ТАНЦЫ НА ОСТРИЕ — Балет 24

ТАНЦЫ НА ОСТРИЕ

Нитки, ножницы и терка…

 По-настоящему

танцевать любят

лишь те, кто танцует

голыми ногами

на колючей траве

(Т.Фуллер)

 

 

Немного истории. Сегодня, замирая перед сценой, на которой парят, крутят на пуантах фуэте балерины, сложно представить себе, как это было, когда пуантов не было. Танцевали в сандалиях или в туфлях на каблуке эпохи Людовика XVI.  Тацовщицы поднимались на кончики пальцев (sur les pointes), помещая в туфли кусочки пробки. Карло Блазис написал об этом в своей книге «Танец Терпсихоры». Кстати, именно его и Шарля Дидло считают «изобретателями» балетной туфельки.

Первой на пуантах танцевала Мария Тальони в балете «Зефир и Флора» (1830).  Через десять лет на пуанты встала и прима Большого театра Екатерина Санковская.

В наше время только за один сезон прима «станцовывает» более трех сотен пуантов (но кто считает).

В XIX-м веке обувь для всемирно известных русских балерин производили мастерские, созданные специально при театрах. Такие были и есть в Большом. Но сегодня заказов у них, к сожалению, гораздо меньше.  Слишком много конкурентов.

- В театре есть мастерские, но ими давно уже никто почти не пользуется. Гришко стали лучше, за неделю не ломаются. Но у меня Санша, хотя многие сейчас используют американские пуанты Гейнор. Они держатся до 6 месяцев (нужно только стирать и пяточки обшивать), - говорит балерина Большого театра Ольга.

Эксклюзивная работа. Пуанты в России это ручная работа и натуральные материалы. Конечно, присутствуют инновации, благодаря которым появились бесшумные пуанты.

- К огромному сожалению, сегодня нет профессиональных училищ, где готовят швей и мастеров по пошиву этой обуви. Они выходят, что называется, из-под руки мастера. Этот промысел передается из поколения в поколение, что, кстати, является дополнительной гарантией качества, -  мастер в третьем поколении Виктор Крычев, говорит с гордостью.

Для того, чтобы изготовить пуанты надо выполнить сто операций и изготовить 50 деталей. Верх – из бязи и атласа, причем последний не должен привычно «бликовать». Подошва – из натуральной кожи. Основная деталь – «коробочка» («стакан») и ее делают из шести слоев мешковины и текстиля, клея одну на другую на вывернутый носок (техника папье-маше). Заготовку помещают на колодку, придают форму и полируют. Молотком. Верх и низ сшивают вручную нитью, обработанной канифолью и воском. Затем сушат при температуре 40-50 градусов в течение 12 часов.

Это интересно. В Санкт-Петербурге пуанты называют «ковками» и «касками». В Москве «пальцами».

Подбор пуантов.  Этим занимаются с помощью фиттера – специалиста по подбору балетной обуви. Еще одна уникальная профессия, без которой балетным было бы трудно. Он не только снимет точные мерки, но и подберет одну из 12 моделей колодок будущих пуантов. Пуант должен держать стопу так, чтобы она не болталась, но не сковывать. У балерин обычно с собой целый набор «инструментов» по уходу за балетной обувью. Ольга даже не скрывает:

- Я до сих пор заливаю лак для волос, чтобы пуанты еще продержались пару дней. Водичкой пшикую на стакан пуанта, он размягчается (раньше размягчали молотком).  В общем, нитки, ножницы, терку для пуант – это с собой в мешок!

Новые пуанты сразу не надевают, долго разнашивая.  По-другому никак, ведь профессиональная балерина проводит «на острие» значительную часть своей жизни. Ольга встала на пуанты еще в училище:

- Привыкала к пуантам 5 лет, до сих пор боль. Как спастись? Никак, живу с этим. Это надо быть фанатиком, чтобы привыкать к этому всему и естественно ЛЮБИТЬ.

Наверное, остается только пожалеть, что мастерство изготовления балетных пуантов, которое можно смело приравнять к русским промыслам, перестает быть востребованным в храмах балета, в театрах. Что до сих пор, несмотря на популярность и важность, нет образовательных учреждений, где готовили бы людей этой профессии. Видимо, проще уступить свой, заслуженный веками пьедестал, зарубежным конкурентам.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *