8 ФЕВРАЛЯ — Балет 24

8 ФЕВРАЛЯ

Состоялся первый балетный спектакль в России (1673 г.) - «Балет об Орфее и Эвридике» .

Представление, скорее всего,  было показано на масленицу, 8 февраля в селе Преображенском (под Москвой).  По указу царя Алексея Михайловича там возвели «комедийную хоромину» - придворный театр, стены и полы которого были обиты дорогим сукном. Сцену отгородили завесой. Вероятно, постановщиком «Балета об Орфее и Эвридике» стал Никола Лима – офицер инженерных войск, возможно, шотландец по происхождению, который хорошо разбирался в танцах. Предположительно, он стал первым в Москве хореографом, педагогом и танцовщиком. Ему в учебу было отдано  десять «мещанских детей» из Немецкой слободы, а через год их число удвоилось.

Вероятно, царю представляли балет немецкого композитора Генриха Шютца. Сведений о нем сохранилось немного – особенно современникам почему-то запомнилось па-де-труа Орфея с двумя пирамидами. Балетмейстер, видимо, буквально понял слова греческого мифа о том, что пение Орфея заставляло двигаться деревья и скалы. Были ли пирамиды инженерными сооружениями, или их изображали танцовщики историкам доподлинно неизвестно.

Все партии исполняли мужчины. В духе европейских балетных представлений, танцевальные номера сочетались с диалогами и пением. Сами танцы представляли собой шаги, остановки, эффектные позы, поклоны. В последующем, трупа участвовала в еще нескольких постановках. После смерти царя Алексея Михайловича представления надолго прекратились и даже хоромина была закрыта.


Родился Владимир Юдич Василёв (1931 г.) –  балетмейстер, Народный артист Российской Федерации.

В 1943 году Василёв поступил в хореографическое училище при Большом театре, по его окончанию проработал 20 сезонов в Большом и станцевал около двадцати партий в балетах: «Бахчисарайский фонтан», «Ромео и Джульетта», «Спартак», «Щелкунчик», «Гаянэ», «Коппелия».

Параллельно окончил ГИТИС с дипломом актера и курс молодых сочинителей у Николая Каретникова. Сначала ставил концертные номера для солистов Большого, затем стал сочинять балеты. В 1971 году в Ленинградском театре оперы и балета имени С.М.Кирова им был поставлен балет Андрея Петрова «Сотворение мира». В Большом театре поставил: «Ванина Ванини», «Геологи», «Весна священная» и др.

В 1977 году стал одним из руководителей концертного ансамбля  СССР «Классический балет», который в 1992-м стал называться Государственный академический театр классического балета под руководством Н. Касаткиной и В. Василёва. Вместе с Н.Касаткиной они стали авторами и постановщиками трех опер и более двадцати балетов. Кроме того, они первые стали заниматься реставрацией старинных балетов, пригласив для этого зарубежного хореографа Пьера Лакотта.  В 1980 году в его реставрации был показан  старинный балет «Натали, или швейцарская молочница» композитора А. Гировеца, созданный в 1821 году основоположником романтического балета Филиппом Тальони. Не смотря на любовь к авангардным постановкам, Владимир Юдич сохранял традиции классического балета, которые перенял у своих учителей и друзей -  Евгения Сумбатовича Качарова и Екатерины Васильевны Гельцер


Родился Лев Самойлович Бакст (Лейб-Хаим Розенберг) (1866 г.) - выдающийся художник, дизайнер и сценограф.

Детство Лейба прошло в Петербурге, где жил его дед, любивший светскую жизнь и роскошь. Дед был богатым портным, перенесшим в квартиру на Невском проспекте шик французского салона. Талантливый мальчик поступил вольноприходящим учеником в Академию художеств в Петербурге. Но Академию он бросил и занимался под руководством Альберта Бенуа, подрабатывая иллюстрацией книг. В 1893 участвовал в своей первой выставке, избрав псевдоним Леон Бакст. В том же году Бакст отправился учиться в Париж.  Вскоре Леон присоединился к творческому кружку, который формировался вокруг Сергея Дягилева и Александра Бенуа, позднее превратившийся в журнал «Мир Искусства». Публикуя свою  графику в этом журнале, Бакст стал знаменит настолько, что получал заказы непосредственно от Николая II.

В 1903 году в Петербурге Бакста попросили принять участие в оформлении балета «Фея кукол» - с этого момента родилась его слава как театрального художника. Вершиной творчества Бакста стали декорации для дягилевских балетов: "Клеопатра" 1909г., "Шахерезада" 1910г., "Карнавал" 1910г., "Нарцисс" 1911г., "Дафнис и Хлоя" 1912г. Эти постановки, как писали критики, буквально "свели с ума Париж". И положили начало мировой славе художника.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *