ТОР-5 БАЛЕТНЫХ БЕГЛЕЦОВ ИЗ СССР — Балет 24

ТОР-5 БАЛЕТНЫХ БЕГЛЕЦОВ ИЗ СССР

Сегодня, в честь прошедшего юбилея Михаила Барышникова, мы решили посвятить наш ТОР тем артистам балета, которые, бежав из СССР, сделали себе карьеру на Западе.


Валерий и Галина Пановы - артисты балета Кировского театра Валерий Панов и его вторая жена Галина Рогозина ещё в 1972 году подали прошение на визу в Израиль, но их тут же сделали невыездными.
Из-за этого были отменены все гастроли Кировского и Большого театров. Артистов уволили из труппы. Панов сопротивлялся и требовал открыть ему выезд, за что оказался в тюрьме. Международная огласка сыграла свою роль - под угрозой бойкота Кировского театра за границей,  в 1974 г.  артисты были высланы в Израиль. За годы на Западе Панов танцевал и ставил спектакли в различных театрах Европы и Америки, среди которых Балет Сан-Франциско, Берлинская государственная опера, Венская государственная опера. В 1984—1986 годах он возглавлял Королевский балет Фландрии, с 1991 года руководил балетной труппой Боннского театра оперы и балета. В Израиле создал свой театр «Театр-балет Панов Ашдод»,


Наталья Макарова - Осенью 1970 года Макарова приехала на гастроли в Лондон с труппой Кировского театра. У неё не было мыслей не возвращаться в Советский Союз. Балерина никогда не ругала свою страну и не выдвигала политических лозунгов. Для этого и не было причин — Макарова была ведущей балериной Мариинского театра. Лондонские гастроли прошли с успехом, имя Макаровой было первым в списке гастролёров. Она купила себе автомобиль, родным — подарки. Но когда приехала в аэропорт, чтобы лететь вместе с труппой обратно в Ленинград, неожиданно попросила у властей политического убежища.

 

С декабря 1970 года Макарова — прима-балерина Американского театра балета, с сентября 1972 года — приглашённая звезда лондонского Королевского балета, с декабря 1984 года — постоянная приглашённая звезда лондонского «Фестиваль-балета». Также много танцевала в труппе Марсельского балета, где балетмейстер Ролан Пети поставил специально для неё балет «Голубой ангел». Неоднократно выступала с труппами таких крупнейших балетных театров, как Дойче-опера, Гамбургский балет, Штутгартский балет, Шведский королевский балет, Национальный балет Канады, Парижская национальная опера и других. Много работала в качестве балетмейстера и даже выступила в амплуа драматической актрисы.


Рудольф Нуриев - его "прыжок к свободе" в 1961 году был совершен в большой степени под влиянием обстоятельств: Нуриев вел себя на гастролях в Париже далеко не так, как подобало образцовому советскому гражданину - нарушал режим, заводил знакомства с французской богемой, в том числе с гомосексуалистами. Возвращение на родину грозило реальным тюремным сроком, и тогда в аэропорту Нуриев попросил политического убежища во Франции.

На Западе Нуриев сперва переехал в Данию, где близко сошелся с Эриком Бруном, ставшим его сексуальным партнером,  потом танцевал в Лондоне, Вене, Париже.

С 1983 по 1989 год Нуриев являлся директором балетной труппы парижской парижской Оперы, поставил там несколько спектаклей. Активно продвигал на первые позиции молодых артистов, иногда, как в случае с Сильви Гиллем, весьма условно соблюдая принятые в Париже ступени иерархии. Среди «плеяды Нуреева» — Элизабет Платель, Моник Лудьер, Изабель Герен, Манюэль Легри, Шарль Жюд, Лоран Илер.


Михаил Барышников - летом 1974 года гастрольная группа из самых знаменитых артистов балета СССР отправилась в Канаду, от Кировского театра в ней участвовали только Ирина Колпакова и Михаил Барышников. Через несколько дней к Барышникову прилетел его бывший коллега Александр Минц, эмигрировавший в США двумя годами раннее. Минц хотел не просто повидать друга, но и передать, что Барышникова хотят принять в труппу Американского балетного театра. Эта новость стала решающей - Барышников обожал современную хореографию, мечтал танцевать Баланчина, а в СССР его репертуар жестко ограничивался классикой.

29 июня перед заключительным концертом Барышников встретился с адвокатом и подписал бумаги, где просил политического убежища. Как только были сделаны все необходимые документы, Барышников переехал в США. Железный характер артиста помог ему занять ведущие позиции в АБТ.  Его влияние в балете стало велико настолько, что когда его "ушли" из АБТа, создал собственную труппу и продолжил успешную карьеру. Барышников и сегодня - один из самых популярных артистов на Западе, снимается в кино и рекламе, занимается фотографией и коллекционированием живописи.


Джордж Баланчин - сейчас мало кто помнит, что Баланчин тоже был эмигрантом и "невозвращенцем", покинувшим СССР во время гастролей в Германии.

"1923 год подходил к концу. Из петербургского Мариинского театра мы поехали на гастроли в Германию. Я просрочил дату возвращения. В один дождливый день я получил телеграмму: "Немедленно возвращайтесь домой, не то ваши дела будут плохи". Телеграмму подписывал комендант Мариинского театра. Вот я и испугался, раз он пишет, что мои дела плохи. Испугался и остался", — писал он в своих воспоминаниях.
В Париже Баланчин стал работать на Дягилева, и вскоре обрел свой индивидуальный стиль хореографа. Для него самым главным в танце была чистота и строгость исполнения.
"У нас была настоящая классическая техника, чистая. В Москве так не учили… У них, в Москве, все больше по сцене бегали голые, этаким кандибобером, мускулы показывали. В Москве было больше акробатики. Это совсем не императорский стиль", — вспоминал Баланчин о своих годах учебы в Императорском балете. Этот "императорский стиль" Баланчин сделал своим творческим кредо. Когда Баланчин приехал в Америку, классический балет  там только зарождался и не было никаких традиций этого искусства. Балеты Баланчина определили собой эпоху в американском балете, а на сегодняшний день являются образцовыми для всей мировой хореографии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *