20 ФЕВРАЛЯ — Балет 24

20 ФЕВРАЛЯ

Родился Леон Вуйциковский (1899) -польский артист, балетмейстер, педагог.

С 1914 г. танцовщик "Театра Вельки" в Варшаве; в 1915-29 гг. в труппе Русский балет Дягилева, в 1924 году исполнил знаменитый "Послеполуденный отдых фавна", был солистом выступая с Тамарой Карсавиной и Анной Павловой.

Затем выступал в труппах А. П. Павловой (1929-31), "Балле рюс де Монте-Карло" (1932-35), "Балле рюс дю колонель де Базиль" (1936-1938). В период второй мировой руководил балетной школой в Варшаве. После войны он остался в Кракове, с 1946 года в Варшаве был хореографом музыкальной и оперной сцены муниципальных драматических театров. 1950-1952 хореограф Познанской оперы. В 60-е годы с Леонидом Мясиным (1960 г.), занимался фестивальным балетом в Лондоне, в начале 70-х вернулся в Польшу, как хореограф и преподаватель в Большом театре в Варшаве.


В Большом театре (1975 г.) состоялась премьера балета "Иван Грозный", балетмейстера Юрия Григоровича, на музыку Сергея Прокофьева.

07.02.1975 Костюмеры ГАБТ СССР готовят к выступлению балерину Наталью Бессмертнову (в центре), исполняющую роль Анастасии в балете композитора Михаила Чулаки "Иван Грозный". Александр Макаров/РИА Новости

История создания балета очень интересна. Еще в 1942 году Сергей Прокофьев стал автором музыки к фильму Эйзенштейна «Иван Грозный».Фильм долго снимался и, в конце концов, был положен «на полку». Прогрессивные деятели  культуры хотели сохранить хотя бы музыку. Идея создания хореографического спектакля на нее, возникла у А.Стасевича и ее поддержал балетмейстер Юрий Григорович. Для редактирования музыки пригласили композитора М. Чулаки.

 Юрий Григорович так говорил об Иване Грозном: «Я не стремлюсь никогда давать оценки подобным глобальным явлениям в своих спектаклях… Балет вообще не для того существует! Но свое понимание пути Ивана у меня, конечно, есть. Страшный ли он человек, этот „собиратель Руси“, Государства Российского? Конечно,  страшный. Сцены из жизни царя, как они у нас собраны и организованы, говорят о том, что движение от власти — к абсолютной власти в итоге раздавливает властителя. Молодой Иван-воин, „воевавший Казань“ и вступающий в Москву под трубные возгласы народа, готовится в финале балета слушать трубу Архангела и предстать перед вечным судом. Ивана судят уже четыре века, отношение к нему периодически меняется, кто-то Ивана Великого считает Великим учителем, кто-то исчадием ада. Но интересно, что его фигура все не уходит, и не уходит из народного сознания. В этом нескончаемом потоке времени балетным театром ищется и своя художественная истина». Первыми исполнителями стали: Иван – Ю.Владимиров, Анастасия – Н.Бессмертнова.


Состоялась мировая премьера балета Уильяма Форсайта "Вторая деталь" (1991 г.) в Национальном балете Канады (Торонто)

Уильям Форсайт- легендарный хореограф, один из главных теоретиков и практиков танцевального искусства конца XX - начала XXI века. Следом за Джорджем Баланчиным, он определил развитие классического танца, став одним из главных представителей неоклассики. "Вторую деталь" Форсайт сочинил в разгар франкфуртского периода, в начале 1990-х.

Как отмечал Алексей Мирошниченко: «The Second Detail— один из хрестоматийных балетов Уильяма Форсайта. И в России он до сих пор оставался неизвестным. В действительности The Second Detail концептуальнее других балетов, исполнявшихся в прежние годы в Мариинском театре...В этом балете как никогда ярко воплощена идея точек в пространстве, в которых зарождается движение, и каждый жест танцовщиками исполняется супервыворотно и суперточно. В The Second Detail видно, как Форсайт синтезировал классическую традицию пуантного танца с новаторскими идеями основоположника направления «модерн» Рудольфа Лабана и окрасил все в свой цвет. В результате мир получил Леонардо да Винчи от балета».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *