Балет при карантине и пенсия в 38. Балерина Иляна Пухова о том, что происходит за кулисами большой сцены

0
418

Источник: https://rus.delfi.lv

автор: Виктория Трофимова-Гаике

 

Первые комплексы и шаги на большой сцене

 

Но попасть в балетную школу — это только первый шаг, далее важно удержаться в ней. Ежегодно все учащиеся сдают экзамены, но во время учебы Иляны по их итогам ученики вполне могли быть отчислены. Работать нужно было много.

"У меня, например, недостаточно подходящие данные для балета, а кроме того оказалось, что все время надо худеть. К сожалению, на выполнение элементов во время учебного процесса также смотрели через призму стандартов, с точки зрения — можешь или не можешь, не учитывая личный физический предел каждого. Хорошо, что физиотерапия за эти годы стала актуальной. Раньше балеринам приходилось много, но неправильно тянуться, "ломать" ноги. Спустя время эти травмы дают о себе знать. Очень распространены среди балерин проблемы со спиной и суставами, все это зачастую связано с неправильной работой на ранних стадиях".

Помимо физических травм неизбежны были и моральные — конкуренция, комплексы, самобичевание. "Когда ты ребенок, то воспринимаешь все гораздо острее, не можешь быть объективным. Был год, когда, кажется, я вообще не ела. Вот хочется шоколада, съедаешь плитку, и весь последующий день вообще ничего не ешь. Это неправильно, но ты не слышишь родителей, которые волнуются. Твой авторитет — педагоги, а они не всегда понимают, что некоторые замечания болезненно оседают у нас в головах".

 Самым волнующим этапом в ходе учебы для юных артистов было выйти на настоящую сцену. В младших классах им доверяли маленькие роли. Иляна, например, выступала в роли мышки в балете "Щелкунчик". "Нам казалось, что мы очень важны, что нас все видят и обсуждают", — смеется балерина. И до сих пор музыка Петра Чайковского для нее особенная: "Идеально продуманная, четко структурированная и воодушевляющая. Все артисты балета знают — "Щелкунчик" в зимний сезон — это тяжелое испытание. Репетиции с утра до вечера, несколько спектаклей в день. И вот мы 20-й раз танцуем, устали, но, благодаря этой музыке чувствуем эмоциональный подъем и находим внутренние резервы, чтобы танцевать".

Проходя практику на первом курсе Рижской балетной школы (в то время — Хореографического училища), в балетной труппе Латвийского национального балета Иляне сразу доверили танцевать балетные четверки — групповые номера четырех солистов. "Для меня первым таким опытом стала картина "Сон" в балете "Дон Кихот". Это так волнующе — твои будущие коллеги танцуют в кордебалете, а ты на переднем плане. В школьные годы мне посчастливилось много танцевать. Нынешним студентам выходы на сцену даются гораздо труднее, ведь они происходят так редко! Рада, что еще со школьных лет могла наблюдать за сильнейшими артистами балета и набираться у них опыта.

Будучи на последнем курсе, Иляна уже танцевала в составе балетной труппы Национальной оперы. Отношения в коллективе — очень важный момент, в балете это зачастую конкуренция, предполагающая большое количество критики и лишь изредка — похвалы. "Помню, как после первых премьер я приходила домой и плакала, делилась переживаниями с мамой, казалось, что никто за меня не рад. Но со временем все изменилось — сейчас отношения в труппе кажутся более теплыми, стало больше поддержки, дружбы".

Рабочий режим артиста балета — это ежедневные занятия у станка, оттачивание навыка различных прыжков, многочисленное повторение тех или иных комбинаций и репетиции, продолжительность которых зависит от репертуара. Обычно параллельно готовятся два спектакля. "Танцевать и классику, и современный балет на одной неделе очень сложно. И не думайте, что тяжело только солистам. Артисты кордебалета вкладывают не меньше усилий в постановку и должны выполнять сложные технические элементы. Несмотря на отсутствие роли, в которую надо вживаться, у них большая физическая нагрузка — больше спектаклей, больше репетиций".

 За две недели до премьеры начинается интенсивная работа на сцене с утра до обеда и вечером — с шести часов и до последнего.

Карантин как испытание на прочность

То, что артисты балета должны держать себя в форме, знают даже те, кто не видел ни одной постановки. Для этих целей всегда доступен зал и комнаты физиотерапии с соответствующим инвентарем, а также консультации с театральным физиотерапевтом.

Так получилось, что Иляна с момента начала работы в Латвийской национальной опере, с 2006 года, была вынуждена трижды ставить балет в своей жизни на паузу.

Первый раз — в 2016 году: она получила травму, из-за которой год не могла танцевать на большой сцене. "Было очень страшно, ведь 10 лет я работала на полную мощность, даже больничный не брала. Это случилось на гастролях в Италии, когда танцевали "Щелкунчика". Хотя мне и было больно ходить, я вышла на сцену и танцевала через боль, стиснув зубы. Затем — больничный. Пришлось много сил и времени вложить в восстановление здоровья, регулярно занимаясь и посещая процедуры у физиотерапевта".

 Вторая пауза наступила в связи с декретным отпуском, из которого Иляна вернулась в сентябре 2019 года. На тот момент еще ничто не предвещало, что весной 2020-го кто-то во всем мире нажмет на кнопку "Пауза" — введут карантин, отменят все развлекательные мероприятия и закроют театры. "Было так обидно, что большие спектакли, запланированные на март, отменились. Это такой шок — середина сезона и все, все закрывается".

Первый месяц карантина каждый артист балета делал то, что мог и хотел: физически пойти в зал или работать с физиотерапевтом было невозможно. Затем для труппы начали проводить дистанционные занятия через платформу Zoom. Уроки, которые в обычном режиме проводились каждый день, проходили три раза в неделю, дважды в неделю артисты балета таким же образом занимались с физиотерапевтом.

Когда в июне в Латвии отменили режим чрезвычайной ситуации, артистов балета поделили по группам и разрешили посещать репетиции — входить нужно было через одни двери, выходить через другие. Казалось бы, вернуться в творческий процесс спустя столько времени — радостно, но на самом деле, признается Иляна, работать в начале лета морально было очень тяжело. "Несмотря на всю строгость и собранность руководства, было чувство неопределенности. Мы не понимали, насколько быстро должны прийти в форму, концертов и постановок не намечалось, и вообще была большая вероятность, что оперу снова закроют. Очень трудно заниматься впустую, ведь когда ты готовишься к спектаклю, понимаешь, что от тебя требуется проработать, в какую роль надо "вжиться", а здесь и не знаешь, что будет", — объясняет балерина.

 И действительно — вскоре всех артистов балета отправили в отпуск на месяц. "Это было нехорошо с точки зрения физической формы, но морально спокойнее. Тем более, в это время уже можно было заниматься в театре самостоятельно. После отпуска все стало более понятно, а потому и намного радостнее — мы уже знали, что второго сентября премьера балета "Лебединое озеро" откроет новый сезон".

Премьера должна была состояться в любом случае — будь в зале 500 или 20 человек. И вот на календаре второе сентября. Волнующе выходить на сцену спустя столько времени. Трудно танцевать — месяцы простоя дают о себе знать. В зале нет знакомых лиц — родственникам артистов запретили приходить на спектакль. Нет цветов на сцене — во избежание распространения вируса зрителей попросили не выносить букеты. Но их можно забрать после спектакля. Были и приятные моменты. На премьере была очень душевная, даже семейная обстановка, говорит Иляна. При этом никаких завистливых взглядов из-за кулис, понимание того, что все работают на своем пределе и делают максимум возможного.

 Самыми трудными Иляна называет внезапные роли. "Например, если коллега уходит в декрет и девушке из кордебалета доверили ее роль. Требования будут высокие — как с солистки. Когда ты постоянно танцуешь в кордебалете, и вдруг тебе посчастливилось получить роль, ты либо справишься с ней, либо нет. И если нет, то вполне вероятно, что больше ролей тебе не дадут. Это часть нашей профессии. Ты можешь ждать своей очереди 10 лет или смириться и остаться в тени.

Для меня особенными стали роль Дездемоны в "Отелло", Мирты — в балете "Жизель", а самой удачной считаю роль феи Сирени в "Спящей красавице"".

Чем приходится жертвовать

С одной стороны, балеринами очаровываются и вдохновляются, с другой — заканчивается спектакль, балерина возвращается домой, где ей надо готовить и убирать. "Возможно, если муж тоже творческий, он более снисходителен. Есть мужчины, которые вдохновляются профессией жены и более домовиты. Мой муж не связан с творчеством и не перенимал обязанности по дому. Ему приятен мой статус, но, согласитесь, нелегко изо дня в день видеть рядом с собой вечно уставшего человека, с которым никуда ни выйти, ни съездить. Поэтому муж создает все условия, чтобы я могла отдыхать — у нас есть помощница по дому и няня для ребенка".

В целом в силу своей профессиональной деятельности артистам балета приходится многим жертвовать. Во-первых, это большая физическая нагрузка. Во-вторых, постоянный контроль веса. В-третьих, грим, от которого страдает кожа лица. В-четвертых, работать приходится и в субботу, и в воскресенье, поэтому тяжело организовать отдых с семьей, а в рабочие дни ты никогда не знаешь, во сколько удастся освободиться, соответственно, трудно что-то запланировать. Ну и взять отпуск в любой момент не получится — только летом.

Основной вид отдыха для артиста балета — пассивный. "После долгих занятий в зале хочется гулять или читать, а после интенсивной череды спектаклей еще и вкусно покушать, побаловать себя… Ведь мы, хоть и много двигаемся, и едим сладкое каждый день, но работаем допоздна. Вернувшись домой, наедаться уже не хочется, лучше пойти спать, чтобы восстановиться к следующим репетициям и спектаклям".

На пенсию — в 38 лет

Иляна танцует в составе балетной труппы Латвийской национальной оперы с 2006 года. Поскольку это требует огромных физический затрат и внутренних резервов, профессиональный век балерины короткий — выйти на пенсию можно в 38 лет, либо достигнув 18-летнего рабочего стажа.

"О пенсии я задумалась уже в 2016 году, когда получила первую травму и занималась своим здоровьем на больничном. Морально готовила себя к тому, что не вернусь. Хотя, наверное, ты никогда не будешь морально готов к выходу на пенсию и всегда будешь думать, что еще можешь. В этом положительный момент травм — после них понимаешь, что всему приходит конец, и с этим надо ужиться".

Иляна вспоминает, что родители всегда готовили ее к тому, что балет — та сфера деятельности, где можно легко потерять работу, в том числе из-за травм, поэтому еще тогда, с 10-го по 12-й класс, она училась одновременно и в балетной, и в общеобразовательной школе. А потом поступила в Балтийскую международную академию, в которой получила степени магистра по программе "Менеджмент культуры".

Это один из вариантов, чем можно было бы заняться после выхода на пенсию. Другой — стать хореографом или педагогом. Но Иляна признается, что вряд ли смогла бы сама поставить балет. "Чтобы быть хореографом, нужен талант. При прослушивании музыки у меня в голове не возникает картинка танца. А создавать плохую постановку я не хочу. Зато я уже пробовала себя в роли педагога и могла бы преподавать. Сейчас вообще очень много разных возможностей. К тому же целеустремленность, трудолюбие, самодисциплина и самокритика — это те важные качества, которыми обладают артисты балета и которые делают их замечательными работниками в любой сфере", — подчеркивает Иляна.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here