12 ФЕВРАЛЯ

0
105


Родилась Анна Павлова – великая русская балерина (1881 г. )

Балет очаровал Анну, когда она впервые увидела «Спящую красавицу» в Мариинке, куда привела ее мама. Она сразу поняла, чем хочет заниматься всю жизнь, хотя ее первые педагоги были не уверены, что из Анны получится толк.  По окончанию Вагановского училища, Павлову приняли в труппу Мариинского театра. Именно она, впервые, на благотворительном вечере исполнила миниатюру «Умирающий лебедь», ставшую символом русского балета.

Павлова участвовала во всех «Русских сезонах» Сергея Дягилева в Париже. Пыталась ставить сама. В 1909 году для своего дебюта она выбрала «Ночь» Рубинштейна. Ее творчество одобрили. Следующими были «Стрекоза» Ф. Крейслера, «Бабочка» Р. Дриго, «Калифорнийский мак».
В этих номерах классика переплеталась со свободной пластикой.

В 1910 году Павлова ушла из Мариинки, создав собственную труппу и отправившись на мировые гастроли. Узнав о революции в России, решила не возвращаться. Вскоре Анна подписала контракт с Нью-йоркским театром, продолжая много гастролировать по миру. Итальянский мастер Нинолини делал для Анны Павловой, в среднем, две тысячи пар балетных туфель в год и их не хватало - настолько напряженным был ее повседневный труд.


Родился Бахрушин Алексей Александрович (1865) — русский купец, меценат, собиратель театральной старины, создатель частного литературно-театрального музея.

С ранних лет родители привили ему любовь к искусству, к театру. Будущий знаток театральной старины с шестилетнего возраста стал завсегдатаем Большого театра, потом — поклонником труппы Малого театра, а впоследствии сам пробовал играть на сцене Перловского театрального кружка. С подачи двоюродного брата, Бахрушин загорелся страстью к коллекционированию театральных предметов, а 30 мая 1894 года впервые показал друзьям свою коллекцию. 29 октября того же года представил свое собрание для обозрения театральной общественности Москвы. С этого дня  началась биография первого московского литературно-театрального музея.

Изюминкой бахрушинского собрания была коллекция балетных туфелек со времен Тальони до Павловой.


Родилась Лиссет Дарсонваль (настоящее имя и фамилия - Алис Перро) (1912 г.), французская актриса, балетмейстер и педагог.

Сводная сестра танцовщика Сержа Перро, Лиссет сперва танцевала на Монмартре, но в 23 года была замечена и принята в труппу Парижской оперы. Там она занимается под руководством Николя Герра и становится звездой "поколения Лифаря". В 1940 году первой из артистов, получила звание "л 'этуали" Парижской оперы. В это же время поставила грандиозное шоу "Три века танца в Опере" где ее консультировали Карлотта Замбелли, Альберт Авелин и Виктор Гзовский.

В 1957 году она руководила балетом Парижской оперы, который она оставила в 1960 году, чтобы возглавить балет Ниццы.


Родилась Галия Баязитовна Измайлова - советская балерина, балетмейстер, хореограф, педагог. Народная артистка СССР. 

Одиннадцатилетнию Галию, выступавшую на танцевальном конкурсе в Ташкенте, заметили преподаватели открывшейся школы балета и пригласили ее заниматься танцем профессионально. В 1935—1941 годах она училась в Узбекской республиканской балетной школе, после чего была принята в театр, где стала прима-балериной. В 1947 году на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Праге Галия выиграла первую премию за исполнение бухарского танца «Занг». Помимо балетного репертуара театра, танцевала национальные танцы, в том числе других стран Востока от Японии до Аравии. С 1958 года занялась преподавательской деятельностью и воспитала несколько поколений артистов. С 1985 — балетмейстер Государственного Академического Большого Театра оперы и балета им. А. Навои. Поставила свыше 30 спектаклей.


Родился Владимир Скуратов (Скуратофф) (1925 г.)  - французский артист балета, хореограф.

Родившийся в семье русских эмигрантов, мальчик мечтал стать музыкантом, но родители с детства отдали его в балет. Так он оказался единственным мальчиком в школе Ольги Преображенской. Она увлекла своего ученика балетом, передав затем танцовщику Александру (Алексу) Волинину. В 1944 году Скуратов вышел на сцену в балете Ролана Пети "Нарцисс".  Он работал в самых известных трупах - Балете Монте-Карло, Балете Парижа, Балете Елисейских полей, балете маркиза де Куэваса.  Покинув сцену, занялся постановками для оперетты. Несколько лет проработал балетмейстером в театре Страсбурга. В 1970—1990 годы — главный хореограф Большого театра в Бордо.


В Большом театре состоялось первое представление балета "Лиза и Колен, или "Тщетная предосторожность"(1845 г.) в постановке Ираклия Никитича Никитина (по редакции Ш. Дидло).

«Тщетная предосторожность» — самый старый из дошедших до нашего времени балетов, его премьера состоялась в Бордо 1 июля 1789 года. Но постановка претерпела массу изменений, и ее ставили самые разные балетмейстеры. Ираклий Никитин, бывший танцор Императорского балета, был переведен из Петербурга в Москву в результате засилия иностранцев на петербургской сцене. Первую постановку "Тщетной предосторожности" он поставил еще в Петербургском театральном училище. Роль Колена была одной из его любимых, и он повторил свою постановку в Большом театре. Балет был поставлен в версии музыки Луи Герольда. В московской постановке Лизу исполняла Екатерина  Санковская - одна из талантливейших российских балерин, за особую популярность получившая прозвище "Царица молодежи".


Состоялась премьера балета «Каменный цветок» («Сказ о каменном цветке») (1954 г.) на музыку Сергея Прокофьева в хореографии Михаила Лавровского.

Последний балет, сочиненный Сергеем Прокофьевым, работу над которым он продолжал с 30-х годов, когда впервые появился замысел национальной сказки, до самой смерти, когда постановка, одобренная Большим театром еще в 1949 году, так и не появилась на свет.  Премьера прошла спустя почти год после смерти композитора. Дирижировал спектаклем Юрий Файер, в роли Катерины танцевала Галина Уланова.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here