистический лад, и ожидания эти концерт вполне оправдал.

Составлен он был в основном из произведений, не входящих в балетную афишу театра, хотя и хорошо знакомых балетоманам. Приготовили то, что артисты этого театра исполняли крайне редко или не исполняли вообще. Например, па-де-де из балета «Золушка» было показано не в хореографии Олега Виноградова из спектакля, который шел здесь еще недавно, а в хореографии Рудольфа Нуреева из балета, который тот поставил специально для Парижской оперы. По этому поводу в театре даже возникли слухи, что вслед за нуреевским «Дон Кихотом» возможна и постановка нуреевской же «Золушки», действие которой, как известно, перенесено в Голливуд 30-х годов. Но Илер в разговоре со мной после концерта эти слухи опроверг.

Если говорить о том, что еще не состоится в этом сезоне, то так и не объявленная театром предновогодняя премьера балета «Щелкунчик» в постановке Юрия Посохова, тоже стала жертвой коронавируса. Об этом обозревателю «МК» сообщил сам балетмейстер, присутствовавший на Гала-концерте среди зрителей. Однако высока вероятность того, что театр ожидает другая премьера, отрывок из которой как раз показали во втором отделении концерта – па-де-де из еще не поставленного балета «Ромео и Джульетта» на музыку Прокофьева в хореографии солиста театра Максима Севагина.

Этот молодой танцовщик и балетмейстер расцветает как хореограф у нас на глазах и делает карьеру семимильными шагами: от недавних экспериментов на воркшопах Мариинки («Творческие мастерские молодых хореографов») и «Стасика» («Точка пересечения») до полномасштабного балета на большой сцене.

Любовная сцена Ромео и Джульетты у Максима Севагина получилась довольно музыкальной. К тому же ее прочувствованно и эротично исполнили облаченные в имитирующие наготу купальники телесного цвета (художник по костюмам Игорь Чапурин) прима и премьер театра Ксения Шевцова и Иван Михалев. Но вот сможет ли молодой хореограф сделать на таком же «пронзительном вздохе», как это любовном па-де-де, весь балет — покажет время.

Еще одной удачной премьерой вечера стал номер «Возьми меня с собой» польского хореографа Роберта Бондары на музыку группы Radiohead. Ведущий солист МАМТ Евгений Жуков и первая солистка театра Елена Соломянко исполнили его настолько стремительно, технично, чувственно и динамично, так естественно чувствуя себя в незнакомой хореографии, как будто всю жизнь только ее и танцевали.

«Таис» из балета французского классика XX века Ролана Пети «Моя Павлова» снискала у публики на концерте наибольший успех. Этот номер, поставленный в 1988 году на культовую пару Доминик Кальфуни и Дени Ганьо, гениально станцованный впоследствии Люсией Лакарра и Марлоном Дино трудно смотреть после исполнения этих великих артистов. И все же Оксана Кардаш и Иван Михалев, исполнившие его на вечере, сделали, казалось бы, невозможное: завораживали удлиненными и протяжными линиями своих тел, красотой и гармонией каждого наполненного любовью движения и замечательно выполненной поддержкой на одной руке в финале.

Дуэт другого знаменитого французского хореографа Анжелена Прельжокажа из его балета «Парк», поставленного в свое время как раз на нынешнего худрука «Стасика», Лоран Илер доверил самому красивому премьеру своей труппы Денису Дмитриеву и ведущей солистке театра Марии Бек. Самый протяженный в истории балета поцелуй, который танцовщики должны продемонстрировать, буквально впившись друг другу в губы (балерина при этом должна лететь в воздухе вращаясь вокруг оси партнера), у артистов не получился. Поскольку из-за эпидемии а Мариинском театре номер был вставлен в программу вместо классической «Эсмеральды», который Мария Бек должна была исполнить с другим партнером, приглашенным на Гала — премьером Мариинки Ксандером Паришом, показалось, что артистам «Стасика» просто банально не хватило времени на его подготовку. Чувствовалась в танце какая-то напряженность, к тому же балерина «пережимала» в эмоциях, сильно «наседая» на партнера. Что касается Дениса Дмитриева, то он вместе со своей женой балериной Эрикой Микиртичевой (успевшей получить в этом сезоне звание заслуженной артистки РФ) значительно удачнее показался в номере итальянца Мауро Бигонцетти «Кантата».

 Ввиду известности многих номеров, сравнений с другими исполнителями на этом Гала было не избежать. Популярная у наших балетоманов в исполнении Натальи Осиповой и Ивана Васильева, или Роберто Болле и Полины Семионовой «Кантата» тоже напрашивалась на сравнение. Но супружеская пара ухитрилась станцевать ее по-своему и при этом не уступить своим визави в накале чувств и эмоций, что, учитывая зашкаливающую энергетику знаменитых артистов, было делом довольно непростым.

Премьер же Мариинки Ксандер Париш в результате вышеперечисленных пертурбаций открыл второе отделение вечера один, отлично» вписавшись в забавный номер Эрика Готье «Балет 101».

Еще одним гостем из Петербурга был на Гала-балете Леонид Сарафанов, блистательно исполнивший вместе с примой «Стасика» Натальей Сомовой па-де-де из балета «Спящая красавица». Хороша была в классике и Оксана Кардаш, филигранно выступившая в финале вечере в Гран па из балета «Пахита». Чистейшим исполнением и изяществом этих артистов в хореографии Мариуса Петипа на вечере можно было только восхищаться. И все же современные номера оказались на этом Гала явно в численном преимуществе. Такова политика худрука труппы, сделавшего за прошедшие несколько лет театр самой передовой и по-европейски продвинутой балетной компанией страны.

Авторы:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here